923

24 июля 2015 в 11:19

Владимир Путин в круговороте меняющегося мира

(Продолжение. Начало в №№ 7-14,16-22, 24, 26) Нам хорошо известно, как возникла нынешняя политическая система России. В 1917 г. появилась система советской власти после победы Октябрьской революции. В 1993 г. революции как таковой не было, но пушечные выстрелы из танков по Белому дому, где находился Верховный Совет РСФСР, были. Под эхо этих выстрелов прошло всенародное голосование новой Конституции Российской Федерации. Народ избежал гражданской войны и избрал путь политических реформ. В таких случаях козырная карта всегда находится в руках властвующих лиц, в данном случае парадом командовали либеральные элиты.

Политическая система России: прошлое, настоящее и будущее

За основу были положены либерально-демократические принципы Запада. В новый Основной закон, недолго думая, переписали лучшие мировые образцы. Политологи считают, что произошел транзит, т.е. перенос, зарубежной модели в российскую действительность. Поэтому Конституция в чем-то удачна, а в некоторых случаях – не очень. Много декларативных идей, которые в нашу действительность не вписались. Есть, конечно, разница между Программой строительства коммунизма (1961 г.) и нынешней целевой политической ориентацией. Но в чем-то они удивительно схожи – та же утопическая мечта идеального общества. Мечтать, конечно, не вредно, но нужно же знать меру!

Тем не менее Конституция легитимно принята – спасибо и на этом. Иначе был бы политико-правовой бардак. Новый правовой порядок стал лучше, чем прежние его образцы. Так, стабилизировалась политическая ситуация в России. Это единственная заслуга режима Б. Ельцина. Но, заметим, Основной закон был принят в условиях политического компромисса. А компромисс все же временное явление – фундаментальным основанием развития на долгие годы не может служить.

Ошибка, видимо, заключается в том, что нельзя застолбить на века политическое и социально-экономическое развитие страны. В Великобритании, например, вы не найдете какого-то основного документа, определяющего конституционные основы страны. Правовые акты все время обновляются и совершенствуются. В данном случае учитывается изменяющееся соотношение общественных отношений между различными социальными и политическими группами. Другое дело – США. Там действует застарелая система Конституции, которая и не запрещает, и не очень стимулирует развитие общества. Можно повернуть ее положения в какую угодно сторону – было бы политическое желание. Такую бесхребетную Конституцию нельзя считать эталоном мирового развития.

Что же тогда получается? Во-первых, новая правовая система у нас сложилась. Если она не совсем соответствует нынешней политико-правовой действительности России, то хотя бы ориентирует нас на будущее. Значит, не тормозит прогрессивное развитие страны. Вместе с тем, мы как здравомыслящие люди должны знать, что некоторые положения Конституции не только задерживают наше развитие, но и могут со временем потянуть назад. Мы имеем в виду статью первую Конституции, где говорится о президентской форме правления. Это положение, верное в настоящее время, не соответствует перспективам дальнейшего развития страны. Получается, что она во все времена предусматривает Россию в лучшем случае авторитарным государством. А где же развитие демократии? Здесь есть определенные проблемы.

В нынешний экономически кризисный период государственная власть должна быть сильной. К тому же международная ситуация не позволяет нам расслабиться. Но вместе с тем президентская форма правления, где внутреннюю и внешнюю политику определяет в конечном итоге Президент России (все же один человек), может впоследствии преподнести нам сюрпризы. Человеческий потенциал ограничен, вечных президентов нет и кто придет к власти после Путина, никто не знает. Поэтому положение о президентской форме правления необходимо скорректировать.

Отсюда ясно, что мы должны внести в Конституцию страны некоторые демократические реформы, которые должны двинуть развитие нашего общества от президентско-парламентской республики к парламентской республике. За пределами 2024 г. институт президента России должен существенно либерализоваться. Парламент России должен формировать Правительство России, которое должно быть ответственно перед депутатами. В этом случае мы могли бы рассчитывать на здоровую политическую конкуренцию новых политических элит и открыли бы выход на авансцену страны новых персоналий. У Владимира Путина есть возможность (после возможного избрания в 2018 г. на должность президента) использовать этот срок на такую политическую реформу страны. В этом случае он войдет в историю как реформатор великой державы. Правда, такая реформа требует большой осторожности и правильного выбора времени.

Есть ли подводные политические камни?

Они всегда есть. После февральской революции 1917 г. в России теоретически была возможна коалиция политических партий. Я имею в виду РСДРП, которая разделилась на меньшевиков и большевиков. Имели вес и «левые» эсеры. Однако в период октябрьских событий меньшевики и большевики оказались по разные стороны баррикад. А коалиция с «левыми» эсерами лопнула, поскольку 6 июля 1918 г. эсеры подняли мятеж с целью свержения большевиков. Так сложилась однопартийная система. Что получилось, то и получилось.

Сегодня ситуация другая – у нас есть многопартийная система. Кажется, что любая партия, которая придет к власти ныне, не может осуществить революцию или контрреволюцию. Эту гарантию дает созданная политическая система. Возможно, острых политических моментов избежать не удастся, но они в русле допустимой конкуренции. К тому же либеральные лидеры все время указывают на недостаточность демократии, а проводимые реформы как раз будут в духе их требований. Тем не менее у государства должны быть достаточные силы, если потребуется, противостоять всем попыткам «цветной» революции.

Перспектива перехода к следующему этапу демократизации политической системы назрела исторически. От монархической России мы сделали шаг к советской власти, от партийно-административной системы перешли к президентско-парламентской республике и остается сделать еще один весомый шаг – к парламентской республике. Такова долгая, но неуклонная судьба России к цивилизации. Рано или поздно это будет – лучше было бы при Путине, при его авторитете и высоком рейтинге.

Сильные регионы – сильная Россия

Об этом мы говорим достаточно долго. Дело, конечно, продвигается, но медленно. Никак не можем найти необходимый баланс взаимоотношений между федеральным центром и субъектами. Проблема эта историческая и трудно решаемая. Однако, по всем параметрам, мы подходим к решению этого извечного вопроса. Россия должна прирастать Сибирью – время для этого подошло.

Мы не будем говорить о всех субъектах. Своя рубашка ближе к телу – речь пойдет о Республике Саха. В 2022 г. мы отметим 100-летие образования Якутской АССР. Отсчет нового времени в республике начинается с 27 апреля 1922 г. К юбилею мы должны сделать прорыв в решении вековой проблемы – достроить железную дорогу и построить совмещенный автожелезнодорожный мост через р.Лену. Твердая позиция В.А. Штырова в этом вопросе не только принципиальная, но и единственно верная. Иное решение вопроса отбросит Якутию еще на десятилетия назад. Проблема трудная, но решаемая, нужно мобилизовать все ресурсы и возможности.

Республике Саха (Якутия) нужна обновленная и перспективная новая промышленная политика – как в традиционных отраслях, так и в перерабатывающей промышленности. ТОСЭР нам нужны как воздух, однако здесь возникли проблемы. Есть в республике определенные силы, которые под видом охраны экологии, окружающей среды и здоровья населения тянут развитие Якутии назад. Все должно быть в меру, а не говорить однозначно «нет». Прогресс общества остановить нельзя, нужно лишь с умом подстроиться под цивилизацию. По этому пути идут все регионы, Якутия – не исключение.
13_20150724065946_15181
На наш взгляд, требуется корректировка налоговой политики и использования природных ресурсов. Богатая в этом отношении наша республика должна иметь для своего внутрирегионального развития определенные стимулы и получать необходимые дивиденды. Не при царском же режиме живем. Все же должна быть справедливость. В. Путин давно ставит задачу экономической самодостаточности регионов, но проблема почему-то не решается. Пора заострить внимание на этом вопросе.

Николай СЛЕПЦОВ,
политолог,
член общества «Знание»

Поделиться