1376

20 октября 2017 в 13:30

ДВ-гектар на практике

Как известно, сейчас идет третий этап реализации закона о «дальневосточном гектаре», который стартовал 1 февраля 2017 года. Жители нашей республики продолжают активно пользоваться своим правом безвозмездного получения гектара земли. Мы поинтересовались у наших земляков, кто уже получил заветный участок, тем, насколько сложно проходил процесс оформления и как они сейчас используют свой «дальневосточный гектар».

Овощеводство – это перспективно!
Роман Филатов живет в Амге, ему 32 года, работает в администрации МР «Амгинский улус» специалистом по энергосбережению, есть семья, двое детей. Как он сам признается, давно мечтал о своем участке земли, на котором можно было бы заниматься овощеводством, растениеводством.
– Поскольку я вырос в сельской местности, меня тянет к земле, – говорит Роман. – Жить в городе, в благоустроенной квартире мне не очень нравится. Хочется, чтобы дети знали, что такое сельский труд, умели работать, были ближе к земле и чтобы они были здоровы, питались экологически чистой продукцией. Поэтому мы очень обрадовались, когда услышали о начале реализации закона о «дальневосточном гектаре».
В декабре прошлого года на семейном совете Роман с супругой Марьяной решили воспользоваться своим правом по безвозмездному получению земли.
– Брать участки в разных местах – один участок в одном месте, второй в другом, нам показалось нецелесообразным, – рассказывает Роман. – Поэтому подали совместную заявку на один большой участок, в 2 гектара.
Примечательно то, что хотя у Филатовых есть двое несовершеннолетних детей, тем не менее, они не стали использовать право своих детей на получение «дальневосточного гектара» в своих целях. По мнению родителей, когда дети вырастут, то сами решат, воспользоваться им этим правом или нет.
Получилось так, что Роман подавал заявку два раза, но, тем не менее, процесс оформления дальневосточного гектара был недолгим.
– Когда подавал заявку в первый раз, на карте не отображались новые заявки именно по моему участку. И получилось наложение – кто-то раньше подал документы на тот участок, на который я претендовал. Поэтому заявку мою отклонили. Пришлось перерисовывать карту и по-новой подавать документы. Надо отметить, специалисты оперативно отработали, так что через 20 дней я уже был обладателем заветных двух га.
Филатовы получили участок земли рядом с заброшенным селом Булун и летом нынешнего года начали его освоение. Построили небольшую теплицу, обработали под огород часть поля. Соседей у Филатовых много – все они взяли землю по закону о дальневосточном гектаре.
– Мы попали в пилотный проект по расширению границ существующего поселения – села Булун, – рассказывает Роман, которого избрали старостой данного проекта, – подали коллективную заявку на участие в федеральной программе по созданию новых населенных пунктов на землях, полученных по закону о «дальневосточном гектаре». Мы бы хотели, чтобы нам помогли в обустройстве инфраструктуры – по постройке дороги, проведению электричества к участкам.
Планы у Филатовых большие, они считают, что заниматься овощеводством перспективно. Сейчас уже задумываются над механизмом реализации своей будущей продукции.
Роман считает, что принятие закона о «дальневосточном гектаре» позволило упростить процедуру получения земельного участка населением. «В былые времена, когда мои родители оформляли земельный участок на сенокосные угодья, им пришлось целых полтора года бегать по различным инстанциям. Сейчас же все это оформляется быстро и просто. Безусловно, система еще требует усовершенствования. На мой взгляд, в ней также должны отображаться, на какой вид деятельности подали заявку твои соседи. Например, будет неудобно, если я буду привозить людей на свой участок для туризма, а сосед будет разводить рядом пчел. Все эти нюансы должны учитываться», – считает он.

Отдохнуть от городской суеты
Марии Николаевой – 29 лет, живет в Якутске, специалист по туризму и гостиничному бизнесу, взяла «дальневосточный гектар» под базу отдыха.
– Когда прошлой зимой я узнала, что дают землю, мне стало интересно, да и привлекало то, что заявку было легко подавать, – говорит Мария. – Сложностей в оформлении никаких не было, я все сделала через госуслуги. Просто следила через личный кабинет за своими документами, где они, куда направлены. Потом пришло письмо об отказе. Оказывается, на мою землю уже кто-то подал заявку раньше. Но поскольку работы тогда у меня было много, я не очень расстроилась. Чуть позже мне перезвонили, спросили, интересует ли до сих пор меня дальневосточный гектар. Я ответила утвердительно. Оказывается, мое дело восстановили, поэтому я вновь смогла подать заявку. В этот раз присмотрела участок на Вилюйском тракте и вскоре получила его!
Мария уже знала, что использует свой «дальневосточный гектар» под базу отдыха, чтобы горожане приезжали сюда отдохнуть от городской суеты, набирались сил, дышали свежим воздухом, купались, рыбачили, благо озеро рядом. Как все это будет организовано, пока только на стадии планирования. Безусловно, Марии хочется, чтобы ее база отдыха работала и зимой, но здесь все зависит, опять же, от обустройства территории инфраструктурой.
– В том месте, где я взяла участок, многие тоже взяли землю по закону «о дальневосточном гектаре», – говорит она. – Но, в основном, я поняла, под индивидуальное жилищное строительство. Из инфраструктуры есть дорога, но электричества нет. Поэтому, конечно, хочется, чтобы государство больше помогало начинающим предпринимателям, тем, кто решил взять свой дальневосточный гектар для открытия своего дела.
За зиму Мария планирует подготовить бизнес-план, съездить в Москву на семинар. А с весны уже начнет осваивать свой дальневосточный…

Быть новому микрорайону!
В отличие от двух предыдущих наших участников, Николай Афонин взял участок под ИЖС. Он – предприниматель, живет в Якутске, семья, трое детей.
Как признается Николай Аркадьевич, первоначально у него было желание взять дальневосточный гектар в Хангаласском улусе. И хотя он подавал заявку аж три раза, все время приходили отказы, поскольку претендуемые участки в Немюгюнцах уже находились на стадии оформления другими лицами. Поэтому он подал документы на участок у села Партизан Намского улуса, и… буквально на следующий день его заявление было одобрено.
Примечательно то, что далее Николай Афонин стал агитировать своих друзей, одноклассников, родственников, коллег взять свои дальневосточные гектары тоже у с. Партизан, показывал, как зайти на сайт, что делать. Таким образом, на данный момент под ИЖС там оформили свои земли 106 участников, 40 человек – под ведение личного подсобного хозяйства. Жители решили назвать свой новый микрорайон – «Светлый», а Николая Афонина выбрали уполномоченным от участников программы «Дальневосточный гектар».
– На данный момент у всех разбиты участки, поставлены границы, – говорит Николай Аркадьевич. – Нам очень помог землеустроитель администрации муниципального образования «Партизан» Валерий Валентинович Мордосов, который курировал все проводимые работы, разъяснял непонятные моменты. Это человек, который очень ответственно относится к своим обязанностям. И если бы не его своевременная помощь, нам пришлось бы очень сложно. Поэтому через газету выражаем Валерию Валентиновичу особую благодарность за активную помощь по реализации федерального закона о «дальневосточном гектаре». Вообще надо сказать, что микрорайон у нас перспективный: есть возможность подведения газа, проходят линии электропередач, поэтому можно подключиться к электричеству, рядом река – есть возможность поставить водонапорную башню. Буквально на днях я написал письмо на имя председателя улусного Совета депутатов МО «Намский улус» И.Р. Попова с просьбой определить объемы, стоимость инженерной инфраструктуры и принять решение о заложении в бюджет улуса 2018 года финансовых средств в сумме 48 млн. руб. на строительно-монтажные работы микрорайона «Светлый» – топосъемку местности квартала, строительство внутрипоселковых дорог, газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение с уличным освещением. Как известно, МО «Намский лус» был исключен из пилотной программы, где 95 % – федеральное финансирование, 5 % – региональное, как не соответствующий критерию – границы населенного пункта с. Партизан не могут быть скорректированы на расширение. Таким образом, финансирование обустройства инфраструктуры нашего микрорайона остается за республикой путем софинансирования. Мы очень надеемся, что местные власти решат вопрос по обеспечению микрорайона инфраструктурой.
Эти три истории лишний раз доказывают: закон о «дальневосточном гектаре» работает и дает результаты. На карте Якутии появляются новые населенные пункты, жизнь возвращается в некогда заброшенные деревни, люди реализуют свои идеи. Как сказал заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) Руслан Винокуров, хотя в ходе реализации федерального закона возникают некоторые проблемные моменты, закон действует и дает большие перспективы, как жителям нашей республики, так и представителям других регионов России.

Поделиться