682

08 февраля 2019 в 15:58

Найдут ли консенсус оленевод и недропользователь?

Как правильно оценивать ущерб в исконной среде обитания? Что такое базовый уровень? Как определить - кому и в какой форме выплачивать компенсации? Эти и другие вопросы обсудили 4 февраля 2019 года на заседании экспертной группы постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под руководством Елены Голомаревой.

В обсуждении проекта Федерального агентства по делам национальностей Правительства РФ «Правила возмещения убытков коренным малочисленным народам Российской Федерации, их объединениям, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания» приняли участие заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виктор Губарев, заместитель министра имущественных и земельных отношений Нюргустана Пахомова, Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в РС(Я) Константин Роббек, председатель Совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС(Я) Августа Марфусалова, ведущий научный сотрудник Академии наук РС(Я) Мария Павлова, д.э.н., профессор-исследователь СВФУ Туйара Гаврильева, завкафедрой инновационного менеджмента ВШИМ, к.э.н. Виталий Алексеев и др.
Разработка данного проекта обусловлена подготовкой проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению порядка возмещения и методики определения размера убытков, причинённых в результате ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации юридическими лицами всех форм собственности, а также физическими лицами.
В настоящее время Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» право коренных малочисленных народов на возмещение убытков уже закреплено. Но в связи с отсутствием единообразных подходов к определению размера таких убытков и порядка их компенсации реализация указанной нормы является затруднительной. Так, анализ правоприменения норм закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов в этой части показал, что в большинстве случаев возмещение ущерба происходит необъективно, при этом, используя методику, ранее утверждённую приказом Минрегиона России от 2009 года, не в полной мере обеспечиваются права коренных малочисленных народов на защиту их исконной среды обитания.
Некоторые промышленные предприятия умело используют брешь в законе и не торопятся применить указанную методику и, в лучшем случае, предпочитают напрямую заключать соглашение о социально-экономическом развитии мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности с главами муниципальных образований. Однако данный подход также не обеспечивает в полной мере учёт прав тех, на кого, собственно говоря, направлено действие этого закона – коренных малочисленных народов. Доступ к компенсационным выплатам должны иметь только лица, ведущие традиционный образ жизни. Тем самым произойдет естественная поддержка и популяризация именно традиционных видов деятельности.
В ФАДН России на сегодня имеются ключевые наработки для определения проекта порядка и методики возмещения убытков коренных малочисленных народов, основанные как на региональном опыте, так и на опыте и предложениях промышленных компаний. Однако для соблюдения баланса интересов всех заинтересованных сторон, должны принимать во внимание предложения и самих представителей коренных малочисленных народов.
Принятие более качественного и дополненного законопроекта с учетом мнений всех сторон на федеральном уровне может существенно улучшить условия жизни малых народов, которые сегодня, чего скрывать, фактически выживают на израненных землях своих предков. Но для этого необходимо научиться правильно оценивать ущерб и определить, кому и в какой форме выплачивать компенсации и разработать всем понятные методики расчета понесенных убытков.


Справка:

На территории Якутии находятся 404 участка недр, на которых свою деятельность ведут 155 субъектов-недропользователей, из них 144 работают в 20 районах, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера.


Методика, по которой планируют расчеты эти производить, сложна в применении. Там более 30 различных показателей. И простому обывателю очень сложно произвести определенные расчеты. Как считает Константин Роббек, в существующей методике, непонятно из чего складывается базовый уровень компенсации, как высчитывается общая площадь и т.д. По его мнению, даже путем простых подсчетов получается мизерная сумма, поэтому методику надо пересмотреть исходя из реальной суммы нанесенного ущерба.
По мнению доктора экономических наук, профессора СВФУ Туйаары Гаврильевой отставание методологической и нормативной базы оценки ущерба от темпов промышленного освоения Якутии предопределяет низкую эффективность института этнологической экспертизы как системы защиты прав КМНС в РС (Я). Базовый уровень компенсации, определяемый на уровне субъекта РФ, согласно сложившейся практике, для условий РС (Я) будет занижен, так как оценки ущерба, начиная с 2012 г., были рассчитаны на основе разницы между валовыми доходами и материальными затратами. Кроме того, не ясна категория расчета базового уровня компенсации, на что он рассчитывается: на 1 га изымаемой из традиционной хозяйственной деятельности или находящейся под негативным воздействием земли, или на 1 члена общины КМНС РС (Я).
Анализ ранее проведенных экспертиз показывает, что площадь изымаемой (используемой) территории существенно варьируется, что определяет большой разброс в оценке ущерба.
Если в данном соотношении взять площадь всех 64 поселений РС (Я), на территории которых находятся места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, то она составляет 1 701 586,20 кв. км. или 55,2 % от общей площади территории республики. Наличие в знаменателе дроби столь большой площади приведет к тому, что значение первого слагаемого в формуле по расчету ущерба будет стремиться к нулю. Таким образом, оба рассмотренных методических документа не соответствуют целям полной, комплексной компенсации убытков на основе оценки ущерба, наносимого коренным малочисленным народам РФ. При разработке новых методических рекомендаций использовать следующие подходы:
– рассчитывать ущерб по всем 13 видам традиционной хозяйственной деятельности КМНС РС (Я) и всем видам экосистемных услуг на базе уточнения продуктивности локальных экосистем и разработки региональных нормативов, что может упростить и ускорить проведение этнологической экспертизы; необходимо расширение перечня экосистемных услуг и видов традиционной хозяйственной деятельности. Согласно методическим рекомендациям, ущерб оценивается только для 4 из 13 видов традиционной хозяйственной деятельности: оленеводство, промысловая охота, рыболовство, собирательство. Ведение традиционной хозяйственной деятельности «Коневодство» и других в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности», а также использование общинами КМНС таких продукционных услуг, как «древесные лесные ресурсы» и «пресные экосистемы», а также других, в методике не учитывается;
Для оценки убытков и ущерба следует использовать альтернативный затратный метод и метод оценки устойчивости общин КМНС, а не только доходный, который используется в настоящее время. Например, реализация масштабного проекта горнодобывающего характера влечет развитие смежных проектов, соответственно, на территории общины может одновременно реализовываться несколько крупных проектов, наносящих существенный ущерб традиционной хозяйственной деятельности. «Соответственно, методика, помимо оценки ущерба, должна содержать оценку устойчивости отдельных общин, в зависимости от площади изъятия земель, общего стрессового воздействия на территории, а также прогноза состояния локальных экосистем»,- считает эксперт Туйаара Гаврильева.
«Правилами идет установление круга лиц, которые должны получить финансовые средства от возмещения ущерба. Во втором пункте документа указывается, что соглашения о временном занятии земельного участка в границах мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ заключаются с собственниками земельного участка, но ни одной родовой общины, являющейся собственником земельного участка на территории республики нет. Во-вторых, требуются лицензии и иные виды документов, подтверждающие осуществление хозяйственной деятельности в границах мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. А все лицензии на добычу полезных ресурсов заключаются на земли, расположенные за территориями населенных пунктов. Поэтому очень внимательно нужно подойти к этому вопросу. Если Правила будут приняты в таком виде, представители КМНС Якутии не получат возмещения убытков от деятельности промышленных организаций», – высказала свои опасения Нюргустана Пахомова.
Оптимальным вариантом устранения указанных противоречий может стать внесение изменений в земельное законодательство Российской Федерации с целью закрепления за малочисленными народами права на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания малочисленных народов.
«Субъектам РФ надо дать возможность утверждать формулировки, исходя из региональных особенностей определять региональные нормативы и расширять виды традиционной хоздеятельности», – считает председатель Совета старейшин Ассоциации КМНС республики Августа Марфусалова.
Подытоживая заседание, Елена Голомарева сказала, что времени на раскачку нет, принятие закона на федеральном уровне может не только улучшить условия жизни малых народов, но и внесет ясность во взаимоотношениях между коренными народами и недропользователями. Для этого необходимо научиться правильно оценивать ущерб и определить, кому и в какой форме выплачивать компенсации и в срочном порядке внести свои предложения в законопроект. Кочевые малочисленные народы Севера в приоритетном порядке нуждаются в помощи государства. Парламент Якутии имеет богатый практический опыт по вопросам КМНС и остальные субъекты страны внимательно следят за нашей работой в этом щепетильном, но стратегически важном вопросе в условиях промышленной экспансии северных территорий. На территории Якутии находятся 404 участка недр, на которых свою деятельность ведут 155 субъектов-недропользователей, из них 144 работают в 20 районах, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера. Оленевод и недропользователь должны быть равноправными субъектами права, первый как исконный житель и хозяин на своей земле, второй как исполнитель госзаказа на его земле. Отравленные промышленными отходами реки, исполосованные вездеходами вдоль и поперек тундра и тайга создали угрозу самому существованию малочисленных северных народностей, начисто забыта истина об этнообразующей роли природной среды. К сожалению, социальный диалог между ними еще до конца не установлен. Наша задача – очеловечить наши законы, чтобы они реально защищали и заработали на благо человека.
Мы находимся на  переходном правовом этапе по отношению к Арктике России, когда северная политика уходит, а арктическая только формируется. Коренные жители Севера и Арктики для всей мировой цивилизации должны стать образцом гармоничной цивилизации, развивающейся в единении с природой, в отношениях северян с окружающей средой, щадящие приемы промысла, неприятие хищнического отношения к природе – указывают путь, по которому надо следовать для сохранения себя в будущем.


Наболевшее

 

 

 

 

 

Чтобы жилы вырвать из земли
 Племена геологов пришли,
 Развернули лагерь среди гор
 Расчертили сетками простор,
 И пошли работать до зимы
 Работяги, горные гномы.

 Налей Фомич, мне кружку на дорожку
 Мне до Хобола ехать далеко,
 А что невесел? Это понарошку
 Так, вспомнил что-то прошлое,свое.

 На бабушкином стойбище с утра
 Ворчат и копошатся трактора,
 К начальнику с заботами идут
 

Студенты разбредаются в маршрут,
 Кипит чужая жизнь,
идет прогресс  

А мы уходим, в заповедный лес.

 Давай Фомич,за белые снега!
 У каждого в тайге свои пути.
 И хоть с небес мошка или пурга
Их нам придется до конца пройти.

 И может быть, тут встанут города,
 И каждый будет ездить и летать,
 И может быть с вершин, открыв глаза
 Мы будем, за прогрессом наблюдать.

Поделиться