1201

30 июня 2017 в 13:09

По какому закону развиваться оленеводству?

На этой неделе в парламенте прошло заседание постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики. Одним из основных рассматриваемых вопросов был новый проект закона «О северном домашнем оленеводстве в Республике Саха (Якутия)», инициированный Правительством РС (Я).

Как известно, в настоящее время действует республиканский закон «О северном домашнем оленеводстве», который был принят еще в 1997 году. По мнению председателя профильного комитета Елены Голомаревой, данный закон очень прогрессивный, который как в свое время, так и сегодня решает те задачи, которые прописаны в его статьях.
Однако, еще во времена работы 4 созыва парламента Правительство РС (Я) представляло новый законопроект о северном домашнем оленеводстве. Документ тогда был принят только в первом чтении.
Нынешний, инициированный правительством республики, третий по счету законопроект о северном домашнем оленеводстве представлен в совершенно новой редакции. Новый проект закона разработан межведомственной рабочей группой совместно с Ассоциациями оленеводов РС (Я) и коренных малочисленных народов Севера Якутии. И, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, «в целях приведения в соответствие федеральному законодательству и Закону РС (Я) «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)».
Свое заключение, в котором выражены основные позиции и моменты, по которым новый законопроект в представленном виде не может быть рассмотрен Госсобранием (Ил Тумэн), озвучило во время заседания государственно-правовое управление парламента.
«Основным моментом является то, что законопроект является проектом нового закона. Если мы его примем, действующий закон утратит силу. Таким образом, в пояснительной записке необходимо было указать причины, по которым действующий закон неактуален, т.е. написать его отрицательные моменты и недостатки. Этого в пояснительной записке нет. Также, в соответствии с пояснительной запиской, законопроект имеет концептуальный характер, перечисляются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако, перечисленные в законопроекте полномочия уже прописаны в законе «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)», поскольку оленеводство рассматривается и как отрасль сельского хозяйства, и как традиционный вид хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. То есть то, что прописано в новом законопроекте, не является нововведением, они и так регулируются другим законом республики. Также очень многие статьи являются перефразированными из действующего закона», – отметила старший референт государственно-правового управления Госсобрания (Ил Тумэн) Татьяна Захарова.
В ходе обсуждения нового законопроекта прозвучали разные мнения.
Так, по словам Елены Голомаревой, ныне действующий, первый закон о северном домашнем оленеводстве, принятый в 1997 году, «совершенно безупречный» и вносить в него изменения, дополнения, менять подходы не стоит.
«Мы пришли к такому мнению, изучив, проанализировав статьи, разделы новой редакции законопроекта. К сожалению, статья 7, которая является основной, где говорится о государственной поддержке отрасли оленеводства, полностью размыта. Она не так конкретно, не так убедительно прописана. Почему-то в других субъектах Российской Федерации слов «государственные меры поддержки» не боятся. Они прописывают и еще принимают отдельным законом «О государственной поддержке…», не размывая и конкретизируя каждый пункт закона, чтобы людям было понятно. А у нас, в новой редакции законопроекта, все завуалировано», – возмутилась председатель профильного комитета.
По мнению Елены Голомаревой, принятие законопроекта в таком виде, т.е. в новой редакции может отрицательным образом отразиться впоследствии, на финансировании отрасли оленеводства. Поэтому народный депутат республики предложила оставить действующий закон о северном домашнем оленеводстве, который был принят в 1997 году. Сегодня только нужно по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения.
«Этот закон принят людьми, которые, мы считаем, стояли на защите прав коренных малочисленных народов Севера, и они вложили всю душу и сердце, чтобы этот закон был принят», – заметила парламентарий.
Елену Голомареву поддержал заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев. «Я тоже считаю, что надо отложить рассмотрение этого законопроекта, не вносить в повестку дня на нынешней парламентской сессии. Если рассмотреть статью 7 в обоих документах, то в действующем ныне законе, она четко названа – «Государственное финансирование оленеводства» и все пункты в ней конкретные. А в новой редакции законопроекта, к примеру, убрали пункт о том, что в госбюджете РС (Я) ежегодно отдельной строкой предусматриваются средства на дотацию в размере 50 процентов затрат на содержание объектов социально-культурного назначения и коммунального хозяйства в сельских населенных пунктах и местах производственной деятельности. Также убран пункт о создании правительством республики специального целевого фонда поддержки и развития оленеводства и т.д. Так что в новой редакции статьи 7 законопроекта все конкретные пункта убрали. Поэтому мы с такой редакцией согласиться не можем. Нужно законопроект отложить. Пусть правительство республики поработает в совершенствовании уже действующего закона», – выразил свое отношение к новому законопроекту вице-спикер парламента.
В противовес этим мнениям, в поддержку новой редакции законопроекта выступил первый заместитель председателя Государственного комитета РС (Я) по делам Арктики Иван Павлов. Он отметил: «К большому сожалению, ныне действующий закон, принятый в 1997 году, не работает. Там есть термины «бесплатная медицина», «бесплатная авиаперевозка», «гарантированная заработная плата» и т. д., которые были в период суверенизации. В то время мы принимали очень много законов, но, тем не менее, большинство законов, в соответствии с изменением ситуации в стране, были приведены в соответствие федеральному законодательству. В прошлом году был принят основной, приоритетный закон «О сельском хозяйстве в Республике Саха (Якутия)». Сегодня мы говорим о том, что северное домашнее оленеводство является частью сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия). В соответствии с этим, было принято решение об упразднении тех 27 законов, которые регулировали сельское хозяйство в республике. Оставлены только два – закон «О северном домашнем оленеводстве» и закон «О табунном коневодстве». И хотя с 2011 года мы решали вопрос – усовершенствовать старый закон или внести в новой редакции законопроект – для того, чтобы соответствовать основному закону о сельском хозяйстве в РС (Я), было принято решение о совершенно новом проекте закона о северном домашнем оленеводстве».
По мнению Ивана Павлова, замечания государственно-правового управления Госсобрания (Ил Тумэн), озвученные на заседании, не такие серьезные, чтобы вопрос по новому законопроекту снимать с повестки дня.
В отличие от первого заместителя руководителя ГоскомАрктики, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по селу и аграрной политике Дмитрий Савин предложил не спешить с принятием нового законопроекта, а поработать над ним совместно, силами двух постоянных комитетов, ведь данный законопроект также курируется и аграрным комитетом.
Свое мнение по данному вопросу высказал и народный депутат республики Владимир Членов. Он считает, что необходимо прекратить работу по созданию нового закона. Сегодня необходимо сделать аналитический материал по исполнению ныне действующего республиканского закона «О северном домашнем оленеводстве» от 25 июня 1997 года, ведь принимался он уже в условиях рыночных отношений, в условиях, когда действовала Конституция РС (Я). Но поскольку с тех пор – а со времени принятия закона прошло уже 20 лет – произошли колоссальные изменения, поэтому, по мнению парламентария, необходимо внести соответствующие поправки в действующий документ, чтобы он отвечал всем требованиям нового времени. «Иначе этот закон работать не будет», – резюмировал Владимир Членов.
Подытоживая обсуждение, председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева отметила, что осенью профильный комитет совместно с аграрным комитетом будет работать над каждым пунктом старого, действующего закона «О северном домашнем оленеводстве».
Таким образом, постоянный комитет под председательством Елены Голомаревой принял решение не рекомендовать законопроект к рассмотрению на предстоящей сессии парламента республики.

Ирина РОМАНОВА

Поделиться