971

31 мая 2019 в 17:12

Чтобы сохранить Арктику, нужно изменить законы

На том, что федеральные законодатели должны учитывать специфику Севера, наша республика настаивала всегда. Особенно актуально это тогда, когда речь идет о здоровье людей.

Готовимся к осени
Якутия, с ее огромной территорией, суровым климатом и бездорожьем, – регион крайне сложный. Это не может не отражаться на функционировании больниц, ФАПов, амбулаторий, особенно в труднодоступных и малонаселенных местах, однако федеральное законодательство в сфере здравоохранения далеко не всегда учитывает все эти нюансы.
О том, что арктическая медицина должна получить особое внимание российских законодателей, говорил в марте этого года на заседании Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ спикер Ил Тумэн Петр Гоголев, предложив сформировать Арктическую модель здравоохранения и разработать федеральную целевую программу «Дети Арктики».
Впрочем, то, что коррективы в законы пора вносить, понимают и в Москве. Обсуждению этих проблем, в частности, был посвящен и «круглый стол», который в марте прошел в Госдуме РФ, где обсуждались вопросы организации медицинской помощи в условиях низкой плотности и ограниченной доступности. По его итогам Ил Тумэн было рекомендовано подготовить поправки в федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», однако этот законопроект получил отрицательное заключение правительства России.
Обо всем этом напомнил председатель постоянного комитета Ил Тумэн по здравоохранению, соцзащите, труду и занятости Владимир Чичигинаров, открывая правительственный час, посвященный проблемам арктической медицины. Участие в нем приняли народные депутаты, представители Минздрава РС(Я) и других министерств, ТФОМС, СВФУ им. М.Аммосова и т.д.
– Сегодня к Арктической зоне отнесены уже 13 районов Якутии, это огромная территория. Сложные климатические условия Арктики и транспортная недоступность, – все это так или иначе отражается на оказании медпомощи. Между тем в федеральном законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и приказе №543 Минздрава РФ об оказании первичной медпомощи нет понятия «участковые больницы», как нет и порядка оказания стационарной помощи. Вот почему на «круглом столе» в Госдуме было решено рекомендовать нашему парламенту подготовить поправки в федеральный Закон №323 закон, но они пока не прошли, – сказал он.
Тем не менее шанс настоять на своем все еще есть.
– Осенью этого года планируется заседание у председателя Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Дмитрия Морозова. К нему мы должны прийти с единой концепцией по арктической медицине и оказания медпомощи в условиях Крайнего Севера, для чего нам нужны ваши предложения, – сказал Владимир Чичигинаров, обратившись к залу.

ФАПы изношены, врачей не хватает
Между тем, судя по той информации, которую предоставил региональный Минздрав, поводов для беспокойства, связанных с медпомощью «на северах», действительно, немало.
Главные проблемы медицины Арктики – это, как признал первый заместитель министра здравоохранения Якутии Егор Прокопьев, немалый процент аварийных ФАПов и врачебных амбулаторий, низкая обеспеченность врачами, высокая (79%) степень изношенности оборудования и нехватка санитарного транспорта повышенной проходимости.
По сравнению с 2013 годом число круглосуточных коек в Арктической зоне сократилось на 28,4%: было 369, стало 264. Хотя обеспеченность ими на 10 тысяч населения все еще выше, чем в среднем по республике – 101,5. Однако, судя по всему, это вполне объяснимо – госпитализируют пациентов в стационары здесь намного чаще, чем в других районах Якутии. И это тоже можно объяснить особенностями Арктики, где для того, чтобы попасть в больницу в райцентре, нередко нужно преодолеть сотни километров.
Еще одна примета современной Арктики – это снижение численности и прироста населения.
– По сравнению с 2016 годом численность проживающих в Арктике снизилась на 1,1 %: налицо убыль жителей в Верхоянском, Верхнеколымском, Усть-Янском районах и т.д., – сообщил Егор Прокопьев, добавив, что уменьшается и показатель рождаемости, обусловленный миграцией и старением населения.
В результате, все эти объективные обстоятельства нередко еще больше осложняют жизнь северян.
– Существующая сегодня нормативная база не отражает особенности оказания медпомощи на Крайнем Севере, а механизм подушевого финансирования не адаптирован для регионов с низкой плотностью населения, – заметил Егор Прокопьев.
Как считают в Минздраве, для того, чтобы реально приблизить медпомощь к жителям Арктики, нужно сосредоточиться на развитии ее мобильных форм: организовывать постоянно действующие выездные бригады, в том числе специализированные, создать во всех 13 арктических районах вертолетные площадки санавиации и т.д. К слову, в 2019 году Якутия включилась в федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» национального проекта «Здравоохранение». В его рамках региону выделено более 384 млн рублей на развитии санитарной авиации.
Также стратегическими задачами представитель Минздрава назвал создание единой информационно-коммуникационной телемедицинской сети для Арктики и подготовку кадров для этих районов.
Это особенно важно, учитывая, что узких специалистов «на северах» не хватает катастрофически. К примеру, директор Территориального фонда ОМС РС(Я) Александр Горохов привел такую информацию: несмотря на высокую онкозаболеваемость, онкологи сегодня имеются лишь в пяти арктических районах из 13, а стационарную помощь по этой специальности можно получить только в Булунском и Усть-Янском районах. Жителям остальных приходится ехать в Якутск.

Коррективы нужны
Существующее положение вещей нужно корректировать и это уже понятно всем.
– Медицинское обслуживание жителей Арктики можно назвать неудовлетворительным, но не потому, что врачи работают плохо – они-то как раз делают все, что могут. Вызывает настороженность сама ситуация, когда не хватает специалистов, оборудования. С этим мириться нельзя, – сказал вице-спикер Виктор Губарев.
С ним были солидарны и другие народные депутаты.
– Федеральная нормативная база не отражает особенности оказания медпомощи на севере. Механизм подушевого финансирования не приспособлен для регионов с низкой плотностью населения. Поэтому сейчас нам, вместе с исполнительной властью, надо разработать механизм привлечения недостающих средств, – считает его коллега Любовь Явловская, которая сама является практикующим врачом.
Между тем, от того, как Якутия сумеет отстоять свою точку зрения по Арктике, во многом зависят перспективы других регионов РФ с аналогичными территориями.
– Вряд ли ошибусь, если скажу, что сейчас на Якутию смотрят многие регионы. От того, насколько наша республика сможет доказать особенности Арктики на федеральном уровне, зависит многое, если учесть, какую площадь она занимает. Нужно настаивать на том, чтобы на федеральном уровне учитывалась те огромные затраты, которые мы несем по содержанию инфраструктуры Арктики, и в частности больниц, – сказала заместитель министра финансов Якутии  Октябрина Никонова.
Во время правительственного часа прозвучало немало идей и предложений. Все они, пообещал Владимир Чичигинаров, будут проанализированы, а лучшее будет использовано в выработке доказательной базы республики в защиту ее позиций по Арктике. К разговору в Госдуме в сентябре республика должна иметь такие аргументы, не согласиться с которыми будет просто невозможно.

 

Елена ВОРОБЬЕВА

Поделиться