848

07 марта 2019 в 17:25

Школа без медика? Нонсенс!

В долгой истории со школьной медициной пора ставить точку: медики в школах должны быть!

«Бородатая» проблема
Одна из самых «бородатых» проблем последних лет – это несистемность школьной медицины и отсутствие статуса школьных врачей.
Во вторник эта тема вновь собрала за «круглым столом» в парламенте Якутии народных депутатов Ил Тумэна и Якутской Гордумы, представителей Минздрава РС(Я), Минэкономики, Минфина и Министерства образования республики, директоров школ и больниц – шел разговор о проблемах организации медицинского обслуживания детей в дошкольных и образовательных организациях.
Председатель постоянного комитета Ил Тумэн по здравоохранению, соцзащите, труду и занятости Владимир Чичигинаров, открывая совещание, предложил обсудить не только организационные и кадровые проблемы, но и новации последнего времени. «В 2016 году в Якутии стартовал пилотный проект «Школьная медицина», который охватил 6 школ республики. Его целью было создание инновационной модели эффективного медицинского лечения и ранней профилактики заболеваний в условиях образовательных организаций. Сегодня нужно проанализировать, насколько это удалось», – сказал он.

Сбой в системе
Проблемы для школьной медицины начались в 2011 году, после того как в федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об образовании» были внесены соответствующие поправки, по сути, сломавшие привычную систему и в корне изменившие ее финансирование. Если раньше медицинское сопровождение детского сада или школы было обязанностью здравоохранения, а школы обязаны были лишь выделить медику кабинет, то после корректив федерального законодательства медицинскую помощь в школах, грубо говоря, «поделили на два»: первичную помощь отдали органам здравоохранения, а организацию охраны здоровья учащихся – самим образовательным организациям
Ввиду явной нежизнеспособности такого решения в 2016 году его попытались скорректировать. В федеральный закон «Об образовании» были внесены новые поправки и – полномочия по оказанию медпомощи в школах из сферы образования вновь были переданы здравоохранению. Однако до конца «отремонтировать» поломанную систему школьной медицины это уже не могло. С тех пор она функционирует кое-как и в каждом регионе со своими особенностями.
– Из 630 образовательных организаций Якутии, где учится 140 тысяч школьников, медицинские кабинеты есть только в 494 школах. Несмотря на все перипетии последних лет, большинство кабинетов нам удалось сохранить – самыми разными способами. В итоге в одних школах по договору работают медики центральных районных больниц, в других же, там, где смогли получить лицензию на это, медик остался в штате школы, – рассказывала заместитель министра здравоохранения Якутии Людмила Вербицкая.
При этом по-разному оплачивается и их труд: в первом случае зарплату им платит больница, однако средства ОМС на это тратить почему-то нельзя. Во втором финансирование идет по линии системы образования.
Однако проблема не только в этом. Несмотря на то, что фактически полномочия по школьной медицине вновь вернулись к Минздраву, ставки школьных медиков Министерство образования республики передавать не спешило и не спешит. В итоге доходит до абсурда.
– В 2017 году Якутский медицинский колледж по договоренности с нами подготовил 5 школьных фельдшеров. А трудоустроить мы смогли только двоих – ставок нет! Несмотря на то, что такие специалисты очень нужны, они ушли в никуда, – сообщила Людмила Ильясовна.
Отсутствие единой четкой системы оказания такой помощи приводит к тому, что школьная медицина сегодня существует по принципу «кто во что горазд».
Стоит заметить, что федеральный пилотный проект «Школьная медицина», участником которого стала и Якутия, лишь подтвердил выводы медиков.
– В Якутии в нем принимали участие 6 образовательных организаций: это школы №№ 5, 9 и 33 в Якутске, №2 в Олекминске, а также в п.Улахан-Кель (Чурапчинский улус) и с.Жилинда (Оленекский район). Мы разработали модель школьной медицины, которая охватывала бы учеников, педагогов, фельдшеров и т.д. Параллельно велся мониторинг состояния здоровья школьников. Разработаны методички и пособия по сохранению здоровья школьников, но внедрять их просто некому! Должна быть полноценная структура, которая будет всем этим будет заниматься, – сказала замминистра.

Без статуса
Школьная медицина сегодня фактически загнана в угол. Работать медику в школе не престижно. Почему?
– Немногие директора школ сегодня заинтересованы в проведении оздоровительных мероприятий, и ссылаясь на дефицит оплаты труда, отказываются содержать в штате медика. Но даже если директор и понимает необходимость этого, ему порой крайне трудно найти специалиста. Квалифицированные врачи в школы не стремятся: у них не идет стаж, они не получают категории, у них будет низкая зарплата и т.д. Поэтому в лучшем случае в школах работают пожилые фельдшеры, – говорила главный врач поликлиники №1 Якутска Алевтина Эверстова.
Кстати, работают они там как санинструктора. Такой у них сегодня статус.
С опасениями медиков согласны и сами педагоги. «Да, подход к школьному здравоохранению надо менять, – признал замминистра образования и науки РС(Я) Владимир Тихонов. – Нужно предусмотреть в школах медицинского работника, закрепить ставку в штатном расписании, а полномочия за деятельностью медика – за органами здравоохранения. Необходимо зафиксировать основы межведомственного взаимодействия…»
Впрочем, те, кто работает непосредственно в школах, просто бьют в набат: дальше так продолжаться не может. Медики в школах нужны!
– Сегодня основную борьбу за возвращение школьной медицины ведут медики: разными путями они пытаются направлять в школы врачей, – говорила директор школы №5 Якутска Антонина Кычкина. – Но если медик обслуживает не одну школу, а несколько, то бывает он в каждой из них мало. Учителя же настаивают: медицинское сопровождение ребенка должно быть постоянным. Прививки и медосмотры – хорошо, но столичные школы переуплотнены в 3-4 раза и оставлять такое количество детей без медика мы не имеем права. Нам важно, чтоб он был в школе весь день. Потому что, случись что, помощь мы обязаны оказать вовремя…
Особенно это важно для школ с инклюзивным образованием, куда часто приходят учиться дети с серьезными патологиями. И школы должны быть готовы не только принять и адаптировать таких детей, но и оказать им, в случае чего, полноценную помощь.
Словом, тревоги педагогов понятны: они в ответе за детей и ответственность эта с каждым годом все строже. Между тем, сообщила Антонина Кычкина, согласно новой модельной методики штатного расписания для школ, медики в школах не предусмотрены вообще…

Закон нужно менять!
И врачи, и учителя настаивают: нужна помощь парламента.
«Необходимо внести изменения в федеральное законодательство, касающееся школьной медицины. Необходимо, чтобы ЛПУ имели право оплачивать труд медиков для проведения полноценной оздоровительной работы в школах. Когда нет нормативного регулирования, то нет и системы. Нам нужно, чтобы появилась законодательная инициатива», – сказала Людмила Вербицкая.
Это важно еще и потому, что лед, возможно, все же тронется. На 12 марта в Государственной Думе запланирован «круглый стол» «Медицинская помощь в образовательных организациях». Как сообщила Людмила Вербицкая, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, инициировавший его, в курсе этих проблем не только в целом по стране, но и в частности, в Якутии. Соответствующий пакет предложений регионального Минздрава ему уже передали.
То, что давно перезревшую проблему пора решать и решать кардинально, сегодня ясно уже всем. Как заметила народный депутат Алена Атласова, вносить изменения в федеральный закон всегда сложно, но делать это надо: «Первый шаг сделан, и мы будем работать в этом направлении».
Также по итогам совещания был принят ряд рекомендаций. Так, к примеру, правительству республики предложено рассмотреть возможность организации системы социального питания, Минздраву – проработать вопрос создания единой информационной базы и автоматизированной системы мониторинга здоровья школьников, а Министерству образования – проконтролировать заключение договоров с больницами по предоставлению услуг медиков в школах.

Поделиться