810

22 февраля 2019 в 14:48

Служили предки, служат потомки

Служить в армии или нет – такой вопрос перед ним не стоял никогда. Просто потому, что в роду у народного депутата Якутии Владимира Богданова не было мужчин, которые в положенный срок не отдали бы Родине свой долг.

Армейские пути-дороги новобранца Богданова, призванного из Мирнинского района, привели его в войска связи. В воинскую часть, которая в то время дислоцировалась на территории Якутии, неподалеку от Хатасс.
Несмотря на то, что служба проходила в глубоком тылу, расслабиться служивым можно было только в часы отдыха. Часть находилась на боевом дежурстве, а потому солдатские будни проходили, как положено: наряды, патрули…
Да и время было не совсем спокойное. На календаре – 1992 год. Только что распался Советский Союз. Страна стремительно менялась и далеко не все из надвигающихся перемен оказались для нее к лучшему…
Впрочем, армия в любое время держит в напряжении, дисциплинирует и мобилизует.
– Когда тебя ставят на боевое дежурство, отправляют в наряд, нервы всегда на пределе. Потом, годы спустя, я вспоминал свою службу, и однажды подметил: а ведь за это время ни разу не заболел! Более того! За все это время практически не болели и мои сослуживцы. Из 100 человек в лазарет за два года у нас было госпитализировано всего 3-4 солдата, тех, кому действительно нужна была серьезная медицинская помощь. Наверное, потому что в армейских условиях твой организм мобилизуется так, что ему просто не до хворей, – говорит Владимир Николаевич.
Впрочем, курьезов хватало тоже.
– Зимой в Якутии суровые морозы не редкость. В таком случае форма одежды по уставу – бушлаты застегнуть, уши у шапок опустить и завязать, – вспоминает он. – Поварами у нас служили два местных парня – Василий и Капитон, которые свои солдатские ушанки завязывать категорически отказывались. Хорохорились: мол, у нас в деревне никто так шапки не носит, мы к морозам с детства привычны, он нам нипочем… В итоге Вася однажды во время дежурства обморозил себе уши так, что они у него превратились в два огромных багровых «вареника» – зрелище было не для слабонервных. Капитон как увидел это – свою шапку тут же завязал, и с тех пор мы видели его на улице исключительно в таком виде…
А вот особой дедовщины, которой так любят пугать новобранцев, Владимир в своей части особо не встретил.
– Конечно, случались и стычки между людьми, и выяснение отношений, что бывает в любом мужском коллективе, но смешных моментов бывало все-таки больше, чем неприятных, – вспоминает он. – В общем-то, ребята в нашей части служили добрые, хорошие. Возможно, еще и потому, что и общество в целом тогда было добрее. У нас даже клички друг другу не давали, как это бывает принято среди парней. Зачем? Это же обидит человека. И в то же армия – это, конечно, не тепличные условия твоей семьи. Армия –школа жизни: она закаляет характер, учит отстаивать убеждения и интересы… Так что воспоминания об этой поре у меня остались только хорошие.
Повезло им, говорит, и с отцами-командирами.
– В нашей части было принято поздравлять именинников – дни рождения обычно отмечали в солдатской столовой. Ну, а особым праздником для всех было, конечно, 23 февраля – День защитников Отечества, который в те годы назывался Днем Советской армии и Военно-морского флота. Повара готовили праздничный обед. Праздник все ждали, – говорит Владимир Николаевич.
– А не было разочарования, что не удалось отправиться служить куда-нибудь подальше от дома, мир посмотреть?
– А какая разница, где воинский долг Родине отдать? Главное, отдать его, как положено, – отвечает он. – Я всегда знал, что буду служить. У меня и в мыслях не было как-то «откосить». Наверное, потому, что все мои предки-мужчины – во всяком случае, из тех, про кого знаю и кого помню – служили: кто в мирное время, кто – в Великую Отечественную войну. Один дед погиб, второй остался жив, но вот его брат погиб при прорыве блокады Ленинграда.
Более того! В войну в войсках противовоздушной обороны служила даже одна из бабушек – они обороняли Москву, запускали аэростаты. Вот почему служить или нет – такой вопрос для меня не стоял никогда…
А потому и тем, кому служба в армии только предстоит, он советует армии не бояться.
– Если юноша – студент, то, возможно, сначала лучше получить диплом, а уже потом отдать свой воинский долг Родине. А уж если ты болтаешься без дела, то и раздумывать нечего – иди в армию, – считает он. – Даже в наше время, когда служба длилась два года, многие потом оставались на сверхсрочную: кто-то в армии находил себя, для кого-то она открывала дальнейшие перспективы. Ну, а уж сейчас, когда служба длится всего год, многие говорят, что это время пролетает незаметно…
…Несмотря на то, что с момента его собственной службы в рядах российской армии прошло почти 25 лет, отношения с сослуживцами не потерялись. «Созваниваемся, переписываемся в «Одноклассниках», иногда встречаемся», – говорит он.
Не померкло и то впечатление, которое оставила у него армия, и с которым он вернулся домой после демобилизации:
– Это суровые будни, которые вспоминаются светло…

Поделиться