946

02 апреля 2018 в 15:20

Время белых шаров

В эти дни по всей России в небо отпускают белые воздушные шары. Уносясь ввысь, они символизируют души тех, кто погиб в страшном пожаре в Кемерово.

Потрясение России
Хронику событий 25 марта за эти дни в России выучил, наверное, уже каждый. Обычный воскресный день. Торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня» – один из крупнейших в Кемерово и Кузбассе: кафе, кинотеатры, детские площадки, магазины, контактный зоопарк… Сотни людей, пришедших сюда отдохнуть или по делам. И вдруг!
Всего 5-10 секунд понадобилось невесть откуда взявшемуся едкому дыму, чтобы затянуть все четыре этажа бывшей кондитерской фабрики. Многим удалось покинуть центр, где вспыхнул пожар, без проблем, но те, кто оказался на верхних этажах, метались в дыму и темноте, пытаясь найти выход и не находя его: двери эвакуационных выходов были закрыты… Так же, как и двери кинозалов, откуда, утверждают свидетели, зрители выбраться просто не смогли.
При этом самое страшное, что именно на верхних этажах, на самой верхотуре,располагалось все, что было ориентировано на детей: игровые комплексы, кафе, площадки для малышей и т.д.
И вот статистика, на которую не взглянешь без слез: 64 жертвы, из которых 41 – дети…

Следствие и проверки
Следствие уже идет. Президент РФ Владимир Путин, прилетевший в Кемерово 27 марта и осмотревший руины «Зимней вишни», твердо пообещал: оно будет объективным и беспристрастным.
Выводов следствия ждут миллионы потрясенных россиян. Оно должно ответить не только на традиционные вопросы «Что случилось?» и «Кто виноват?» Самый главный вопрос сегодня звучит так: «Почему подобное происходит с завидной регулярностью?»
2007 год, дом престарелых в станице Камышеватская Краснодарского края. В огне погибли 62 человека. 2009 год, Пермь, клуб «Хромая лошадь» – угарным газом отравились 156 человек.  2013 год. Психиатрическая больница №14, поселок Раменский Московской области: 41 жертва… И это далеко не полный список. На памяти у якутян, к примеру, страшные пожары в Сыдыбыле (2003г.) и Ожулуне (1996г.), также унесшие немало юных жизней.
МЧС России уже ведет проверку пожарной безопасности всех торгово-развлекательных центров страны. 27 марта они начались и в Якутии. В самом Якутске уже проверены ТРК «Азия», «Туймаада», «Мандарин», городской Дом ребенка и т.д.
При этом, как сообщает пресс-служба ГУ МЧС по РС(Я), инспекторов особенно интересует состояние эвакуационных путей, систем оповещения о пожаре, а также знания их сотрудников как действовать при пожаре. «Несмотря на «надзорные каникулы», мы не оставляем без внимания объекты с массовым пребыванием людей и ведем профилактическую работу весь год, обращая внимание на возможные сезонные риски», – сказал и.о. начальника отдела надзорной деятельности по Якутску УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) Ким Верховцев.
В ближайшее время, сообщили в МЧС, на таких объектах пройдут тренировки, где будут отрабатываться навыки по эвакуации из зданий, уточняться планы тушения пожаров, расположение гидрантов, подъездных путей и т.д.

Странные тренды
Тем не менее, сегодня люди все чаще задаются и другими вопросами: могут ли вообще подобные ТРК размещаться в зданиях, которые строились для других целей? Насколько безопасна их перепланировка? Учитывает ли она огромное скопление людей?
Люди ждут, что кто-нибудь им объяснит, почему вопреки здравому смыслу и элементарной безопасности всю детскую инфраструктуру теперь загоняют под самую крышу торговых центров, хотя согласно СНиПам детское учреждение должно быть не выше трех этажей. Выгода торгашей понятна. А где же надзорные органы?
Люди надеются, что кто-нибудь обратит, наконец, внимание и на то, из каких материалов строятся-лепятся все эти ТРК, что когда-то были фабриками, банями, ангарами, цехами…
А еще люди искренне надеются, что следствие размотает всю цепочку нарушений и назовет все имена. Какие бы посты они не занимали…
Многие якутяне в эти дни сами стали общественными инспекторами, прогулявшись по ближайшим ТРК и осмотрев их уже с точки зрения безопасности. Проделали такой эксперимент и мы – заглянули в центр «Туймаада». Один из тысяч, появившихся в последние годы в России: все те же магазины, кафе… И тот же детский центр. Только уже не на четвертом этаже, как было в Кемерове. На шестом!
Мы шли и думали: вот, не дай Бог, случится здесь что, найдут люди в огне и дыму запасной выход? И честно говоря, сомневались. Не потому, что этих выходов нет – они есть. Но устроены так, что их почти не видно.
Почему в новостройках – и в таких переделках, как «Туймаада», которая в свое время была перелицована из бывшей типографии, «Сахаполиграфиздата» – нет лестниц на виду, как было в старых советских общественных постройках? Нормальных открытых широких лестниц. Это что, архитектурный тренд такой – прятать их, выставляя напоказ лишь узенькие эскалаторы? Где тесно двоим.
…Белые шары, которые сотнями в эти дни взмывали в небо, это не просто скорбь по погибшим. Это вопросы, ответы на которые мы должны получить. И уроки, которые нам предстоит усвоить…


Александр Жирков выразил соболезнование в связи с трагедией в Кемерово

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Александр Жирков направил телеграмму со словами глубокого соболезнования губернатору Кемеровской области Аману Тулееву и председателю Совета народных депутатов Кемеровской области Алексею Синицыну в связи с трагедией в городе Кемерово.
«От имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и от себя лично выражаю всем жителям Кемеровской области глубокие соболезнования в связи с трагической гибелью людей в торговом центре в городе Кемерово.
Прошу передать от жителей Республики Саха (Якутия) слова сочувствия и поддержки родным и близким жертв пожара, скорейшего выздоровления пострадавшим. Мы всем сердцем разделяем вашу боль. Скорбим вместе с вами», – отметил в телеграмме Александр Жирков.

Пресс-служба Ил Тумэн


Мнение

Юрий Николаев, председатель постоянного комитета Ил Тумэн по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации:
– Все необходимые законы и правила по обеспечению безопасности людей в России есть, их нужно просто выполнять. Когда нет контроля, люди расслабляются. Например, схемы эвакуации висят везде, а вот тренировки или давно не проводились, или проходят на бумаге. Удивляет, когда надзорные органы только сейчас обнаруживают закрытые пожарные выходы, А где были раньше?
Безусловно, надо ужесточить контроль за эксплуатацией объектов, построенных для других целей, как кондитерская фабрика в Кемерово, переоборудованная в торговый центр. Как производственник знаю, что бывают объекты, которые предназначены для определенного применения – для иных целей их использовать нельзя! Но кто-то, закрывая глаза, дает разрешение. Эту процедуру надо ужесточить.

Алена Атласова, член постоянного комитета Ил Тумэн по здравоохранению, соцзащите, труду и занятости:
– Ужасно, что погибло столько детей. Страшное горе! Не допускать такие вещи можно единственным способом – если каждый на своем месте будет предельно ответственным. Например, когда в Педиатрическом центре мы строили «Солнечный город», пришлось обратить внимание на тысячу нюансов ради безопасности детей. Мы даже кулисы пропитывали противопожарным веществом. Нас проверяла масса комиссий и это правильно: когда сдаются такие объекты, нужен жесткий контроль.

Марфа Филиппова, председатель мандатной и регламентной комиссии Ил Тумэн:
– Надо сделать прозрачнее процедуру получения разрешений на открытие развлекательных центров. На первом месте должна быть не прибыль, а безопасность людей. О каких-то налоговых каникулах для бизнеса можно говорить? И большой, и малый бизнес должны четко усвоить: в первую очередь они должны обеспечить безопасность граждан.

Поделиться