948

07 мая 2015 в 17:25

Владимир Путин в круговороте меняющегося мира

(Продолжение. Начало в №№ 7-14) Есть ли «третий мир»? Аутсайдеры или «запасные игроки»?

В современном мире более 200 стран, их можно разделить географически, континентально, геополитически, геоэкономически. Раньше считалось, что мир делится на социалистические и капиталистические страны, а остальные государства условно составляли «третий мир». Было и другое название – неразвитые страны Латинской Америки, Азии и Африки.

После грандиозных событий деколонизации (вторая половина 60-х годов прошлого века) и краха социалистического лагеря во главе с СССР в конце ХХ в. ситуация в «третьем мире» серьезно изменилась. Однако следует отметить одно важное обстоятельство: эти страны уже не аутсайдеры, а «запасные» мировые игроки, и будущее планеты будет во многом зависеть от направления их политического развития. Значит, ситуация меняется в пользу суверенности этих стран. Глобальную борьбу за влияние на этих территориях США никогда не приостанавливали, более того, в отсутствие России позиции Штатов усилились. Поэтому понятно стремление России вернуть свое политическое влияние на эти страны и попытаться помочь освободиться от жесткой опеки Соединенных Штатов.

Сегодня существует новое деление мира на три группы:
а) развитые страны – это 24 промышленно развитые страны ( 15 % населения планеты), возглавляемые «семеркой» ( 47 % ВВП и 51 % мировой торговли);
б) страны с переходной экономикой – 28 стран, которые находятся на пути к формированию рыночной экономики (Россия – 2% ВВП и 1% мировой торговли);
в) развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки и Латинской Америки (80 % населения). Получается – 184 страны. А остальные страны, входящие в ООН, такой классификации не поддаются.

Есть ли «третий мир»?

Как бы мы ни называли страны, которые ищут самостоятельно свой путь развития, они представляют преобладающее количество самостоятельных государств, большинство которых представлено в ООН. 27 марта 2014 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН рассматривался вопрос о территориальной целостности Украины. Речь шла о политической изоляции России в связи с событиями в Крыму. Присутствовали 193 страны (в их числе еще 9 стран, являющихся членами ООН , но не поддающихся вышеупомянутой классификации по уровню развития).

Голосование по украинскому вопросу показало сложившийся ныне политический водораздел: какие страны поддерживают США, какие – Россию. Итоги голосования таковы – 100 стран не признали законность референдума в Крыму (без согласия властей Украины), 58 стран воздержались , 11 – поддержали позицию России ( Куба, Никарагуа, Армения, Белоруссия, Боливия, КНДР, Судан, Сирия, Венесуэла, Зимбабве). Политической изоляции явно не получилось, более того – Россия одержала «морально-политическую» победу над США.

Однако итоги голосования нужно трезво осмыслить. Почему получилось так, что страны СНГ в основном воздержались? Многие из них имеют территориальные проблемы – Азербайджан (Нагорный Карабах), Молдова (Приднестровье), среднеазиатские страны и даже Казахстан. Правда, Таджикистан, Туркмения, Киргизия, Израиль, Сербия не приняли участия в голосовании. Скользкой оказалась позиция стран БРИКС – Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, тоже имеющих территориальные споры.

Позиция России заключается в том, что данная резолюция юридически ничтожна, является ярким проявлением западных двойных стандартов. Резолюция ГА ООН, подготовленная под давлением США, была аргументирована статьей 2 Устава ООН, где говорится «о территориальной неприкосновенности» (когда есть применение силы извне или угроза применения этой силы). В резолюции ГА ООН говорится «о территориальной целостности», когда события развиваются внутри самого государства. В этом случае действует другая статья Устава ООН – «О принципе равноправия и самоопределения народов». В этом случае проведение референдума в Севастополе и Крыму, последующее присоединение к России вполне соответствуют международным правовым нормам.

Получилась подтасовка понятий. Можно отметить, что при полном согласии народа, проживающего на юго-востоке Украины, он имеет право повторить путь Крыма. Однако, здесь необходимы военно-политические условия, которых в данное время там нет.
В свете такого расклада в мире возрастает роль «третьего» мира в международных делах . Даже если иметь в виду только количественный фактор. Он сегодня в пользу США, это их «козырь», но так всегда быть не может. Там идут процессы, которые России надо учесть.
Латинская Америка – «вотчина» США?

Начнем с Латинской Америки, как иногда ее называют – «вотчины» США. В эту группу входят 33 государства. В голосовании участвовало 31 государство (Белиз и Гренада отсутствовали). Против резолюции, т.е. в поддержку России, проголосовали четверо – Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа. В поддержку резолюции (фактически за США) -13 стран, воздержались -14.

В этом геополитическом пространстве ведущими являются три страны – Бразилия, Аргентина, Мексика. Бразилия, как известно, входит в БРИКС, поэтому выступает за то, чтобы внутреннее положение регулировалось самими украинцами. На деле это означает, что страна не хочет ссориться с США, но и «обидить» Россию не решается. Воздержалась от поддержки резолюции Аргентина (давшая заявку на членство в БРИКС, но пока не принятая), которая стремиться наладить отношения с Россией, но помнит «захват» Великобританией Фолклендских островов. Мексика поддержала безоговорочно США – своего крупнейшего политико-экономического партнера.

Что получается « в сухом остатке»? Поддержали продавливаемую США резолюцию по Украине только 42,5 процента государств Латинской Америки. Это, безусловно, не идеальный показатель, это, скорее всего, тенденция. Она должна Россию обнадеживать и заставить ее усилить свое влияние на эти страны. В этой связи важен визит руководства Аргентины в Россию – есть взаимный интерес к сотрудничеству.

Поход «Петра Великого» и прилет в Венесуэлу эскадрильи «белых лебедей» в 2013 г. продемонстрировали государствам этого региона возросшие возможности России. Визиты министра иностранных дел России С.Лаврова и министра обороны С.Шойгу в некоторые страны Латинской Америки характеризуют нынешнюю политику В.Путина – для нас запретных зон нет. В этом регионе нуждаются в торгово-экономическом сотрудничестве с Россией и стремятся «уйти» из-под диктата прожорливого соседа – США. Значит, нынешние ветра дуют на наши паруса.

Арабский мир на перепутье

Еще сложнее ситуация в «арабском» мире. Это показали события «арабской весны» и то, что происходит в последнее время. Все началось с 18 февраля 2010 г., – с волны демонстраций и путчей. Произошли государственные перевороты в Тунисе, Египте, Йемене, развернулись гражданские войны в Ливии (падение режима), Сирии, Бахрейне, протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко, Омане. Они были более умеренными в Кувейте, Ливане, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане, Джибути и Западной Сахаре. Все эти страны относятся к Ближнему Востоку и Северной Африке.

Что же произошло? Можно сказать однозначно следующее – это не «происки» США в чистом виде, не только их сценарий. Арабы «ищут свет в конце туннеля», и это их право. Но при отсутствии единства и явно лидирующих прогрессивных сил приходится уповать на навязываемую «помощь» Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. Президент Эритреи Исайас Афеворки связывает эти события с попытками Запада достичь своих тайных целей. В.Путин в статье «Россия и меняющийся мир» ( газета «Московские новости» от 27 февраля 2012 г.) считает, что Западу не удается «внедрить демократию с помощью силовых методов». Ведущие страны арабского и исламского мира не хотели бы потерять свой государственный суверенитет и поступиться своими национальными интересами (Египет, Сирия, например).

Но многие заведомо слабы – им нечего противопоставить мировому гегемону. И в этом заключается их беда. Некоторые наблюдатели это арабское массовое движение по аналогии сравнивают с событиями в Европе, где национальные движения разрушили монархии и создали буржуазные общества. Но в арабском мире, к сожалению, «весны» народов не произошло. Между прошлым и будущим не видно четкого водораздела. Причина одна – уровень социально-экономического и политического развития не дошел до соответствующего уровня.

В такой ситуации возникают ультрарадикальные и террористические организации как, например, «исламское государство». Это явление – результат провальной политики США в Ираке, Афганистане, Сирии и других мусульманских странах. Это также борьба внутри самого исламского мира за лидирующее положение, богатство и деньги. Это серьезный кризис религии и духовного единства для современных потомков пророка Муххамеда.
Эти негативные события происходят именно там, где возникла сама эта религия. Нам кажется, что происходит столкновение в данном случае не между «цивилизациями», как это предполагал американский политолог Хантингтон, а внутри одной культурной идентичности. Если быть еще точнее – то пробивает себе дорогу светское направление развития, которому препятствует исламская религия. В Европе тоже шла борьба между церковью и светским миром. Кто одержал победу – известно. Так же будет в будущем и в этих странах, но в свое время.

В этом смысле современная Россия показывает лучший пример – как надо жить мирно и спокойно разным религиям в рамках одной территории и государства. Наша сила заключается в этом. Но нужно признать, что мы все еще не достаточно эффективно используем это преимущество в духовном пространстве вне России.

Россию в лице Владимира Путина уже предупреждал американский сенатор Маккейн в своих социальных сетях : «Дорогой Влад! «Арабская весна» стучится к тебе в дверь». Он, конечно, намекал на протестные движения в России. Однако важнее понять здесь другое – это сигнал для стимулирования антипутинского движения внутри страны. И его оппоненты на это «клюют». Сам экс-премьер России М.Касьянов составляет так называемый «список Немцова» и призывает США применить санкции к ведущим журналистам России. Более того, партия ПАРНАС объединяется с партией прогрессистов А.Навального. Запад все-таки их «объединяет». Спрашивается – за какие «коврижки»?

Тропическая (черная) Африка

Это самая отсталая часть планеты, заселена негроидными («черными») народами. В эту группу входят 48 государств и частично – Мали и Мавритания. Они расположены к югу от Сахары. Среди них есть ряд государств, чьи имена «ласкают наши уши» – Ангола, Конго, Эфиопия, Гвинея, ЮАР, с которыми мы связывали некоторые наши надежды. Ныне в отношениях с ними наступила если не полная чернота, то просвета очень мало. Видимо, эта часть «третьего мира» действительно аутсайдер, например, и не будет даже запасным игроком в ближайшее время.

Что же следует сделать России для присутствия на этой части планеты? Есть по крайней мере гуманистическая миссия – участие через международные организации и институты ООН в решении проблемы голода, борьбы с болезнями, просветительства и духовного возрождения этих «забытых» народов, помощь в индустриализации и освоении природных ресурсов, развитии сельского хозяйства и т.д. Можно найти выгодные для обеих сторон проекты, какие-то неиспользованные для России ресурсы. Это должна быть гуманистическая и демократическая колонизация Тропической Африки.

Подводя некоторые итоги в отношении «третьих» стран, можно напомнить читателям существовавшую точку зрения советской науки. Она делила их на четыре группы:
1. Наиболее отсталые страны тропической Африки ( докапиталистические отношения) ;
2. Развитые страны тропической Африки и ряд стран Юго-Восточной Азии (переходящие от традиционного уклада к новым методам хозяйствования);
3.Ряд стран Ближнего Востока и северной Африки, специализирующихся на производстве сырья на экспорт и начинающих обрабатывающую промышленность;
4. Развитые страны Латинской Америки.

Отсюда видно, что такое деление в основном сохраняется. Только политика России должна быть в отношении этих стран иная, нежели в советский период. Но какая? Вот в чем вопрос!

Николай Слепцов, политолог,
член общества «Знание»
(Продолжение следует)

Поделиться