1012

21 мая 2015 в 14:20

Владимир Путин в круговороте меняющегося мира

(Продолжение. Начало в №№ 7 -14, 16 -17) Грозит ли распад православной цивилизации, или Через тернии к единству? Такой вопрос возник не на пустом месте. Славяно-православная цивилизация держится на трех столпах: а) на православии; б) на русской культуре и русском языке; в) на общей исторической памяти и общих взглядах на общественное развитие. Иногда это коротко называют «русским миром». Но как бы ни назвалась эта цивилизация, ей в ХХI веке предстоит столкнуться с большими вызовами.

Об этом хорошо написала Наталья Алексеевна Нарочницкая – историк и политолог, известный в стране и за рубежом общественный деятель. В своей книге «Россия и русские в современном мире» ( М.,2011 г.) она утверждает: «Борьба (в ХХI в.) развернется за ресурсы. Россия имеет 4% населения мира и 40% всех мировых ресурсов… и будет главным объектом этой борьбы» (с.3). Дальше – больше: «…не просто политическая и экономическая борьба, а ожесточенная цивилизационная схватка, где в ход пойдет все, вплоть до глобальных заговоров, государственных переворотов и угрозы войны, да и сама война не будет исключаться как способ подчинения России «золотому миллиарду».
Получается, что весь Запад (США и Европейский Союз) будет нацелен на уничтожение или унижение России. Однако тут же у Натальи Алексеевны находится ответ: «Но всякое действие нейтрализуется противодействием». Значит, нужна конкретная геополитическая и национальная стратегия православной цивилизации. В этом вопросе надо разобраться.

Православная цивилизация в контексте мировой политики

Что такое православный мир? История дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, и нет нужды открывать «новую» Америку. Но в жизни возникает часто обыденный вопрос. Это русские или «русский мир»? Или это славяне, или их потомки? Вопросы не простые как в историческом, энтнополитическом, национально-духовном, а также в геополитическом смыслах.

Я даже не могу понять – кто я: якут или русский? Безусловно, генетически отношусь к народу саха, хотя родственники по линии Бекреневых (материнская линия) наполовину были русского происхождения (потомки русских землепроходцев ХVII в. и ссыльно-поселенцев, добравшихся до Колымы). Помню бабушку, Матрену Дмитриевну, у которой я воспитывался до 7 лет. У нее в уголке дома всегда находились православные иконы, в т.ч. Николая – чудотворца. Висел на стене дома церковный деревянный календарь. И это в советское время.

Не оттуда ли, из глубины веков, идет российская государственная идентичность и существует ли все-таки некий русский код, пронизывающий судьбы всех российских народов? Русский код – это чисто внутренний, глубоко гуманистический и общечеловеческий дух, присущий всем народам, проживающим в России и идентифицирующим себя как единый многонациональный народ. Не случайно все якуты, начиная с ХVIII в., приняли православное верование, хотя сохранили и свою традиционную духовную культуру.

Но и в этом случае существует первооснова, которая вокруг себя скрепляет все остальные народы – это православная цивилизация. По Хантингтону – славяно-православная цивилизация, без всяких других «примесей». И в этом заключается его глубокая ошибка. Славянско-православная цивилизация – исторический феномен, связанный с созданием общей государственности. И такого аналога в мире нет. Ведь смесь цемента, песка и воды дает бетон. В демографии то же самое – как говорят в народе, смешение кровей дает «улучшенную породу». Это – закон природы. Так что Россия возникла не вопреки, а по строгим правилам необратимого закона вселенной.

Мы не собираемся рассказать все о православии. Такое «правильное суждение» или «правильное учение» возникло в течение первого тысячелетия на Востоке Римской Империи – Константинополе (Новый Рим). Затем центр православия переместился в Москву (Третий Рим). Точное число верующих установить невозможно – ни государство, ни церковь специального учета не ведут. Говорят о 225 млн.(2007 г.), в наши дни численность выросла до 300 млн. Это почти каждый 20-й человек планеты. После китайской, видимо, это вторая по величине диаспора в мире. Если учесть, что в основе человеческой жизни находится духовность, то экономика и политика производны от этой первоосновы. В этом заключается внутренняя сила цивилизации, как считается, самый сильный из всех факторов.

Есть большие различия между гражданской историей православия и ее политической стороной. Разница состоит в том, что гражданская история не выпячивает политическую составляющую. Она пронизывает всю историю возникновения русского православия и совместную жизнь разных этносов в составе складывающейся великой России и вне ее пределов. Западу, чтобы подчинить, нужно разобщить эту монолитность православного мира, противопоставить друг другу и, разделяя, попытаться властвовать.

В наше время, когда речь идет о влиянии цивилизаций на мировую политику, мы без политологии обойтись не можем. Поэтому, наряду с гражданской историей России, всегда присутствует политическая история православия как духовная, так и светская. Именно эта политическая история славянских народов сегодня подвергается бесцеремонной атаке явных и «скрытых» врагов. В особенности, в современной Украине, где чуть ли не отрицается общеславянское происхождение Киевской Руси и «обосновывается» концепция о формировании самостоятельного украинского народа без славянских корней. Это вопрос спорный и неоднозначный, но делается с политическим умыслом о якобы «порабощении» украинского народа русскими. Даже стали говорить об «оккупации» Советской Армией Украины и Германии. Эта опасная тенденция и об этом нужно говорит откровенно.
К государствам с преимущественно православным вероисповедением относятся Белоруссия, Болгария, Греция, Грузия, Кипр, Македония, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Украина, Черногория. Значительное количество православных имеется в Боснии и Герцоговине, Финляндии, Казахстане, на Алеутских островах штата Аляски, в Эстонии, Латвии, Киргизии, Албании, Японии. Православие присутствует в Южной Корее, Юго-Восточной Азии и странах Африки южнее Сахары.

К православным этносам относятся народы на Балканах – греки, болгары, сербы, черногорцы, румыны, часть албанцев. В Восточной Европе – восточноевропейские славяне, грузины, гагаузы, абхазы, осетины, молдаване и наряду с русскими – чуваши, марийцы, удмурты, коми, карелы, мордва, якуты. Славяне, как известно, делятся на восточных (русские, украинцы, белорусы), западных ( поляки, чехи, словаки, лужичане, кашубы), южных (болгары, боснийцы, македонцы, сербы, хорваты, словены, черногорцы). Есть еще шесть этносов со спорным статусом.

Славяно-православная цивилизация прошла через все тернии истории, и это отразилось на судьбах этих народов по-разному. Ныне США и Запад в целом пытаются эту историческую трещину, образовавшуюся в православной цивилизации, всячески углубить. А это уже не только геополитика, но и этнополитика. До недавнего времени об угрозе распада православия «били во все колокола» только отдельные представители русской интеллигенции и служители церкви. Но их усилий оказалось недостаточно, нужна была политическая стратегия. Благодаря В.Путину появилась такая стратегия, которая коротко называется «русский мир».

«Русский мир» – проблемы политики и теории

Термин «русский мир» существует, конечно, давно. Но особое политическое звучание он получил в конце 2006 г. из уст Президента России В.Путина. Выступая на встрече с творческой интеллигенцией в Доме Державина в Санкт-Петербурге в преддверии Года русского языка, он выделил в качестве составляющих «русского мира» «русское слово» и «русскую культуру».

«Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, и в России или за ее пределами. Почаще употребляйте это словосочетание – «русский мир», – сказал Президент России. Так был дан старт новому звучанию этой концепции международного трансконтинентального и трансгосударственного сообщества, объединенного причастностью к России и приверженностью к русскому языку и культуре. Слово «русский» берет начало с Древней Руси, мир – «весь свет», «все люди».
Как политолог, могу сделать предположение, что известное влияние на такой выбор В.Путина сыграли политические круговороты в быстро меняющемся мире. Не последнее слово принадлежит и российским политологам – Наталье Алексеевне Нарочницкой (доктору исторических наук, дочери знаменитого в СССР академика) и Вячеславу Алексеевичу Никонову (доктору исторических наук, внуку советского государственного деятеля В.М.Молотова). Они не изменили патриотическим взглядам своих выдающихся предков, более того – продолжили их дело служения России в новых, более сложных условиях. Хочу это подчеркнуть в укор отпрыскам не менее известных личностей, которые вопреки своим корням отвернулись от России.

Вячеслав Алексеевич Никонов ныне председатель комитета по образованию Государственной Думы, декан факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова, автор более 1000 научных трудов и статей. На закате президентства В.Ельцина еще в 1998 г. возникла Общероссийская общественная политическая организация «Отечество» (лидер – Ю.Лужков), где Никонов был одним из ведущих специалистов «мозгового центра». В эти годы мы много с ним общались и работали. В те времена меня, как выпускника международного политологического факультета при Стокгольмском университете, назначили начальником избирательного штаба блока «Отечество – Вся Россия» (Лужкова-Примакова) по РС(Я). Я вошел в группу Никонова, курировал нашу работу В.В.Володин. Поэтому о В.А.Никонове я знаю не понаслышке.
Он отличается не только обширными знаниями, гуманистическими человеческими качествами, но и поразительной активностью в общественных делах. Сегодня он занимает должности: президента фондов «Политика», «Единства во имя России», главного редактора журнала «Стратегия России», председателя правления НКИ БРИКС. В 2007 г. В.Путин назначил его председателем фонда «Русский мир». Он приложил немало сил для разработки стратегии этого общественно-политического движения.

В зарубежной журналистике при каждом удобном и даже не удобном случае пытаются «ущемить» авторитет В.Путина. Так, британский мыслитель Т.Гартон – Эш в статье «Пресса Британии «Другая Россия» (Би-Би-Си ) пишет: «Путин присвоил себе термин «русский мир» и превратил его фактически в политический лозунг, который означает: «Если вы говорите по-русски, вы принадлежите России». Он не захотел заметить того, что «русский мир» это не территориальная принадлежность и не геополитическая данность, а духовная и общественно-политическая общность. Иными словами – причастность и принадлежность к славяно-православной цивилизации.

Святейший Патриарх Кирилл, продолжая дело великого Алексия Второго, пытается объединить всех православных верующих мира. Он много для этого сделал и делает. Он придерживается понятия «Святая Русь» – троица славянских народов – русских, украинцев, белорусов. К этой троице он прибавляет Молдову и Казахстан (где проявились казачья доблесть и мужество). Почему бы нет?!

Есть, однако, и противники по политическим соображениям. Предводитель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет не признает верховенства патриарха Кирилла: верх взяла идея незалежности. А вот Президента Белоруссии А.Лукашенко трудно понять. 29 января и 28 апреля 2015 г. он дважды озвучил одно и тоже мнение: «Русский мир – это не про нас. Мы русские люди, но это не значит, что мы россияне. Мы – белорусы. Позвольте нам иметь свою точку зрения на мир». Не будем критиковать уважаемого политика. Но когда не проводится параллели между государственным суверенитетом и общей духовностью славянского «русского мира» – это трудно понять. Нам кажется, что это не очень удачный политтехнологический пиар перед выборами Президента Беларуси.

Сегодня нужны не только философско-филологические и исторические рассуждения, а прежде всего, политическая конкретика и определенность. Чего и добивается В.Путин. Как всегда к месту и в нужное время. Он не только определяет стратегию, но и воплощает ее в жизнь. Яркий пример – возвращение Крыма и Севастополя.

Журналисты Олег Матвейчев и Анатолий Беляков, которые все 30 дней были живыми свидетелями «Крымской весны», пишут: « …крымские события не только потрясли мировую общественность, а начали перерождение всей мировой политики, в которой России уготована важная роль… А Президент Владимир Путин станет не только защитником русского мира, но и главным героем этой исторической драмы» (О.Матвейчев, А.Беляков. Крымская весна. М.,2014). Хочется только добавить – не исторической драмы, а исторического взлета России.

Николай Слепцов, политолог,
член общества «Знание»
(Продолжение следует)

Поделиться