790

11 марта 2019 в 10:43

Где взять земли для сельского хозяйства?

Есть желание, но нет возможности…

Конечно, это парадокс – вроде бы территория Якутии огромная, но земель сельхозназначения не хватает. Особенно мало таких земель, либо свободные земли вообще отсутствуют, вблизи сельских поселений. Безусловно, все это тормозит развитие сельскохозяйственной отрасли. Какие меры надо предпринять, что необходимо сделать для совершенствования механизмов управления землями сельхозназначения – эти вопросы стали темой обсуждения на «круглом столе» в парламенте республики.

Хочу работать на земле…
Если взглянуть на цифры статистики, то земли сельскохозяйственного назначения, в целом, в структуре земельного фонда Якутии занимают всего 6% – их площадь составляет 19 млн. 446 тыс. гектаров. При этом сельхозугодья занимают 885 тыс. гектаров во всех категориях земель республики, в т.ч. сенокос – 484 тыс. га, пастбища – 294 тыс. га, пашни – 94 тыс. га, залежь – 12 тыс. га.
Вопрос отсутствия свободных земель сельскохозяйственного назначения особенно остро встал в сельских поселениях в последние годы. Дело в том, что сегодня все близлежащие к населенным пунктам земельные участки имеют своих хозяев, обладающих ими на праве собственности или на праве аренды пользования. По мнению заместителя председателя постоянного комитета Ил Тумэна по селу и аграрной политике Ивана Слепцова, именно эта ситуация отрицательно сказывается на занятии населения сельским хозяйством.
Причем, начиная с 2010 года, наблюдается резкое увеличение, почти в 2,5 раза, площади частных земель. Об этом говорила замминистра имущественных и земельных отношений Якутии Нюргустана Пахомова. А связано это с проведением кадастровых работ и постановкой на государственный кадастровый учет земельных участков крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных организаций. Кроме этого, статистика увеличилась ввиду составления цифровых картографических материалов на территории 19 муниципальных районов.
В целом, как было отмечено на «круглом столе», многие на селе, между прочим, и молодежь, хотят работать на земле, заниматься сельским хозяйством, но встречают трудности, поскольку свободных земель вблизи сел, где они проживают, нет. Ограниченность земельных угодий также не позволяет развиваться крестьянско-фермерским хозяйствам и сельхозпредприятиям.
Здесь, конечно же, напрашивается вопрос – почему сегодня мало используются отдаленные сельхозугодья? Среди основных причин – трудная транспортная доступность, отсутствие дорог, систематическое увеличение цен на ГСМ, большие расходы при перевозке заготовленного сена, отсутствие во многих селах крупных сельхозорганизаций. Также одним из причин, препятствующих использованию сельхозугодий в отдаленных и труднодоступных местностях, стал запрет на сельхозпал.

Как изъять землю у собственника?
Как было озвучено на «круглом столе», есть собственники, которые не используют свои сельхозугодья, или используют их не по назначению, т.е. предоставляют свои земли другим лицам по договоренности. И сегодня основная проблема в том, что сложно решить вопрос об изъятии земельных участков у таких собственников. Многие главы поселений считают, что сегодня отсутствует четкий механизм, имеются большие сложности, особенно в части того, чтобы доказать неиспользуемость земель сельхозназначения.
Кстати, по этому вопросу Нюргустана Пахомова отметила:
– При всей глобальности внесенных в 2016 году изменений, неизменным остался порядок принудительного прекращения прав на земельные участки сельхозназначения. Данный вопрос актуален как среди населения, крестьянско-фермерских хозяйств, также и среди органов местного самоуправления. Для изъятия, или принудительного прекращения прав на землю сельхозназначения, органам местного самоуправления необходимо составить акт обследования земельного участка в рамках проведения ими муниципального земельного контроля. В акте должно быть указано неиспользование земельного участка или его использование способами, которые привели к негативным последствиям, по утвержденным Правительством РФ критериям и признакам, а также Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Оказывается, существует специальный Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденный Правительством РФ. Но самое сложное – доказать на практике, что земельные участки не используются, поскольку необходимо доказывать неиспользование земель по указанным признакам в течение 3 лет подряд.

 

Есть собственники, которые или не используют свои сельхозугодья, или используют не по назначению. И сегодня основная проблема в том, что сложно решить вопрос об изъятии земельных участков у таких собственников…

 

К тому же, изъятие земельного участка у собственника и принудительное прекращение права осуществляется исключительно по решению суда, куда с иском должны обращатся органы исполнительной власти субъекта. Но до настоящего времени, по словам Нюргустаны Пахомовой, ни одного обращения от органов местного самоуправления в правительство республики не поступало.
По мнению Владимира Афанасьева, замминистра сельского хозяйства республики, который выразил свое личное мнение, земли сельхозназначения вообще не должны даваться в собственность.
– Эти земли должны даваться только в аренду – на среднесрочный, либо длительный срок, но не в собственность. Вследствие этого у нас и идет большой вывод земель сельхозназначения из оборота, – подчеркнул он.
Усилить земельный контроль
В ходе обсуждения участники «круглого стола» высказались за усиление муниципального земельного контроля. Ведь, как было озвучено Минимуществом, ежегодно план проверки использования земель сельхозназначения исполняет только городской округ «Город Якутск», по остальным работа ведется либо очень плохо, либо плановые проверки вообще не проводятся. Конечно, здесь не без сложностей – органы местного самоуправления на местах обязаны согласовывать все плановые проверки с органами прокураторы. Но без учета и контроля в этом случае не обойтись. К тому же, этого требует федеральное законодательство – с 1 января 2017 года полномочия по муниципальному земельному контролю с уровня сельских поселений переданы на уровень муниципального района.
Выступивший на «круглом столе» замглавы по сельскому хозяйству Намского улуса Ефим Гоголев отметил, что хотя есть все нормативно-правовые акты, но, на самом деле, работа в этом направлении по земле не ведется, контрольные мероприятия не проводятся. По его мнению, необходимо привлекать к ответственности госслужащих, которые не проводят соответствующую работу на местах.
Ефим Гоголев предложил организовать работу по изъятию земель у собственников вначале в пилотном варианте в одном улусе, затем распространить этот опыт по республике.
Народный депутат РС (Я), председатель постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев был согласен с тем, что все нарушения в виде неиспользования земель сельхозназначения должны вовремя и регулярно фиксироваться. По мнению парламентария, сегодня качество муниципального земельного контроля во многом зависит от компетентности специалистов- землеустроителей, статус которых надо поднимать.
– К сожалению, наши землеустроители не являются муниципальными служащими, либо государственными служащими. Вот почему нам необходимо, в первую очередь, в адрес правительства четко прописать о необходимости поднятия статуса наслежных землеустроителей. Только в этом случае мы можем достичь определенных результатов, – подчеркнул он.
Также, по мнению Владимира Прокопьева, сегодня необходимо заниматься отдаленными земельными участками, которые в настоящее время заброшены. «Тогда у нас и будет соответствующий объем кормов», – заметил парламентарий.
В обсуждении вопроса также приняли участие народные депутаты республики Алексей Еремеев, Петр Аммосов, Елена Голомарева, Евгений Перфильев. Участники «круглого стола» внесли предложения в проект рекомендаций. В частности, органам местного самоуправления рекомендовано провести работы по инвентаризации, учету земель сельхозназначения, усилить работу по муниципальному земельному контролю, обеспечить целевое использование сельскохозяйственных земель, Минсельхозу – провести инвентаризацию земель сельхозназначения, а также организовать постоянный мониторинг за использованием данных земель.
Кроме этого, в парламенте будет создана межведомственная группа по совершенствованию механизмов управления данными землями.

Ирина РОМАНОВА

Поделиться