1357

09 июня 2017 в 14:12

Северный недовоз

Проблемы доставки грузов в арктические районы возникают не первый год, однако уходящий сезон был отмечен предельно критической ситуацией, когда кампания по завозу грузов была под угрозой срыва. Особенно актуальный вопрос – доставка социально значимых грузов. Кто виноват и что делать, чтобы ситуация впредь не повторилась? Острую проблему обсудили в ходе парламентских слушаний Ил Тумэна на эту тему по инициативе профильного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики.

Продовольственные карточки для северян
Вице-спикер Виктор Губарев, который вел слушания, отметил, что обеспечение Северного завоза является результатом сплоченной работы профессионалов, зачастую в экстремальных условиях – речников, водителей, авиаторов. Примечательно, что на слушания были приглашены главы северных улусов, дальнобойщики, оленеводы, которые на себе испытали трудности прошедшего сезона Северного завоза в зимний период.
Анализируя структуру Северного завоза в республике, Виктор Губарев отметил, что треть из объема жизнеобеспечивающих грузов (из общего объема в 1 500 тонн) приходится на топливно-энергетические ресурсы и продукцию технического назначения. И только 11 тыс. тонн составляют продукты питания (9 тыс. тонн муки, а это 10% от потребности, а также 1 тыс. тонн сельскохпродукции).
Очевидно, что не выполняются существующие нормативы обеспечения. Даже с двукратным сокращением численности населения арктических районов, для обеспечения населения арктических и северных районов социально значимыми продуктами необходимо более 30 млрд рублей. Однако на сегодняшний день из госбюджета на эти цели выделяется несоразмерно низкая потребностям сумма в 2 млрд рублей, в том числе главному республиканскому оператору в сфере поставок социально значимых грузов «Якутопторгу» (находится в 100%-ной собственности республики) и муниципальным образованиям.
Северный завоз – наследие плановой экономики, и с приходом рыночных отношений регулярно сталкивается с рядом трудностей. Основной проблемой является хроническое недофинансирование со стороны государства.
Сегодня со стороны федеральных органов власти нет понимания, что обеспечение Северного завоза – задача государственной важности, считает Виктор Губарев:
– В рамках советской системы Северный завоз работал исправно. В 80-е годы арктические районы Якутии уже в сентябре через Северный морской путь были обеспечены картофелем на всю зиму, загрузив все имеющиеся склады. Для сведения, как передают из Черского, сейчас стоимость килограмма картофеля составляет 280 руб./кг. За счет сухого высококачественного молока круглый год выпускалась местная молочная продукция.
Виктор Губарев не исключил, что для обеспечения жителей арктических и северных районов в ближайшее время придется ввести продовольственные карточки. Это нужно для оказания социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения – пенсионерам, малоимущим и многодетным семьям.

 

Передать полномочия районам
Все понимают, что Северный завоз – достаточно громоздкий механизм, который имеет свои недостатки с точки зрения оперативного управления и эффективности. Необходимо реформировать механизм господдержки, считает Виктор Губарев. Подспорьем в этом могло бы стать подключение Госрезерва к Северному завозу, поддержанного федеральными властями. Еще один механизм поддержки, по словам Виктора Губарева, предоставление прямых кредитов из региональных бюджетов.
Некоторые, районы, например, Анабарский национальный, давно предлагают передать на муниципальный уровень часть полномочий по обеспечению Северного завоза.
В ходе парламентских слушаний лейтмотивом звучало слово «оптимизация». Депутаты и представители исполнительной власти предлагают оптимизировать логистическую цепочку, используя обновленные расчеты. Таким образом, экономия может составить до 40%. Однако в перспективе ученые предлагают минимизировать логистические издержки за счет частичного отказа от Северного завоза. В некоторых регионах зависимость от поставок нефтепродуктов можно снизить с помощью развития альтернативной энергетики. Якутия может и уже использует солнечные электростанции в условиях Крайнего Севера.
Необходимы реформы
Проблем с Северным завозом по-прежнему много. Однако ясно, что необходимы реформы. Свои коррективы вносят и погодные условия – позднее открытие зимников, короткий навигационный период, сильная зависимость от своевременности проведения дноуглубительных и путевых работ на реках. Добавьте изношенность складских помещений, что затрудняет поставку в арктические районы скоропортящихся продуктов.
В качестве рекомендаций народные депутаты республики предложили разработать комплекс мер по развитию местного производства продовольственных товаров и совершенствованию продовольственных и сырьевых связей северных территорий с центральными российскими регионами, странами ближнего и дальнего зарубежья, усилить работу в части выделения средств из федерального бюджета Российской Федерации, для формирования эффективной схемы завоза и вывоза промысловой продукции в узловых пунктах переработки грузов построить складские помещения, овоще- и картофелехранилища, а также пункты переработки местной промысловой продукции с целью ее сохранения до навигационного периода.

Подготовил Дмитрий ОСИПОВ

Поделиться