914

23 ноября 2018 в 15:08

Бюджет прошел первое чтение

Главным пунктом повестки третьего (очередного) пленарного заседания стал проект закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, длительные обсуждения по которому заняли практически весь первый день сессии.

Основные параметры
С докладом об основных параметрах госбюджета на предстоящий год выступил министр финансов Якутии Валерий Жондоров.
«При формировании проекта учтены изменения бюджетного и налогового законодательства, планируемые к внедрению в предстоящих финансовых периодах: продление централизации 1% налога на прибыль организаций до 2025 года в федеральном бюджете; вывод из-под налогообложения налогом на имущество организаций «движимого имущества»; увеличение ставки налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередач до 2,2 процента; а также учитывалось применение льготного налогообложения для налогоплательщиков, включенных в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и участников региональных инвестиционных проектов», – проинформировал Валерий Жондоров.
Налоговые доходы на 2019 год прогнозируются в сумме 104 млрд 619 млн рублей. Прогноз по неналоговым доходам составит 21 млрд 192 млн рублей со снижением к показателям 2018 года на 5 млрд 23 млн рублей. Основная сумма поступлений неналоговых доходов прогнозируется в виде дивидендов, из них от АК «АЛРОСА» (ПАО) – 16,2 млрд рублей. Поступления из безвозмездных источников прогнозируются в сумме 54 млрд 430 млн рублей, из них дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности – 46 млрд 907 млн рублей.
Параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сформированы по 23 государственным программам, реализуемым с 2018 года. Общий объем программных расходов с учетом федеральных средств на 2019 год составит 171 млрд 675,3 млн рублей, на 2020 год – 155 млрд 104,4 млн рублей, 2021 год – 154 млрд 155,4 млн рублей. Объем Инвестиционной программы без учета средств Дорожного фонда на 2019 год определен в размере 8 млрд 89,3 млн рублей, на 2020 год – 5 млрд 774,3 млн рублей, на 2021 год – 5 млрд 465,8 млн рублей.
«Возможно, что распределение на следующий период по национальным проектам софинансирования с федеральным бюджетом наших расходных полномочий составит не менее 15 млрд рублей на 3-летний период. По сносу аварийного жилья мы пока видим сумму на 6-летний период в размере до 60 млрд рублей», – также отметил Валерий Жондоров, отвечая на вопросы депутатов о возможных дополнительных средствах для реализации «майских» указов президента страны. Он также выразил предположение, что в ходе исполнения государственного бюджета в 2019 году доходная часть пополнится другими безвозмездными поступлениями и достигнет 200 млрд рублей. Напомним, что когда бюджет 2018 года принимался в первом чтении, то его доходная часть прогнозировалась на уровне 169 млрд 773 млн рублей, по итогам года составив около 208,5 млрд рублей.
Также в качестве содокладчиков с предложениями и замечаниями по законопроекту выступили председатель Счетной палаты Якутии Егор Марков и председатель постоянного комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев.

Расходы в рамках доходов
Во время выступлений народных депутатов практически каждый парламентарий отметил необходимость повышения той или иной статьи расходов госбюджета республики. Потребность на самом деле огромна, каждый из поднимаемых вопросов – безусловно важен и носит насущный характер, но, как отметил председатель правительства Якутии Владимир Солодов, республике нужно придерживаться консервативного сценария и «тратить ровно столько, сколько зарабатываем». Он добавил, что с учетом тех ошибок, которые были допущены в прошлые годы, более правильным и обоснованным подходом будет распределение дополнительных доходов по мере их поступлений в течении года.
Владимир Солодов охарактеризовал проект госбюджета Якутии на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов как крайне напряженный вследствие того, что в июне 2018 года, на момент его назначения на должность исполняющего обязанности председателя правительства, разрыв между доходами и расходами госбюджета республики составлял более 20 млрд рублей.
При этом, по его словам, ситуацию, установившуюся на сегодняшний день к середине ноября 2018 года, можно назвать относительно благоприятной, потому что удалось сбалансировать бюджет и появилась уверенность в том, что разрыв не будет превышать 1-1,5 млрд рублей. Он выразил полное несогласие с предложениями по изменению расходной части бюджета в сторону увеличения, так как это может привести к ситуации, подобной прошлогодней.
«Хочу отметить, что бюджет в большой степени носит социальный характер. Мы действительно до сих пор не можем выделить достаточно средств для развития прорывных направлений – креативной индустрии, туризма, развития инновационной сферы и прорывных отраслей промышленности», – также отметил председатель правительства Якутии Владимир Солодов.

Предложения правительству
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев высказался в поддержку председателя комитета по селу и аграрной политике Андрея Находкина по сохранению параметров государственной программы республики по развитию сельского хозяйства на уровне 2018 года и дал соответствующее протокольное поручение.
Также председатель парламента отметил необходимость начала подготовки к юбилейным мероприятиям празднования 75-летия Великой Победы, которое состоится в 2020 году. Он выступил с предложением изыскать дополнительные средства на установку памятника легендарному якутскому снайперу времен Великой Отечественной войны Ивану Кульбертинову. Петр Гоголев призвал все депутатские объединения держать на контроле вопрос подготовки к юбилейным мероприятиям.
По инициативе народного депутата Виктора Федорова было в том числе запротоколировано поручение бюджетному комитету с тем, чтобы предложить правительству Якутии воздержаться от практики замещения бюджетных ассигнований районам «алмазной провинции» на внебюджетные выплаты компании «АЛРОСА». Также по его инициативе было дано поручение с просьбой предоставить до второго чтения проекта закона бюджета 2019 года отчет об эффективности налоговых льгот. Было в том числе поддержано предложение парламентария по поддержке развития малой авиации, в частности по выделению 223 млн рублей государственных гарантий для предоставления субсидий на приобретение трех самолетов «Cessna-208» вместимостью до 12 человек, которые планируется запустить в 12 населенных пунктов республики с рейсами 3 раза в неделю по ценам, ниже существующих.
В окончательный проект постановления Госсобрания (Ил Тумэн) были внесены поправки, представленные председателем комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимиром Прокопьевым. Профильным комитетом было предложено предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию плана мероприятий по реализации указа главы Якутии «Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)», а также разработать и утвердить государственную программу республики «Чистая вода» на 2019-2023 годы.

Поделиться