368

12 августа 2019 в 14:23

Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на приобретение (выкуп), строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и сейсмоусиление зданий общеобразовательных школ в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия).

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2011 года 976-З № 837-IV «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)», пунктом 2.8 Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2018 год, поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года ГС № 1225-V) Счетной палатой Республики Саха (Якутия) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на приобретение (выкуп), строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и сейсмоусиление зданий общеобразовательных школ в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия)». Контрольное мероприятие проведено на объектах: Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) (далее – Минстрой РС(Я)); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее – Минобрнауки РС(Я)); Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия) (далее – Мининвестпред РС(Я)); Министерство экономики Республики Саха (Якутия) (далее – Минэкономика РС(Я); Государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика РС(Я) (далее – ГКУ СГЗ); Городской округ «Город Якутск»; Муниципальное казенное учреждение «Главстрой» (далее – МКУ «Главстрой»), муниципальные образования, охваченные камеральной проверкой: «Амгинский улус (район)», «Верхневилюйский улус (район)», «Таттинский улус (район)». Объекты встречной проверки: ООО «Газэнергомонтаж», ООО «ТСК +», ООО «КИНГ-95», ООО Дизайн-студия «Уран», администрация МР «Среднеколымский улус (район)», администрация МР «Горный улус (район)», администрация МР «Кобяйский улус (район)», администрация МР «Намский улус (район)». Проверяемый период деятельности: 2016-2017 годы (при необходимости более ранние периоды). По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
  1. С 2016 года в России реализуется программа перехода на односменное обучение и перевод школьников из ветхих и аварийных зданий в новые.
Учитывая, что в Республике Саха (Якутия) сохраняется положительная динамика роста численности обучающихся (за последние 4 года численность увеличилась на 6 362 человека (4,6%) и составила 143 617 человек в 2017 году). При этом 16 560 детей (в 58 учебных заведениях) обучаются во вторую смену, что составляет 11,9% от количества обучающихся в центрах 12 муниципальных районов (городских округах). Кроме того, наблюдается тенденция увеличения количества школ требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии. На 1 сентября 2017 года 308 школ требуют капитального ремонта (48% от общего количества школ) и 57 школ находятся в аварийном состоянии (8,9%), 291 школа имеет износ более 50 % (45%). Республика Саха (Якутия) участвовала в реализации федеральной программы в 2016-2017 годах посредством реализации мероприятий в рамках 4-х государственных программ, а начиная с 2018 года в рамках одной госпрограммы. За 2016-2017 годы в республике построено 18 новых школ и создано 15027 учебных мест. На 2018 год запланирован ввод 15 общеобразовательных организаций и создание 2 696 новых учебных мест. При этом необходимо отметить, что по состоянию на 30 июня 2018 года, по информации Минобрнауки РС(Я), на территории республики количество объектов незавершенного строительства составляет 54 объекта (школ) на общую сумму 2 366 038,3 тыс. рублей.
  1. В ходе оценки соблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы расходования средств государственного бюджета РС (Я), направленных на приобретение (выкуп), строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и сейсмоусиление общеобразовательных школ установлены следующие нарушения:
В нарушение п.1 ст.154 Бюджетного кодекса РФ Минобрнауки РС(Я) некачественно разработало нормативно-правовые акты в части несоответствия условий предоставления субсидий, установленных в Порядке № 223 и ГП Развитие образования (3 факта) и несоответствия условий предоставления субсидий, утвержденных в порядке № 289 и ГП Содействие (1 факт). В нарушение ст. 78, 139 Бюджетного кодекса, утвержденных Госпрограмм и Порядков, заключенных Соглашений (Договора) установлены нарушения порядков и условий предоставления и расходования субсидий в размере 2 312 326 тыс. рублей (93 факта), как главными распорядителями бюджетных средств (Минобрнауки РС(Я) (51 факт), Минстрой РС(Я) (8 фактов), Мининвестпред РС(Я) (5 фактов)), так и получателями бюджетных средств (МР «Верхневилюйский улус (район)» (6 фактов), МР «Таттинский улус (район)» (6 фактов), ГО «Город Якутск» (МКУ «Главстрой») (17 фактов). За указанные правонарушения установлена административная ответственность, предусмотренная статьями 15.15.3, 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  1. Проверкой установлено, что капитальный ремонт и строительство объектов в основном осуществляется при наличии проектно-сметных документаций и положительных заключений госэкспертизы, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию выданы при наличии положительных заключений ГКУ «Управление государственного строительного и жилищного надзора РС(Я)» (далее – УГСЖН РС(Я)).
При этом проверкой выявлены нарушения Градостроительного кодекса РФ (19 фактов) в части не осуществления строительного контроля за ходом строительства и проведения капитального ремонта (ГО «Город Якутск», МР Амгинский улус (район)», МР «Верхневилюйский улус (район)», МР «Таттинский улус (район), ГКУ СГЗ); отсутствия экспертизы проектной документации после внесения в ПСД изменений (ГО «Город Якутск»); отсутствия согласования увеличения объема работ по благоустройству (ГО «Город Якутск»); выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключения УГСЖН РС(Я) (МР «Верхневилюйский улус (район)», МР «Таттинский улус (район)»). Кроме того, в ходе осуществления строительного надзора УГСЖН РС(Я) устанавливаются нарушения технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации и отсутствие строительного контроля со стороны технического заказчика, что в том числе привело к обрушению плиты перекрытия на объекте «Национальная школа «Айыы Кыhата» на 550 мест в 203 микрорайоне города Якутска».
  1. Следует отметить, что отсутствие контроля (в нарушение п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ) за целевым и эффективным использованием средств со стороны главных распорядителей бюджетных средств и ответственного исполнителя (соисполнителя) госпрограмм – Минобрнауки РС(Я), Минстроя РС(Я) в течение проверяемого периода привело:
4.1. к нецелевому использованию бюджетных средств, выразившемуся в оплате не выполненных работ и не поставленного оборудования, органами местного самоуправления (МР «Амгинский улус (район)», МР «Верхневилюйский улус (район)») и  ГКУ СГЗ в общем размере 7 089 527,11 рублей (32 факта), в том числе за счет средств местных бюджетов – 498 746, 55 рублей; В ходе проверки устранено нецелевое использование средств ГКУ СГЗ в общем размере 249 848,1 рублей (22 факта). 4.2. к неэффективному использованию бюджетных средств, выразившемуся в оплате некачественно выполненных работ и не использования приобретенного оборудования более одного года, в размере 5 946 334,19 рублей (20 фактов), в том числе средства местного бюджета – 659 096,32 рублей. В ходе проведения контрольного мероприятия ГКУ СГЗ устранено неэффективное использование средств в размере 221 162,74 рублей (7 фактов).
  1. В ходе проведения контрольного мероприятия установлены нарушения Федерального закона о контрактной системе в размере 174 485 тыс. рублей (79 фактов), в основном в части окончательной оплаты при отсутствии исполнительной документации, нарушений условий (сроков) оплаты по контракту и не применения мер ответственности к подрядчикам за нарушения сроков исполнения контрактов.
  2. Как было отмечено выше, в республике по состоянию на 01 сентября 2017 года 45% школ имеют износ более 50 %, при этом проверкой установлены нарушения Федерального закона о бухгалтерском учете, в части не увеличения балансодержателем объекта образования балансовой стоимости здания на стоимость работ по капитальному ремонту объекта, что повлекло занижение стоимости объектов в размере 133 039,3 тыс. рублей и завышение показателя износа зданий (ГО «Город Якутск» 128 124,9 тыс. рублей (2 факта), МР «Верхневилюйский улус (район)» 1 558,5 тыс. рублей (1 факт), МР «Таттинский улус (район)» 3 355,9 тыс. рублей (1 факт)).
  3. С учетом выявленных нарушений, расходование бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по приобретению (выкупу), строительству (реконструкции) капитальному ремонту и сейсмоусилению общеобразовательных школ, по мнению Счетной палаты, не достаточно результативно.
  Коллегией Счетной палаты РС (Я) (постановление от 01 августа 2018 года №19-1) рассмотрен и принят отчет о результатах контрольного мероприятия и направлены:
  1. Представления для устранения выявленных нарушений и недостатков объектам проверки.
  2. Информационные письма: Государственному Собранию (Ил Тумэн) РС(Я), Врио Главы РС(Я), Представительным (Контрольно-счетным) органам муниципальных образований для использования в работе (обзор выявленных нарушений и недостатков).
  3. Обращение в Прокуратуру РС(Я) и Следственное управление Следственного комитета РФ по РС(Я) для принятия мер реагирования по выявленным нарушениям нецелевого использования бюджетных средств муниципальными образованиями, имеющим признаки уголовного преступления.
  4. Уведомление в адрес Министерства финансов РС(Я) для принятия решения о применении бюджетных мер принуждения.

Поделиться