1166
17 ноября 2017 в 13:16
Бюджет и прогнозы: скорее, со знаком плюс
Накануне очередного пленарного заседания в парламенте Якутии прошли публичные слушания по самому, пожалуй, животрепещущему вопросу повестки предстоящей сессии – бюджету.
Это то, что, так или иначе, касается каждого из якутян. Вот почему интерес к обсуждению законопроекта «О государственном бюджете РС(Я) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», который в формате расширенного заседания провел постоянный комитет Ил Тумэн по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации под председательством Юрия Николаева, был огромен.
При этом, вопреки ожиданиям пессимистов, прогноз социально-экономического развития республики на 2018-2020 годы, который дал первый заместитель Председателя Правительства РС (Я) – министр экономики Якутии Михаил Осипов, можно назвать, скорее, положительным.
Внешние факторы, влияющие на экономику Якутии
Экономика Якутии сильно зависит от внешнеэкономической ситуации на мировом рынке, чей рост на сегодняшний день, по данным Михаила Осипова, имеет положительную динамику. Естественно, темпы роста внутреннего валового продукта России также имеют решающее значение для региона.
«Ключевые изменения российской экономики будут связаны с ростом инвестиционной активности, что отразится и на состоянии экономики нашей республики. Поддержку инвестициям окажет внедрение инструментов финансирования инвестиций – прежде всего это проектное финансирование, инфраструктурная ипотека, программа «6,5%», – отметил министр.
По его мнению, максимальный эффект на рост экономики России должны дать проекты по созданию условий для активного роста несырьевого экспорта, а также недавно утвержденный проект по повышению производительности труда. «Мы ставим перед собой задачу активного включения в реализацию данных проектов», – сказал Михаил Осипов.
Сценарии развития: оптимистический и «приземленный»
Прогноз традиционно рассчитывается из двух вариантов: базового, учитывающего основные тенденции развития экономики в условиях существующих внешних и внутренних факторов с реальной оценкой курса доллара, и целевого, базирующегося на более позитивных предположениях, включающих в себя частичную отмену экономических санкций с 2018-го года.
«В среднесрочной перспективе курс национальной валюты ослабнет до 66,3 рублей за 1 доллар США к 2020-му году», – поделился Михаил Осипов. Впрочем, есть и другой вариант, предполагающий более высокий курс – 68 рублей за 1 доллар США.
Оценка 2017-го года
«Мы ожидаем, что основные макроэкономические показатели сохранят положительную динамику до конца года»,– сказал первый зампред правительства республики.
Валовой региональный продукт составит 862 млрд рублей с ростом в 3,1% по отношению к 2016-му году. Индекс промышленного производства ожидается на уровне 103,9%. В сельском хозяйстве снижений не предвидится – даже небольшой рост на 1,1%.
После уточнения прогнозов показателей, представленных акционерной компанией «Алроса» в связи с аварией на руднике «Мир», сальдированный финансовый результат предприятия оценивается в 136 млрд рублей, что говорит о снижении на 45% по отношению к 2016-му году.
«Прибыль рентабельных предприятий в целом у нас составит почти 140 млрд рублей, что означает снижение на 49% к показателям 2016-го года», – отметил Михаил Осипов.
«Темп роста среднедушевых денежных доходов населения оценочно составит 4%. За вычетом обязательных платежей объем реально располагаемых денежных доходов населения может составить 100,2% по отношению к показателям 2016-го года. Реальная среднемесячная номинальная зарплата на 2017-й год составит 0,2% по отношению к 2016 году», – привел данные министр экономики Якутии.
Что будущее нам готовит?
На среднесрочную перспективу, по словам Михаила Осипова, прогнозируется положительная динамика основных макроэкономических показателей и стабильная социальная ситуация. «К 2020-му году внутренний региональный продукт республики достигнет 1 триллиона рублей. Показатели ВРП будут зависеть от объемов инвестиций в основной капитал, который к 2020-му году после значительного роста в 2018-м году сократится более чем на 20%», – рассказал он.
На 2018-2020 годы суммарный объем инвестиций по базовому варианту составляет 961,6 млрд рублей. На рост ВРП повлияет динамика промышленного производства, которая к 2020-му году увеличится на 10,2% к уровню 2017-го года по базовому варианту. «Постепенно будет решаться целевая задача увеличения доли несырьевого сектора экономики», – отметил министр.
В структуре промышленности за счет мер по поддержке местного производства и активной политики экспорта ювелирного, гранильного производства прогнозируется увеличение доли обрабатывающих производств.
В 2018 году прибыль рентабельных предприятий прогнозируется на уровне 179,5 млрд рублей. Прибыль «Алроса» учитывает страховое возмещение расходов, связанных с аварией, а также экономию от выравнивания энерготарифов на территории всей страны. «За счет роста прибыли угледобывающих и золотодобывающих компаний прогнозируется рост сальдированной прибыли без учета алмазодобывающей отрасли до 79,3 млрд рублей к 2020-му году, что почти в 2,3 раза выше уровня показателей текущего 2017-го года», – поделился Михаил Осипов.
Доходы населения
«При формировании зарплат на 2018-2020 годы учтено безусловное исполнение задач по достижению соотношения заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы в соответствии с планами»,– отметил министр. При этом процент индексации варьируется от 2,9% до 34% в зависимости от целевой категории. По базовому варианту учтена индексация зарплаты бюджетникам, не отнесенным к целевым категориям, на 4% с 1 января 2018-го года.
По словам Михаила Осипова, восстановление реального роста заработной платы по базовому варианту ожидается с 2020-го года, а по целевому варианту – уже с 2018-го года. «Это при том, что по стране восстановление реального роста зарплат докризисного уровня не прогнозируется», – подчеркнул министр.
Динамика реальных располагаемых доходов населения в базовом варианте схожа с траекторией реальной зарплаты. «В 2017-м году вслед за повышением оплаты труда реально располагаемые денежные доходы выйдут из отрицательной зоны. Прогнозируется их рост на 0,2% по отношению к предыдущему году», – поделился первый зампред правительства Якутии.
Якутия-2030
«В текущем году перед нами стоит задача четкого определения стратегических целей и задач, – отметил Михаил Осипов. – Стратегия социально-экономического развития республики до 2030 года должна стать ядром для новой системы целеполагания государственных программ. Для ее реализации, а также для вступления в новый бюджетный цикл, утвержден новый перечень из 23 государственных программ, который предусматривает трансформацию действующих госпрограмм, сохраняя их финансирование».
По словам министра, если раньше госпрограммы распределялись по трем стратегическим блокам и структурно представляли функциональный расклад бюджетных расходов, то новый перечень госпрограмм раскрывает цели Стратегии-2030 через взаимосвязанную систему семи стратегических блоков. «Формирование госпрограмм осуществлено с учетом полной оцифровки мероприятий, что значительно снизит риски несбалансированности государственного бюджета в ближайшей перспективе. Все мероприятия новых госпрограмм имеют индикаторы и вес в достижении целей. Таким образом, обеспечена связь госпрограмм республики со стратегией ее развития до 2030 года», – поделился Михаил Осипов.
«На федеральном уровне в пять пилотных государственных программ Российской Федерации будут встроены механизмы отбора проектных инициатив. В зависимости от степени влияния на целевые индикаторы и объемы финансирования в них бдут выделяться проектная часть и процессная деятельность, – рассказал Михаил Осипов. – В связи с этим на следующий год мы планируем отобрать отдельные госпрограммы для их выстраивания и реализации в пилотном режиме в качестве госпрограмм преимущественно проектного типа».
Дьулус БОРОЧКОВ