478

12 августа 2019 в 15:04

Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на осуществление мероприятий общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке», в рамках реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате РС (Я)» от 10 ноября 2011 г. 976-З № 837-IV, пунктом 2.2 Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2019 год, поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (постановление от 21.11.2018 г. № 58-VI) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на осуществление мероприятий общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке», в рамках реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия)». Контрольное мероприятие проведено на объектах: Министерство строительства Республики Саха (Якутия), ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», Администрация МР «Амгинский улус (район)» РС (Я), Администрация МО «Эмисский наслег» Амгинского улуса (района) РС (Я), Администрация МО «Чапчылганский наслег» Амгинского улуса (района) РС (Я), Муниципальное бюджетное учреждение культурный центр имени Е.А. Захаровой – Саха Куерэгэйэ МО «Эмисский наслег», Администрация МО «Среднеколымский улус (район)» РС (Я); Администрация МР «Усть-Алданский улус (район)», Администрация МО «Баягантайский наслег» Усть-Алданского улуса, Администрация МО «Бярийинский наслег» Усть-Алданского улуса, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Сардана» с. Дюпся» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» Республики 2 Саха (Якутия), Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 14 «Чуораанчык» с. Маягас» муниципального района «Усть-Алданский улус (район) Республики Саха (Якутия), Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Кэскил» с. Кылайы» муниципального района «УстьАлданский улус (район)» Республики Саха (Якутия), Муниципальное бюджетное учреждение «Чаранский центр досуга имени Ильи Ивановича Находкина» Усть-Алданского улуса. Проверяемый период деятельности: 2017-2018 годы, текущий период 2019 года (при необходимости более ранние периоды). По результатам контрольного мероприятия установлено следующее: 1. Общереспубликанское движение добрых дел «Моя Якутия в XXI веке» реализуется в республике с 2000 года и определяет совместные действия Правительства РС(Я), муниципальных образований РС(Я), физических и юридических лиц по строительству и реконструкции объектов социальной сферы, муниципального жилья для молодых специалистов. В реализации мероприятий ОРДДД Моя Якутия участвовали все муниципальные образования за исключением ГО «Город Якутск», ГО «Жатай» и МО «Нерюнгринский район». За 18 лет реализации мероприятий ОРДДД Моя Якутия введено в эксплуатации 1094 объектов (284 объектов образования, 255 объектов культуры, 182 объекта спорта и физической культуры, 122 жилых домов для молодых специалистов, 81 объект здравоохранения, 170 прочие объекты). По итогам конкурса АНО «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов», проведенного на площадке инвестиционного форума в г. Сочи в октябре 2016 года, практика ОРДДД Моя Якутия из 300 проектов вошла в «двадцатку» лучших региональных инициатив. 2. В целях реализации мероприятий ОРДДД Моя Якутия в республике была разработана нормативно-правовая база, которая во исполнение предложений Счетной палаты по результатам проверки 2017 года была усовершенствована в части принятия новой Концепции ОРДДД Моя Якутия, определяющей цели, задачи и направления развития движения на перспективу до 2025 года, новых Порядка (Положений, Правил) №417, которыми устранены выявленные Счетной палатой недостатки Порядка №66, действующего до 1 июля 2018 года. Счетная палата отмечает, что в республике в рамках национальных проектов «Культура», «Образование», «Демография» реализуются мероприятия по строительству социальных объектов, предусмотренные в государственных программах РС(Я). В связи с чем предоставление субсидий 3 из госбюджета на реализацию ОРДДД Моя Якутия бюджетам муниципальных образований в рамках непрограммных расходах госбюджета, по мнению Счетной палаты, не соответствует программно-целевому принципу формирования расходов госбюджета. 3. В проверяемом периоде на реализацию мероприятий ОРДДД Моя Якутия Законами о госбюджете, Инвестиционной программой РС(Я) предусмотрено бюджетных средств в объеме 855 714 тыс. рублей (исполнение 432 588 тыс. рублей), в том числе: за 2017 год – 198 390 тыс. рублей (исполнение 96 668 тыс. рублей, или 48,7 % от плана СБР); за 2018 год - 307 324 тыс. рублей (305 930 тыс. рублей (99,5%)); за 2019 год – 350 000 тыс. рублей (на 01.07.2019г. исполнение 29 990 тыс. рублей, или 8,5% от плана СБР). 4. Настоящей проверкой Счетной палатой проверено 580 331 тыс. рублей (432 588 тыс. рублей (ГБ), 147 743 тыс. рублей (МБ)), или 79% от объема выделенных средств. Из них на объектах муниципальных образований проверено 236 592 тыс. рублей (114 389 тыс. рублей (ГБ), 122 203 тыс. рублей (МБ)). Общий объем нарушений, недостатков и рисков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, составил 94 204 тыс. рублей (47 761 тыс. рублей (ГБ), 46 443 тыс. рублей МБ) (510 фактов), или 16% от общего объема проверенных средств, в том числе нарушений - 89 047 тыс. рублей (46 433 тыс. рублей (ГБ), 42 614 тыс. рублей (МБ)) (498 фактов), недостатков – 1857,9 тыс. рублей (594,7 тыс. рублей (ГБ), 1 263,2 тыс. рублей (МБ)) (9 фактов), рисков - 3 299,6 тыс. рублей (733,6 тыс. рублей (ГБ), 2 566 тыс. рублей (МБ)) (3 факта). 5. В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой проведено 12 визуальных осмотров объектов, которые выявили нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий ОРДДД Моя Якутия, и некачественное строительство объектов. Счетная палата отмечает, что низкая квалификация специалистов органов местного самоуправления, а в некоторых случаях отсутствие специалистов в поселениях и бюджетных учреждениях, не позволяет обеспечить должный контроль за ходом строительства объектов. Кроме того, в заключенных 2-х сторонних соглашениях о предоставлении целевой субсидии между районом, поселением и бюджетным учреждением (по которым функции муниципального заказчика передавались поселениям и учреждениям) отсутствуют обязательства по контролю за целевым и 4 эффективным использованием бюджетных средств и требование о наличии специалистов по строительному контролю. Низкое качество строительного контроля или его отсутствие является одной из главных причин приемки заказчиками невыполненных или некачественно выполненных работ, ненадлежащим образом подготовленной исполнительной документации. Основной причиной некачественного строительного контроля (его отсутствие) является недостаточная ответственность заказчика. 6. Материалы проверки свидетельствуют о наличии факторов снижающих эффективность бюджетных расходов, в первую очередь это отсутствие контроля (в нарушение п. 10 ст. 158, ст. 162 Бюджетного кодекса РФ) за целевым и эффективным использованием средств субсидии как со стороны главных распорядителей бюджетных средств, так и получателей бюджетных средств, в том числе при передаче функции муниципального заказчика по строительству объектов поселениям и «непрофильным» бюджетным учреждениям. Вышеуказанное привело к: - нецелевому расходованию бюджетных средств органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями в сумме 13 721,8 тыс. рублей (8 242,9 тыс. рублей (ГБ), 5 478,9 тыс. рублей (МБ) (9 фактов)) в виде оплаты невыполненных объемов работ, завышении стоимости выполненных работ в актах ф.КС-2, в оплате принятых завышенных объемов работ, выполненных ранее в рамках другого муниципального контракта (Амгинский улус на объектах «Многофункциональный центр культуры в с. Эмиссы», «Сквер им. Кюннюк Урастырова в с. Эмиссы», «Реконструкция музея-усадьбы народного поэта Новикова В.М Кюннюк Урастырова в с. Эмиссы», «Спортзал в с. Чапчылган» - 8 614,6 тыс. рублей (5 фактов); Среднеколымский улус на объектах «Детский сад на 40 мест в с. Налимск», «Детский центр искусств в г. Среднеколымск», «2-х квартирный жилой дом в с. Налимск» - 4 704 тыс. рублей (3 факта); Усть-Алданский улус на объекте «Культурно-спортивный комплекс «Чаран» МО «Хоринский 1-й наслег» - 403,2 тыс. рублей (1 факт)). При этом в ходе проверки устранено нецелевое использование бюджетных средств в размере 244,9 тыс. рублей, в том числе: 219,6 тыс. рублей – Среднеколымский улус (выполнены работы по устройству крыльца пожарного выхода), 25,3 тыс. рублей - Амгинский улус (выполнены работы по устройству слухового окна). - неэффективному использованию бюджетных средств, в размере 1857,9 тыс. рублей (594,7 тыс. рублей (ГБ), 1 263,2 тыс. рублей (МБ)), (9 фактов) в части: принятия и оплаты невыполненных подрядных работ при наличии 5 гарантийного письма (в ходе проверки указанные недостатки устранены, подрядные работы выполнены в полном объеме (Усть-Алданский улус - 827,1 тыс. рублей (1 факт) на объекте «Детсад на 50 мест в с. Дюпся Дюпсюнского налега» выполнены работы по устройству цокольного перекрытия, перегородок, установке окон; Амгинский улус - 1 030,8 тыс. рублей (1 факт) на объекте «Реконструкция музея-усадьбы народного поэта Новикова В.М Кюннюк Урастырова в с. Эмиссы» установлена скульптура коня (через пол года после оплаты)); установки 7-ми свай, не задействованных при строительстве объекта «Детский центр искусств в г. Среднеколымск», МО «Среднеколымский улус (район)»). Кроме того, в ходе проведения контрольного мероприятия установлены: - Нарушения в ходе формирования бюджета, в части включения объектов в Инвестиционную программу РС(Я) при отсутствии положительных заключений проверки достоверности определения сметной стоимости строительства (8 фактов: (6 фактов) - Среднеколымский, (2 факта) – Амгинский)). - Нарушения порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных субсидий (269 фактов). Нарушения выявлены в основном на уровне муниципальных заказчиков в части: отсутствия софинансирования местного бюджета (1 факт, Амгинский); отсутствия централизации и осуществление закупки через Государственный комитет РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупки (2 факта, Среднеколымский), отсутствия утвержденной программы социально-экономического развития района ((2 факта) Среднеколцымский, УстьАлданский); нарушение установленного срока подписания муниципальными заказчиками Соглашений (204 факта), предоставления муниципальными образованиями заявок не в полном комплекте ((8 фактов) Усть-Алданский (1), Оймяконский (7)). За проверяемый период условия предоставления субсидии, установленные Порядками №66, 417 Минстроем РС(Я) и Уполномоченным органом (ГКУ СГЗ) в целом соблюдены. Вместе с тем проверкой выявлены отдельные нарушения в части: не истребования Уполномоченным органом ежеквартальной и годовой отчетности у 10 муниципальных заказчиков ((24 факта) Среднеколымский (12), Жигнаский (12)); принятия решения Правительства позже установленного срока (1 факт); не проведения Уполномоченным органом оценки эффективности использования субсидии (2 факта); отсутствия контроля Уполномоченного органа и органов местного самоуправления за качеством выполняемых работ ((23 факта) ГКУ СГЗ (7), Амгинский (4), Среднеколымский (6), Усть-Алданский (6)); не соответствия перечня показателей результативности предоставления субсидии в форме отчетности 6 муниципальных заказчиков, утвержденной Соглашениями 2017-2018 гг., требованиям Порядка № 66 (2 факта). Счетная палата отмечает, что проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы по объектам, реализуемым в рамках мероприятий ОРДДД Моя Якутия, не включена в федеральный реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования. В результате чего не могло быть соблюдено муниципальными заказчиками условие предоставления субсидии, установленное в п.1.7 Порядка №66, п.9.4 Порядка №417, а именно, использование экономически эффективной проектной документации повторного использования. - Нарушения законодательства о бухгалтерском учете – 71 965,3 тыс. рублей (37 861 тыс. рублей (ГБ), 34 104,3 тыс. рублей (МБ)), (21 факт), в части: нарушения правил ведения бухгалтерского учета, выразившегося в искажении показателей отчетности (ф. 0503190, ф. 0503790) на сумму 60 278,3 тыс. рублей ((18 фактов) Амгинский (10 фактов), Усть-Алданский (3 факта), Среднеколымский (5 фактов)); отражения в регистрах бухгалтерского учета несуществующих расходов на сумму 11 687 тыс. рублей (Среднеколымский (1 факт)); не отражения объектов в регистрах бухгалтерского учета на счетах 101 и 108 (Амгинский (2 факта)). - Нарушения законодательства о закупках – 3 359,9 тыс. рублей (328,9 тыс. рублей (ГБ), 3 031 тыс. рублей (МБ)), (25 фактов) в части: несоблюдения требований к содержанию документации (извещения) о закупке (Среднеколымский (3 факта)); внесения изменений в существенные условия контракта в части продления срока его исполнения (Амгинский (1 факт)); непроведения экспертизы выполненных работ (Усть-Алданский (6 фактов)); приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров) на сумму 136,8 тыс. рублей (Среднеколымский (1 факт)); неприменения ответственности за нарушение сроков исполнения контрактов, отсутствия взыскания пени (неустойки) на сумму 769,4 тыс. рублей (8 фактов) (Амгинский - 318,2 тыс. рублей (3 факта); Среднеколымский - 451,2 тыс. рублей (3 факта); Усть-Алданский (2 факта)); неразмещения в ЕСИ дополнительных соглашений к контрактам (Среднеколымский (4 факта)); не взыскания дебиторской задолженности в сумме 2 453,8 тыс. рублей при расторжении контракта и, как следствие, возникновения риска утраты бюджетных средств (Усть-Алданский улус (2 факта) по объекту «Детсад на 50 мест в с. Дюпся МО «Дюпсюнский наслег») - Нарушения градостроительного законодательства (12 фактов) в части: отсутствия разрешения на строительство объектов (Амгинский (3 факта)), 7 выдачи разрешения на строительство при отсутствии: результатов инженерно-геологических изысканий на площадке строительства (Среднеколымский (3 факта)), правоустанавливающих документов на земельный участок (Амгинский (1 факт)); выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию: при отсутствии акта приемки законченного строительством объекта ф.КС-11 (Амгинский (2 факта)), лицу не являющемуся застройщиком (Амгинский (1 факт)), до завершения строительно-монтажных работ на объектах (Среднеколымский (2 факта)). - Прочие нарушения (28 фактов) в части: не внесения изменений в проектную документацию ((2 факта) Амгинский, Среднеколымский), отсутствия государственной регистрации введенных объектов в эксплуатацию ((19 фактов): (8 фактов) Амгинский, (11 фактов) Среднеколымский) не включения в муниципальные контракты условий страхования строительно-монтажных рисков, гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам ((7 фактов): (4 факта) Усть-Алданский, (3 факта) Среднеколымский). Кроме того, проверкой установлены риски нецелевого использования бюджетных средств в размере 3 299,6 тыс. рублей (733,6 тыс. рублей (ГБ), 2 566 тыс. рублей (МБ) (3 факта), в том числе: 1 358,5 тыс. рублей ((1факт) Амгинский) в виде принятия невыполненных объемов работ по объекту «Спортзал в с. Чапчылган» (частичная оплата, незавершенное строительство). 1 941,1 тыс. рублей ((2 факта) Среднеколымский), в том числе 1 441,1 тыс. рублей в виде принятия невыполненных объемов работ по объекту «Детский центр искусств в г. Среднеколымске» (оплата не произведена, незавершенное строительство); 500, тыс. рублей в виде отсутствия расходования софинансирования в 2017 - 2018 годах по объекту «Детский сад на 40 мест в с. Налимск». Выявленные нарушения и недостатки настоящей проверкой повторяют нарушения и недостатки, выявленные Счетной палатой предыдущей проверкой. 7. Проверкой выявлено ежегодное нарушение сроков ввода объектов в эксплуатацию. Так, в 2017 году введено в эксплуатацию 43 объекта (95,5% от плана), в том числе с нарушением срока ввода введено 10 объектов, в 2018 году введено в эксплуатацию 36 (94,7% от плана), в том числе с нарушением срока - 12 объектов. При этом следует отметить, что Уполномоченным органом учет количества объектов введенных в эксплуатацию ведется без наличия фактически выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в отчетном периоде, что свидетельствует о завышении количества введенных объектов. Так, в ходе инвентаризации выявлены факты эксплуатации 8 объектов при отсутствии разрешений на ввод и акта приемки законченного строительства (Верхневилюйский (3), Кобяйский (1), Нюрбинский (1), Эвено-Бытантайский (2), Сунтарский (1)). По данным отчетности по состоянию на 1 января 2019г. ведется строительство 71 объекта, объем затрат по которым составил 542 млн. рублей. По причине приостановления финансового обеспечения, неудовлетворительной работы подрядчиков, а также внесения изменений в сметную стоимость приостановлено строительство 16 объектов по 9 муниципальным образованиям (Абыйский (2), Аллаиховский (1), Алданский (1), Верхнеколымский (1), Нижнеколымский (1), Олекминский (2), Среднеколымский (3), Таттинский (3), Усть-Янский (2)) при этом на них уже потрачено 136,4 млн. рублей. Кроме того, установлены долгострои (более 5 лет) 17 объектов на сумму капитальных вложений 118 млн. рублей с началом строительства ранее 2015 года (Абыйский (2), Алданский (1), Амгинский (1), Булунский (1), Верхневилюйский (1), Момский (1), Нижнеколымский (2), Олекминский (1), Таттинский (2), УстьЯнский (2), Усть-Алданский (1), Среднеколымский (2)). В результате вышеизложенного, с учетом выявленных нарушений и недостатков Счетная палата РС(Я) сделала вывод, что использование средств в рамках мероприятий ОРДДД Моя Якутия в 2017– 2018 годах недостаточно результативно. Коллегией Счетной палаты РС (Я) (постановление от 25 июля 2019 года №16-1) рассмотрен и принят отчет о результатах контрольного мероприятия, и направлены: - Представления для устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес: Министерства строительства Республики Саха (Якутия), ГКУ «Служба государственного заказчика РС (Я)», Администраций МР «Амгинский улус (район)» РС (Я), МО «Эмисский наслег» Амгинского улуса (района) РС (Я), МО «Чапчылганский наслег» Амгинского улуса (района) РС (Я), МО «Среднеколымский улус (район)» РС (Я); МР «Усть-Алданский улус (район)», МБУ Культурный центр имени Е.А.Захаровой – Саха Куерэгэйэ МО «Эмисский наслег», МБДОУ «Детский сад № 9 «Сардана» с. Дюпся» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» РС(Я), МБУ «Чаранский центр досуга имени Ильи Ивановича Находкина». - Информационные письма в адрес: Главы РС(Я) ( с приложением отчета), Государственного Собрания (Ил Тумэн) (с приложением отчета), Правительства РС(Я) (с приложением отчета), Представительным органам, Главам и Контрольно-счетным органам муниципальных образований РС(Я) для использования в работе в целях предупреждения выявленных нарушений 9 (недостатков), Министерства финансов РС(Я) для использования в работе, Управления Гостройжилнадзора РС(Я) для принятия мер реагирования по выявленным нарушениям градостроительного законодательства и некачественно выполненным работ на объектах, Автономного учреждения РС(Я) «Издательский дом «Ил Тумэн» для размещения в средствах массовой информации итогов контрольного мероприятия. - Обращение в Прокуратуру РС(Я) и Следственное управление Следственного комитета РФ по РС(Я) для принятия мер реагирования по выявленным нарушениям нецелевого использования бюджетных средств, имеющим признаки уголовного преступления. - Уведомление в адрес Министерства финансов РС(Я) для принятия решения о применении бюджетных мер принуждения

Поделиться