618

23 ноября 2018 в 15:00

Бюджет ТФОМС Якутии увеличен на 6 млрд

Защита бюджета Территориального фонда ОМС, что по традиции является обязанностью министра здравоохранения, стало своеобразным боевым крещением для нового руководителя этой отрасли Елены Борисовой. У депутатов оказалось немало вопросов не только к региональному бюджету ОМС, но и медицине в целом.

Где-то больше, где-то меньше
Параметры главного финансового документа ТФОМС на 2019 год таковы. Общий объем его доходов в 2019 году составит 35 442 692,4 тыс. рублей (это на 6 378 538,2 тыс. рублей больше, чем в 2018 году). В 2020-2021 годах доходы запланированы на уровне 38 476 036,3 тыс. рублей и 40 896 766,6 тыс. рублей соответственно. Размер субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС должен составить в 2019 году 33 919 195,2 тыс. рублей (на 6 685 156,5 тыс. рублей больше, чем в 2018-м). В 2020 году – 36 496 722,9 тыс. рублей, в 2021-м – 38 895 459,2 тыс. руб. Расходы бюджета ТФОМС PC (Я) в 2019 году запланированы в размере 35 462 692.4 тыс. рублей, в 2020-м – 38 476 036,3 тыс. рублей, в 2021 году – 40 896 766,6 тыс. рублей.
Несмотря на вполне позитивные цифры, депутаты обратили внимание на то, что на следующий год бюджетные ассигнования республики для этой отрасли в целом сократились почти на 2 млрд рублей. «Уменьшаются субсидии на высокотехнологическую медицинскую помощь, обновление материальной базы лечебных учреждений и т.д. В то же время продолжает расти доля платных услуг в медицине. К примеру, в 21 частной клинике население оставило около 500 млн рублей. И здесь еще не учтены суммы, которые поступают в отделы платных услуг государственных ЛПУ. На мой взгляд, тут речь идет уже о том, насколько полно государство выполняет свои обязательства перед населением», – заметил вице-спикер парламента Виктор Губарев.
Однако у министра, которая считает, что все не так критично, этому нашлось объяснение свое. «Уменьшение ассигнований произошло за счет сверхнормативных программ ОМС. А по части программы госгарантий оказания бесплатной помощи населения идет даже увеличение финансирования Например, на 8% вырос тариф на содержание сестринских и паллиативных коек, увеличение идет и по высокотехнологичной медпомощи», – заметила она, добавив, что вот уже несколько лет получить бесплатную помощь можно и в частных клиниках.
– С 2012 года они получили право работать в системе ОМС, а значит, как и государственные ЛПУ, могут оказывать населению медпомощь бесплатно, работая в формате первичного звена системы здравоохранения. – пояснила она, заметив, что ради этого ТФОМС направляет им более 2 млрд рублей.
Вместе с тем, медики очень рады, что наконец-то изменилась методика расчета индекса бюджетных расходов, на чем, к слову, и правительство, и парламент Якутии настаивали давно. Благодаря Главе РС(Я) Айсену Николаеву решена проблема многолетнего недофинансирования здравоохранения. В итоге объем доходов бюджета ТФОМС в 2019 году оказался на 6 млрд рублей выше уровня 2018 года.
Кроме того, как следовало из выступлений Елены Афраимовны, медиков весьма вдохновила недавняя инспекция Владимира Путина в одну из питерских аптек и обещание разобраться с проблемами в обеспечении льготников лекарствами. «Мы ждем не только изменений в нормативных документах, но и приведения в соответствие стандартов перечня лекарственных препаратов, которые во всех регионах страны должны быть одинаковы», – сказала она.

Больница есть, а статуса нет
Не обошлось и без вопросов о конкретных объектах. Так, народный депутат Алиш Мамедов напомнил министру о сгоревшей больнице в селе Кытыл-Джура, новое здание которой он помог отстроить. Тем не менее решать оставшиеся вопросы Минздрав республики не торопится. «Дело в том, что после пожара Минздрав поменял ее статус: перевел в ранг амбулатории и урезал штаты. Сегодня в этом населенном пункте стоит новая больница, однако прежний статус ей так и не вернули», – посетовал он.
Вице-спикер Антонина Григорьева призвала Минздрав обратить внимание на выделение средств районным больницам на мягкий инвентарь и т.д. А ее коллега Павел Ксенофонтов поинтересовался, какие мероприятия проводит Минздрав в Вилюйской группе улусов в связи с недавним загрязнением реки Вилюй.
– Мы ведем динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, в том числе, в рамках диспансеризации. Пока никаких отклонений нет, – заверила министр.

Новый формат для старых ФАПов
Еще одна больная тема отечественного здравоохранения – это пресловутая оптимизация, от которой в последние годы серьезно пострадали многие регионы страны. Для севера же, где расстояния между райцентром и поселками нередко сотни километров, это особенно актуально.
«Как вы относитесь к оптимизации больниц в Арктике?» – поинтересовалась народный депутат Елена Голомарева. Министр ответила, что каждый регион, по ее мнению, должен не бояться отстаивать собственные стандарты по оснащению маленьких лечебных учреждений в соответствии со своими реалиями.
– Думаю, должен появиться новый формат оснащения ФАПов, участковых больниц, амбулаторий и новые возможности для медиков оказывать там помощь пациентам. Сегодня мы связаны некими нормативами: к примеру, ФАП должен быть оснащен определенным оборудованием и т.д. Это неправильно, – сказала она, добавив, что подготовка медиков – врачей и медсестер – для работы в условиях Крайнего Севера, на отдаленных участках, также должна учитывать региональные особенности.

 


Кроме того:

Больницу в Иенгре решили закрыть в обход закона?

Население села Иенгра встревожено: здесь фактически на волоске повисла судьба его единственного лечебного учреждения – участковой больницы. Ее решили «оптимизировать».

– К нам обратились жители Иенгры, которые сообщили о тех переменах, что уже произошли. Если раньше в этом стационаре было 25 коек, то сейчас – 7. Уже сокращено 2,5 ставки санитарки. В 2019 году круглосуточный стационар планируют перевести в формат дневного, а это значит, что будут сокращены еще по 2 ставки поваров, сторожей, медсестер, санитарки. Для маленького поселка это катастрофа, — сказала во время пленарного заседания председатель постоянного комитета Ил Тумэн по делам Арктики Елена Голомарева.
Однако самое любопытно, что, решая судьбу больницы, похоже, никто не поинтересовался мнением местных жителей.
А ведь именно на этом настаивают поправки в федеральное и республиканское законодательство, согласно которым отныне ни ликвидация, ни реорганизация лечебного учреждения, являющегося единственным в населенном пункте, не может быть состояться без выполнения двух условий. Во-первых, до ликвидации больницы специальная комиссия сначала обязана оценить последствия такого шага. Во-вторых, общественность населенного пункта должна дать на это принципиальное добро.
Поправки в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — важнейший документ для российской медицины и сотен тысяч россиян, кто живет вдалеке от городов. А для Якутии они имеют особое значение, так как инициирован федеральный законопроект был инициирован парламентом республики.
– Однако мы видим, что в данном случае эта процедура не соблюдена. Хочется порекомендовать министерствам и ведомствам подходить к решению таких вопросов не только корректно, но и в соответствии с действующим законодательством, — сказала Елена Голомарева.

Контроль за лечением туберкулеза станет строже

В окончательном чтении приняты поправки в Закон «О защите населения РС (Я) от туберкулезной инфекции и оказании противотуберкулезной помощи», заметно расширившие круг тех, кто теперь должен находиться в поле зрения врачей-фтизиатров.

Теперь его пополнили «лица с подозрением на туберкулез» и «лица, находящееся или находившееся в контакте с источником туберкулеза» — в закон введены два новых определения. До этого аналогичные коррективы уже затронули федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», так что республиканский закон приведен в соответствие федеральному.
Как пояснил председатель постоянного комитета Ил Тумэн, курирующего здравоохранение, Владимир Чичигинаров, мера эта вынужденная и крайне необходимая.
– Всемирная организация здравоохранения поставила задачу снизить заболеваемость туберкулезом к 2035 году на 90%. Россия решила действовать с опережением, и намерена достичь этой цифры уже к 2030 году. Однако нам этого никогда не удастся, если мы не возьмем под контроль тот огромный резервуар инфекции, который составляют люди, не желающие лечиться, уклоняющиеся от контактов с врачами. Не попадая на диспансерное наблюдение, они распространяют туберкулез, создавая большие проблемы для общества, – сказал он.
Закон расширяет круг обязанностей, связанных с лечением, не только для самих больных туберкулезом, но и тех, кто находится на диспансерном наблюдении, будучи в контакте с туббольным. В частности, последние обязаны соблюдать периодичность диспансерных осмотров, принимать лекарства, назначенные врачом, и т.д.
Ну, а в будущем, сообщил Владимир Чичигинаров, ответственность за нежелание лечиться станет еще строже. «В дальнейшем мы постараемся инициировать законопроект об уголовной ответственности за отказ лечиться от туберкулеза», – сказал он.

Поделиться