951

03 июля 2015 в 17:53

Владимир Путин в круговороте меняющегося мира

(Продолжение. Начало в №№ 7 -14, 16 -22) В более развитых странах мира политические партии стабилизировались, у них сложился необходимый баланс сил. В США за власть конкурируют две партии – республиканская («слоны») и демократическая («ослы»). В Англии их тоже две – лейбористы и консерваторы. В большинстве европейских стран доминируют четыре или пять партий. Партии наиболее активны в парламентских республиках, менее – в президентских и в смешанных президентско-парламентских формах правления.

Летим с одним крылом, или Где баланс политических сил?

В России другая ситуация. За власть в Государственной Думе в последнее время фактически соперничают только четыре партии – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». При этом единственный гегемон – «Единая Россия», «забравшая» большинство мандатов и ставшая хозяйкой парламента. Такая ситуация прогнозировалась, поскольку базируется на преобладающем в обществе центристском электорате (кто не голосует ни за «левых», ни за «правых»). «Единороссы» создавались с самого начала с учетом этой группы избирателей и попали в точку.

Однако демократического политического баланса сил не получилось. «Единая Россия», как самолет, двигающая Россию вперед, должна иметь два крыла. Худо-бедно, «левое» крыло действует. Это КПРФ и другие «левые» партии. По идее они должны объединиться в одну партию или коалиционный «левый блок». Но этого пока не происходит. Но так не должно быть – карликовые «левые» партии исчезнут. «Справедливая Россия» самостоятельной партией, по естественному раскладу сил (нет базового электората), быть не может по определению. Эсеры всегда «левые», их место рядом с КПРФ или вместе с ней. Они должны занять место КПРФ или влиться в ее ряды. На одной риторике (типа «Толкуй» Ф. Тумусова в Якутии) далеко не уйдешь.

Еще хуже с «правым» крылом. Вначале общий язык не нашли «СПС», «Яблоко» и некоторые демократические либеральные партии. Сегодня – полнейший раскол. Республиканская партия ПАРНАС, возникшая вместо «СПС», не может консолидировать либеральный электорат. Возникшая для лидерства партия «Гражданская платформа» не оправдала возложенные на нее надежды. «Партия прогресса» А. Навального, сформированная после «болотного движения», лидером протестного движения не стала. Люди поговаривают о тесной связи этого молодого политика с госдепом США, по крайней мере, это подтверждается нацеленностью его действий против В. Путина («Путин, уходи!») и «Единой России» («Партия жуликов и воров»). Это вообще-то заокеанские технологические наработки.

Сложности «правого» движения связаны с провальной политикой его лидеров – Е. Гайдара, А. Чубайса, Б. Немцова, И. Хакамады и других. На них лежит клеймо «лжедемократов», доведших российский народ до крайнего обнищания и Российское государство – да края распада. Народ эти их «заслуги» еще долго не забудет. Значит, правое движение должны возглавить новые элиты и их лидеры. А это без коренного обновления стратегии и тактики правого движения невозможно. Касьяновы и Гаспаровы – это тоже разбитое корыто, от них «золотая рыбка» уплыла вглубь океана. На холостом ходу никуда не уедешь.

Тем не менее без правого крыла самолет долго летать не может. Это понимают и в партии «Единая Россия» (правда, не все). Это и головная боль администрации Президента России (В. Володина). Выход, как всегда, есть. Нужно искать, найти и положить в основу «правого» движения традиционные российские либеральные духовные и идеологические ценности. Именно российские, а не зарубежные. Тогда дело пойдет. Еще одно замечание – никакая партия своих позиций добровольно не уступает, право под солнцем завоевывается в жесткой конкурентной борьбе. А для этого нужна определенная сила – их надо консолидировать по примеру «Единой России».

Таким образом, идеальной для России является трехпартийная система – «левые», центристы, «правые». Поэтому из программ этих партий должна быть снята ориентация на «революции» и «контрреволюции». Только в такой ситуации, когда они будут вписываться в избранный народом конституционный путь развития, партии станут подлинно системными политическими объединениями. Народ должен быть уверен, что, голосуя за любые из них, он застрахован от каких-либо внутренних потрясений. А до тех пор народ в подавляющем большинстве будет голосовать за «Единую Россию», зная, что альтернативы нет. Так в чем же тогда вина «Единой России», если это выбор избирателей?
Значит, все дело в том, когда сформируется стабильное положение в ведущих партиях. Понятно только одно – 70 партий слишком много, стольких вариантов развития России просто нет. Эту «детскую болезнь» многопартийности мы должны преодолеть, чем скорее, тем лучше. Политика – всегда бескомпромиссная конкуренция: выживает сильнейший. В природе действует такой же закон – слабых бьют. «Надувные» партии рано или поздно лопаются. Парламентским партиям следует учесть горький опыт КПСС: если они не развиваются, не совершенствуются, не шагают в ногу со временем, не отвечают вызовам времени – они откидываются жизнью на обочину дороги.

Расклад политических сил и прогноз представительства партий в парламенте России 2016г.

В этом году проходит «генеральная репетиция» партий перед выборами Госдумы. Расклад политических сил примерно известен: победу одержит «Единая Россия». Это самая организованная, влиятельная, хорошо известная населению партия. Конкуренты не жалеют сил, всячески пытаясь очернить ее в глазах избирателей, указывая на всевозможные проколы «единороссов», неизбежные в статусе «партии власти». Но сколько бы они ни пытались выдать себя за спасителей, мало кто им верит. Причина одна – они все были раньше у власти и кроме развала ничего России не дали. А партия «медведей» – партия реального дела, как бы ни критиковали за недостатки. Их можно исправить. А если ничего нет, то критиковать не за что. На нет и суда нет, их просто приходится игнорировать. Вопрос только в одном – «Единая Россия» победит с относительным или конституционным большинством на парламентских выборах.
Выборы парламента ныне пройдут по смешанному пропорционально-мажоритарному принципу – половина депутатов избирается от партий, другая часть – по одномандатным избирательным округам. Партийный список «ЕР» дополнится активистами ОНФ. Лучшие силы «единороссов» будут задействованы в избирательных округах. Поэтому и на этот раз преимущество за ними.

Еще одно преимущество «Единой России» заключается в повышении рейтинга В. Путина и патриотического духа россиян. Лозунг «Единая и сильная Россия» как никогда востребован ныне, и его нужно использовать на полную катушку. Узкое место «партии власти» – бюрократизация партийной работы, распространенная коррупция среди чиновников (отдельных членов партии), некая оторванность партии на муниципальном уровне от народа. Имеют место шапкозакидательские закидоны и элементы зазнайства. Партийные проекты носят слишком глобальный характер и интересы отдельных поселков, деревень, наслегов и улусов не отражают. Нужно их конкретизировать и приземлить местными отделениями партии.

Распределение мандатов между КПРФ, ЛДПР и СР пойдет по такому же порядку, который существует. Электорат КПРФ чуть увеличится, патриотический дух – ее козырная карта. ЛДПР тоже улучшит свое положение – маргиналы также в движении. А вот неопределенный, плавающий электорат эсеров может подвести их на грань «вылета» из парламента. Будет чудо, если они останутся в Госдуме. Их лидеры в регионах, как правило, время от времени надолго исчезают с политической арены (например, Ф. Тумусов в Якутии). Что касается других партий, то их попадание в законодательный орган весьма проблематично. Сегодня их перспективы не видны.

Расклад сил в Государственной Думе будет, в любом случае, в пользу В. Путина. Это позволит ему выдвинуть свою кандидатуру на должность президента в 2018 г.

Николай СЛЕПЦОВ,
политолог, член общества «Знание
(Продолжение следует)[/justify]

Поделиться