652
16 августа 2019 в 13:17
Время для взвешенных решений
Любая реорганизация социальной сферы должна проводиться с учетом перспектив развития как республики в целом, так и каждого района, в частности. А определяя, сколько больниц или школ должно остаться в улусах, расчеты нельзя базировать исключительно на принципе «рентабельности-нерентабельности», не принимая во внимание те объективные обстоятельства, что во многом делают жизнь якутян экстремальной: дальние расстояния, отсутствие круглогодичных дорог, суровый климат и т.д. В этом убежден вице-спикер Государственного Собрания РС(Я) Виктор Губарев.
— Виктор Николаевич, в эти дни республиканское правительство занято поиском решений, связанных с предстоящим совершенствованием сети учреждений социальной сферы. Проектной группе, в которую, кроме членов правительства, входят народные депутаты, предстоит найти оптимальную модель. Каких ошибок в этом процессе нужно постараться избежать?
— Для начала стоит ответить на вопрос: какова цель этой работы? Ведь сегодня никто не может сказать, а что, собственно, нужно упорядочить? Если мы пытаемся отыскать новые резервы, сокращая финансирование школ, больниц, музеев, библиотек и т.д., то возникает другой вопрос. Хорошо, сэкономим несколько десятков миллионов рублей. А что дальше?
На мой взгляд, любые программы совершенствования социальной сферы нужно обязательно увязывать со Стратегией социально-экономического развития РС(Я) до 2032 года с целевым видением до 2050 года и перспективами развития каждого конкретного улуса. Более того, начинать такую работу именно с этого.
Эти перспективы хорошо известны. Мы, например, знаем, что Нижний Бестях со временем вырастет в город со 100-тысячным населением, что связано с открытием регулярного железнодорожного сообщения, а значит, там потребуется наращивать всю необходимую инфраструктуру.
Мы знаем, что районы, где, к примеру, развита золотодобывающая промышленность – а это Оймяконский, Алданский и пр., должны наращивать добычу золота до 35 тонн в год. Причем, привлечение рабочей силы в отрасль должно идти не только вахтовым методом, как в Нижнем Куранахе, где уже сейчас более половины населения – вахтовики, а благодаря местному населению. Значит, рабочие поселки должны развиваться, а это опять-таки означает развитие социальной инфраструктуры.
Еще один пример – Усть-Майский район. Как сообщил его глава, если раньше там было 9 лицензий недропользователей, то сейчас 18, что означает очень неплохие перспективы для района. И в то же время население сократилось с 23 до 7 тысяч. А несколько лет назад они закрыли профессионально-технический колледж, где были хорошие учебные корпуса, ребята получали профессии сварщика, электрика, водителя. Причем, не только закрыли, но и позволили растащить его производственную базу. Впрочем, в данном случае депутаты уже вмешались в ситуацию, предложив возобновить работу колледжа. Но вот это один из характерных примеров, когда при принятии решений перспективы развития районов не учитываются.
Между тем, у нас есть поселки, которые исторически имели большое значение для экономики Якутии. Взять, к примеру, Артык Оймяконского улуса. Некогда это был развитой благоустроенный населенный пункт, где только на автобазе работало более 200 водителей, имелось больше 100 большегрузных автомобилей. Потом Артыкская автобаза сократилась, сегодня под угрозой закрытия школа… А ведь таким северным поселкам нужен особый подход.
Вот почему нельзя что-либо оптимизировать-сокращать просто так. Тема упорядочивания учреждений социальной сферы должна быть жестко увязана с перспективами развития конкретных территорий. И это одна сторона медали.
С другой стороны, эту работу ни в коем случае нельзя вести, заботясь только о том, сколько нам удастся сэкономить. Вот в Таттинском улусе, к примеру, планируется упорядочить 7 учреждений в сфере образования, в частности, объединив детские сады со школами. За 3 года, говорят нам, экономия составит 81 млн рублей. Но хорошо ли это? На мой взгляд, плохо. Потому что один директор теперь будет отвечать и за школьное образование, и за дошкольное воспитание. А ведь воспитание подростков и малышей 3-5 лет требует совершенно разных подходов…
— Многих родителей, между тем, особенно волнует судьба малокомплектных школ…
— Их тревоги можно понять. Таких образовательных учреждений у нас немало: из 651 школы к малокомплектным относится более 200. Правительство обещает, что сокращений школ не последует. Тем не менее, к примеру, представители Вилюйского района уже сообщили, что там предлагается упорядочить 23 учреждения, из которых 20 относится к сфере образования. И это — лишь в одном районе.
К тому же не стоит забывать и о законодательном аспекте. У нас принят закон, запрещающий закрывать малокомплектные школы в глубинке без согласия местных жителей. И это правильно. Еще и потому, что существующая система школьного образования давно себя оправдала, особенно если вспомнить весьма неплохой уровень школьной подготовки в целом по республике. И даже если в школе всего 5 учеников, но все ее выпускники из года в год стабильно поступают в вузы, как можно ее сокращать, переводя детей в интернат? Школы не сокращать надо, а думать о том, как вернуть туда медиков, которые раньше были в каждой из них.
Кстати, не меньшую тревогу вызывает и ситуация в здравоохранении. Практически все участковые больницы предполагается перевести в статус врачебных амбулаторий. Напомню, какое-то время назад эти ЛПУ уже пережили одну оптимизацию, в ходе которой в участковых больницах едва ли не вполовину были сокращены круглосуточные койки. Благодаря же переводу в статус амбулаторий они снова потеряют часть своих функций.
Этого делать нельзя. Во всяком случае до тех пор, пока в каждом населенном пункте не появится продуманная система сохранения здоровья населения. И уж конечно, надо предупреждать вещи, которые никак не способствуют этому процессу. Например, нам сообщили, что в центральной районной больнице Алдана собираются сократить родильное отделение. Этого ни в коем случае допустить нельзя.
— Виктор Николаевич, будет ли итоговое решение по упорядочиванию социальной сферы рассматриваться парламентом Якутии?
— Обязательно. Причем, с учетом решений четырех профильных комитетов Ил Тумэн, в которых мы давали соответствующие рекомендации правительству. Мы будем настаивать, чтобы предложения по оптимизации социальной сферы были увязаны со Стратегией развития производительных сил Якутии.
В эпицентре внимания всей этой работы должен находиться человек, население республики, проблемы демографии, тенденции которой в последнее время, к сожалению, не радуют. А к ним с позиций «выгодно-невыгодно» подходить нельзя.
Начатая работа хороша тем, что позволяет более пристально посмотреть состояние дел на местах, провести хороший анализ, но скоропалительных выводов делать не стоит. У нас есть время, чтобы прийти к взвешенным решениям.
Елена ВОРОБЬЕВА