1997

28 апреля 2017 в 14:09

Конституция  Республики Саха (Якутия): становление и перспективы развития

4 апреля 1992 года на очередной одиннадцатой сессии Верховного Совета XII созыва Республики Саха (Якутия) была принята новая Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), а с 27 апреля она вступила в силу.

Примечательно, что законом «О порядке вступления в силу Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)» от 25 апреля 1992 года были учреждены два республиканских праздника: 27 апреля – День Республики Саха (Якутия), 21 июня – День национального праздника Ысыах. Факт принятия новой Конституции явился ярким примером последовательного проведения в жизнь принципов принятой 27 сентября 1990 года Декларации о государственном суверенитете, которую активно поддержал и одобрил многонациональный народ республики. Установление нового государственного статуса Якутии было определено диалектикой исторического развития населяющих ее народов и в конечном итоге означало реализацию суверенных прав народов Якутии на самоопределение. Новая Конституция Республики Саха (Якутия) закрепила основы государственного и общественного строя, установила правовое положение личности, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, национально-территориальную организацию, избирательную систему и судебную власть. Конституция – это не только юридический акт, но и важнейший политический документ. В ней выражены воля и стремления всех народов республики к свободе, равенству, миру и процветанию. Принципиальным является положение, что государство имеет основной целью и задачей создание условий для материального благосостояния и духовного развития народа, равных возможностей всем гражданам. Впервые в нашей Конституции был закреплен признанный цивилизованными странами принцип разделения и равновесия законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничение полномочий центральных и местных органов власти. Конституционная норма предусматривает, что экономическую основу республики составляют государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности в любой не запрещенной законом сфере. Гарантировано равенство собственности перед законом. Государство перестало принуждать, а стало гарантом. Конституция дала право самой республике самостоятельно устанавливать экономические, торговые, культурные отношения с зарубежными странами, решать вопросы о членстве в региональных, международных организациях экономического, культурного и иного характера. На определенных этапах становления российской государственности Конституция Республики Саха (Якутия) претерпела ряд изменений. Это было обусловлено тем, что новая Конституция Российской Федерации была принята почти на два года позднее Конституции Якутии всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция Российской Федерации в статье 15 закрепила положение о своем верховенстве: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Отдельные положения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) вошли в противоречие с соответствующими статьями Конституции Российской Федерации и принятыми позднее федеральными законами.

Анализ несоответствия Конституции Республики Саха (Якутия) Конституции Российской Федерации был сделан еще в 1995 году, после чего парламент республики приступил к работе над законодательными инициативами по внесению изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия). Парламентом республики был проанализирован характер противоречий между законодательством субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. В результате этой работы положения Конституции республики были сгруппированы следующим образом: принципиальные, требующие преодоления в достаточно короткие сроки в рамках политической линии на укрепление Российского федеративного государства; отдельные положения, требующие приведения в соответствие в рамках планомерно организованной законодательными органами работы; группа положений, требующих согласования центра и регионов по которым субъекты Федерации занимают свою принципиальную политическую позицию.

К первой группе отнесены положения о верховенстве конституций и законов над Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, содержащиеся в конституциях отдельных субъектов. Ко второй группе относилось, например, по Республике Саха (Якутия), установленное республиканским законодательством право подписания законов председателями соответствующих палат парламента, что вошло в противоречие с принятым в октябре 1999 года Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральным законом были также установлены основания и порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Конституция и законодательство Республики Саха (Якутия) не только не содержали таких норм, но и прямо запрещали приостановление деятельности, роспуск и самороспуск палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Важным было определение принципиальных позиций по срокам реализации этапов работы по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия). На первом этапе парламентом республики была проведена организационная работа: определен состав, структура и регламент работы парламентских комиссий. На втором этапе состоялся цикл круглых столов, совещаний, конференций, парламентских слушаний, на которых рассматривались не только общие, но и частные вопросы обсуждаемых проблем, обобщались высказанные предложения и вырабатывалась концепция возможного направления реформирования Конституции. Работа по упразднению принципиальных противоречий завершилась именно на этом этапе.

В это же время Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) была проделана значительная работа по приведению республиканского законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Причины  и необходимость проведения  такой работы заключались в том, что, во-первых, многие законодательные акты были приняты еще до вступления в силу новой Конституции Российской Федерации 1993 года; во-вторых, бурно развивающееся на основе Конституции Российской Федерации федеральное законодательство было крайне нестабильно и противоречиво; в-третьих, до 2000 года субъектам Российской Федерации практически предоставлялось больше прав при формировании собственной нормативной правовой базы, а с избранием нового Президента Российской Федерации был провозглашен курс на создание единого правового пространства.

За период с 2000  по 2002 год Государственное Собрание (Ил Тумэн) внесло изменения в 63 статьи Конституции Республики Саха (Якутия), завершив тем самым приведение Основного закона республики в соответствие с федеральным законодательством. Такой длительный, многоступенчатый процесс приведения в соответствие был обусловлен объективными факторами. Парламент республики исходил из того, что согласование конституционного и текущего законодательства субъектов Федерации и федерального законодательства должно происходить путем взаимных консультаций и согласительных процедур. В судебных процессах, в том числе в Верховном Суде Российской Федерации, депутаты пытались отстоять свои позиции по отдельным нормам Конституции республики. Отдельные принципиальные положения Конституции Республики Саха (Якутия) стали предметом переговоров и согласований трех ветвей государственной власти республики, широко обсуждались общественностью в средствах массовой информации. В результате этого вопросы суверенитета, собственности, разграничения полномочий между федеральным центром и республикой нашли отражение в новой редакции действующей Конституции Республики Саха (Якутия). Завершением процесса конституционного реформирования в республике стало утверждение 17 октября 2002 года парламентом республики впервые за последние десять лет текста Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) на обоих государственных языках Республики Саха (Якутия). Нельзя не отметить, что именно благодаря последовательным усилиям республик в составе Российской Федерации по отстаиванию своих интересов Конституционный Суд Российской Федерации 18 июля 2003 года принял постановление о недопущении впредь разрешения судами общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации. С запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации конституций и уставов субъектов Российской Федерации теперь может обратиться только Генеральный прокурор Российской Федерации и только в Конституционный Суд Российской Федерации.

Последующие изменения и дополнения Конституции Республики Саха (Якутия) носили в основном корректирующий характер в связи с изменениями федеральных законов, а также внесением законопроектов субъектами права конституционной инициативы.

Сегодня наш Основной закон по своей парадигме, методологическим принципам в основном отвечает политической, экономической и социальной реальности в России, гармонично вписывается в ее правовое пространство. Поэтому вносить изменения в нормы Конституции ради улучшения ее текста не имеет смысла. Идеальных конституций не бывает, как не может быть и текста правовой нормы, удовлетворяющего критериям юридической безупречности, то есть в принципе не допускающего неоднозначного толкования. Любой закон, как бы он ни был хорошо проработан, никогда не исчерпывает многообразия ситуаций своего применения и всегда содержит риск неоднозначного толкования. В мировой политической практике серьезные изменения конституции – явления чрезвычайные, обычно связанные с изменениями социально-политического строя. Конституция, представляющая собой свод главных норм прямого действия, является в свою очередь гарантией стабильности политического строя. Проблема любых изменений в конституции, даже если эти изменения носят незначительный, косметический характер, это проблема государственного строя. Конституция – это своеобразное генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет общество. Это те рамки юридически необходимого и возможного, выход за пределы которого общество может воспринимать как угрозу основам своего бытия. Безусловно, Конституция не исчерпывает всех этих правил. Кроме нее, существуют нормы других законов, нормы морали, принципы, идеи и идеалы, господствующие в обществе, в том числе личные, групповые, национальные и так далее. Но все это должно существовать в конституционном поле, и одна из главных угроз обществу – нарушение конституционных рамок. Необоснованные изменения, нестабильность, неустойчивость Конституции неизбежно приведут к тому, что вся остальная система норм и правил, по которым живет общество, станет подвергаться сомнению, размыванию и терять свое организующее, стабилизирующее и прогрессивное значение. Именно этим должно быть обусловлено бережное отношение к духу и букве основного закона республики. Вместе с тем Россия является федеративным государством, основанным на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Исходя из этих важнейших принципов российской Конституции, руководствуясь частью 2 статьи 5 мы и должны строить свои отношения с федеральным центром, и соответственно, строить и совершенствовать свое законодательство в первую очередь Конституцию республики. Объективно конституционное законодательство должно развиваться по двум направлениям. Во-первых, это обеспечение стабильности Основного закона республики, сохранение его основополагающих положений. Это позволяет сделать и вышеназванное решение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года.  Реформирование конституционного законодательства может проходить и путем отстаивания наших интересов в федеральном законодательном процессе, чтобы быстро изменяющееся федеральное законодательство не давало повод вносить изменения в основные законы субъектов Российской Федерации – конституции (уставы), особенно по предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также путем защиты, при необходимости, отдельных положений Конституции республики в Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и Конституционном Суде Российской Федерации.

Во-вторых, конституция, как нормативный правовой акт, отражающий динамику развития общественных отношений, всегда будет нуждаться в корректировке, редакционных уточнениях. И сегодня в необходимости этой работы никого не надо убеждать. Вместе с тем именно обоюдность федерального и регионального законотворческого процессов является гарантией создания единого правового пространства в российском федеративном государстве и эту задачу невозможно решить без сближения и согласования нормотворческих процессов на всех уровнях государственной власти, без учета региональной специфики, национальных особенностей в регулировании всего комплекса общественных отношений.

Принятие в 1992 году Конституции Республики Саха (Якутия) стало закономерным следствием процесса демократических преобразований в Российской Федерации. Основной закон республики ознаменовал собой начало нового этапа в развитии федеративной государственности в нашей стране, выступил ключевым фактором выстраивания стабильных отношений республики с федеральным центром в рамках действующей Конституции Российской Федерации. Опыт Якутии подтвердил жизненность норм Конституции России о государственности республик в составе Российской Федерации, реализованной на принципе самоопределения народов в соответствии с международным правом. Конституция явилась важнейшим источником текущего правотворчества в различных отраслях права в направлении дальнейшего федеративного строительства, формирования современного правового пространства в субъектах Российской Федерации. Последовательная реализация положений Конституции Республики Саха (Якутия) способствует выработке ключевых принципов ответственной социально-экономической политики, повышению благосостояния и качества жизни населения, сохранению богатого культурно-исторического наследия многонационального народа Якутии.

Юрий Бацев, заместитель Председателя Конституционного суда РС(Я), кандидат юридических наук

 

Поделиться