1164

11 ноября 2016 в 13:31

В Якутии появятся общественные экологические инспектора

На XXIV пленарном заседании парламентарии приняли закон «Об общественном экологическом контроле в Республике Саха (Якутия)». Более подробно об этом важном документе мы поговорили с одним из его авторов - председателем постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимиром Прокопьевым.

— Владимир Михайлович, с какой целью принят этот закон?
— Сегодня для проведения эффективной экологической политики требуется активное сотрудничество не только государственных органов и хозяйствующих субъектов, но и простых граждан, общественных объединений. Поэтому нами было предложено сформировать абсолютно новый институт, аналогов которому не было на протяжении всего постсоветского периода — институт общественных экологических инспекторов по охране окружающей среды.
Данный закон был инициирован мной вместе с народным депутатом республики Аленой Атласовой. Документ устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного экологического контроля в республике.

— Как долго шла подготовительная работа?
— Над этим вопросом мы достаточно долго работали. Более двух лет изучали возможность принятия данного закона. Как известно, любой законопроект проходит довольно длительную стадию согласования на предмет не только целесообразности, но и правовой возможности. Поэтому вопрос достаточно долго прорабатывался. В конечном итоге, на июньской сессии 2016 года законопроект был принят в первом чтении, а в октябре — во втором и окончательном чтениях.
Субъектами общественного контроля являются общественные инспектора по охране окружающей среды, общественные объединения и иные некоммерческие организации. В законе все это достаточно четко прописано. Считаю, что закон этот необходим, поскольку, во-первых, у нас огромная территория, а сил и возможностей у государства, к сожалению, недостаточно, чтобы обеспечить контролем всю территорию республики. Поэтому мы надеемся на общественные силы республики, которым небезразлична ситуация в области охраны окружающей среды. Думаю, благодаря этому закону будет существенно расширена возможность осуществления общественного экологического контроля в нашем регионе.

— Какими правами будут обладать общественные экологические инспектора?
— Во-первых, надо сказать о том, что дело это добровольное. Во-вторых, в законе прописано, что в общественном экологическом контроле может принять участие любой дееспособный гражданин или любая общественная организация. Другой вопрос, чтобы не было хаоса, все это — весь процесс отбора, назначение общественных инспекторов и т.д. — должно координироваться соответствующим уполномоченным органом — Министерством охраны природы РС (Я).
Поскольку закон вступает в силу с 1 января 2017 года, мы уже планируем, каким образом начать его реализовывать. До этого времени правительство, Минприроды должны определиться по порядку организации работы, форме удостоверения, порядку его выдачи, взаимодействия общественных инспекторов с органами власти и т.д., и издать соответствующие подзаконные акты.
Что касается прав, то общественные инспектора будут иметь право фиксировать любые нарушения. Это основная их задача. Кроме этого, они будут иметь право принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений.
Ведь иногда бывает так, что у госинспекторов по охране окружающей среды не бывает возможности вовремя выехать на место совершения правонарушения. В этом случае им как раз и помогут общественные инспектора. Ведь они будут иметь право фиксировать правонарушения – делать фотоснимки, видеосъемки — и направлять эти материалы в оперативном порядке в соответствующие государственные органы, а также сообщать тем же физическим лицам о том, что они нарушили природоохранное законодательство.
Также общественные инспектора имеют право участвовать в реализации госпрограмм по охране объектов животного мира и среды их обитания, обращаться в органы госвласти, органы МСУ, к любым должностным лицам, в любые организации о предоставлении необходимой информации, т.е. они будут иметь право запрашивать любую информацию в этой области и интересоваться принимаемыми мерами.
Кроме этого, общественные инспектора будут иметь право участвовать в работе по экологическому просвещению населения. Это очень серьезный момент, поскольку в последние годы из-за экологической неграмотности граждан происходит много пожаров, фактов браконьерства, загрязнения окружающей среды.

— Как один из авторов, как вы думаете, каким будет эффект от принятого закона?
— Я ожидаю очень серьезный положительный эффект. Если у нас будет достаточное количество общественных экологических инспекторов во всех населенных пунктах, районах и ими станут люди, действительно, болеющие душой за это дело, если будут задействованы к тому же общественные организации, конечно же, у нас будет меньше нарушений в области экологии.

— Недавно вы посетили Госдуму и Совет Федерации. В обсуждении каких вопросов приняли участие?
— В Совете Федерации прошел «круглый стол», который был организован комитетом СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию под руководством первого заместителя председателя комитета Сергея Лисовского. Были обсуждены правовые вопросы особо охраняемых природных территорий. Парламент Якутии представил свои предложения, поскольку есть некоторая неопределенность, которая требует законодательного регулирования.
Во-первых, это касается территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Сегодня и Земельный кодекс, и Лесной кодекс, не дают возможности предоставления в безвозмездное пользование земельных участков в землях лесного фонда.
Во-вторых, территории традиционного природопользования не являются территориями природоохранного характера. Одним из основных вопросов, волнующих нас, это то, что согласно ФЗ № 406 ТТП исключены из перечня особо охраняемых природных территорий и категории земель ООПТ соответственно. Парламент Якутии предложил прописать в Земельном кодексе РФ, что ТТП коренных малочисленных народов относятся к землям природоохранного назначения особо охраняемых территорий.
В-третьих, имеется вопрос в части перевода земель разных категорий в земли ООПТ. У нас в основном, это касается ООПТ регионального и местного значения. Тогда как по федеральным ООПТ проблем нет — они отражены как отдельные самостоятельные категории земельных участков. Поэтому парламент Якутии предложил ООПТ регионального и местного значения также определить как отдельные категории с переводом из других земель.
В последнее время вопрос регулирования ресурсопользования в зависимости от установленной категории и режима ООПТ особенно обострился. И попытки изменить границы и категорию ООПТ участились.
В действующем законе нормы, которая бы регулировала случаи изменения границ ООПТ, нет, поэтому в последнее время обсуждаются предложения по их установлению. Законодательно надо закрепить нормы, которые не позволяли бы изменять границы ООПТ в сторону их уменьшения, а наоборот позволяли бы их только увеличивать.
Также парламент Якутии предложил в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об экологической экспертизе» прописать норму, обязывающую проводить государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих изменение границ и режима ООПТ и их охранных зон.
Также я принял участие в заседании комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. На заседании комитета, который является соисполнителем по закону о «дальневосточном гектаре», были рассмотрены две поправки.
Во-первых, это поправки членов Совета Федерации, которые были выработаны по итогам работы рабочей группы, созданной председателем СФ Валентиной Матвиенко. Поправки, внесенные группой сенаторов – Валентиной Матвиенко, Галиной Кареловой, Николаем Рыжковым, Вячеславом Штыровым, Александром Акимовым и др. — были поддержаны на заседании комитета. Здесь надо отметить то, что часть предложений парламента Якутии, которые были направлены в адрес рабочей группы под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Галины Кареловой, была учтена в составе поправок сенаторов.
Во-вторых, на заседании комитета были рассмотрены поправки Госсобрания (Ил Тумэн), выработанные в июне 2016 года. Касались они продления сроков между этапами. В частности, между вторым и третьим этапом вступления в силу данного закона. Я акцентировал внимание членов комитета на тот факт, что учитывая недоработанность федеральной информационной системы, отсутствие интернета во многих населенных пунктах Якутии, недостаточную наполненность самой базы ФИС, где еще четко не очерчены границы тех или иных земель, территорий, зон, которые ограничены в соответствии с требованиями статьи 7 закона о «дальневосточном гектаре», Госсобрание (Ил Тумэн) предлагает отсрочить вступление в силу третьего этапа реализации закона сроком на один год.
Это даст возможность, во-первых, жителям дальневосточных регионов самим определиться, получить свои гектары. Во-вторых, за этот период можно будет отточить и усовершенствовать федеральную информационную систему, убрать недостатки, определить все необходимые границы земельных участков, не подлежащих предоставлению, дать возможность субъектам определить те или иные зоны, которые не предоставляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

— Как восприняли поправки Якутии члены комитета Госдумы?
— В целом, комитет наши предложения поддержал. Но надо отметить, что данный комитет является соисполнителем закона о «дальневосточном гектаре», поэтому мы пока утверждать не можем, что наша поправка принята. Это было предварительное рассмотрение. Но надо отметить, что нас поддержали председатель комитета Николай Харитонов, его первый заместитель Валентина Пивненко, депутат Госдумы от Магаданской области Оксана Бондарь, депутат Госдумы от Еврейской автономной области Анатолий Тихомиров и другие члены комитета.
Также я встретился с вновь избранным председателем комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым. Мы обсудили ряд вопросов, в том числе, поговорили и о трех законодательных инициативах Госсобрания (Ил Тумэн), которые были внесены в адрес Госдумы. По ним мы будем более плотно работать. Кроме этого, у парламента Якутии есть достаточно большое количество проектов, по которым необходимо работать с тем, чтобы облечь их в форму федерального закона либо внести соответствующие изменения в федеральное законодательство.

Ирина РОМАНОВА

Поделиться