826

25 января 2019 в 16:29

25 января 25 лет назад

Четверть века назад Ил Тумэн собрался на первое заседание
Именно такая красивая дата отмечается сегодня, то есть 25 января 2019 года. Первые часы работы, разумеется, носили организационный характер. Кроме того, по самому названию избранного и приступившего к работе законодательного органа зафиксированы интересные с исторической точки зрения и ключевые в плане государственного обустройства аргументы с первого заседания. Как эти моменты «с пылу, с жару» нашли отражение в СМИ и как позднее рассуждали о событиях тех дней непосредственные участники событий – в нашем материале.

От слов – к делу
«Передышка, наступившая в политической жизни республики после выборов в Законодательное собрание, закончилась. Сегодня депутаты первый раз соберутся на сессии парламента, которому волею судьбы суждено открыть новую главу в истории якутского парламентаризма.
Сессия организационная, и в целом, надо полагать, она впишется в сценарий оргкомитета, проделавшего большую подготовительную работу. Но вот вопрос: легко ли? Ведь никто не знает, с какими домашними заготовками приехали депутаты, насколько остыли они после предвыборных схваток за мандаты.
Ил Тумэн начинает свою работу в трудное время, когда российские реформы не дают желаемого и давно обещанного результата. Конечно, избранники народа – не маги, способные творить чудеса при помощи волшебной палочки. Хочется верить, что депутаты настроены на спокойную, вдумчивую, конструктивную работу. Люди поверили на слово тем, кому вручили мандат доверия. Теперь будут по делам судить об их умении решать многочисленные проблемы якутян».
«Республика Саха»,
25 января 1994 г.

Первый, рабочий, Татьянин
«Татьянин день для студентов – начало каникул. Для депутатов же нового парламента он стал первым рабочим днем.
Раздельное заседание верхней и нижней палат проходило по сходному сценарию: итоги прошедших выборов, информация мандатной комиссии, признание полномочий депутатов, регламент первого заседания, избрание секретарей, председателей и заместителей председателей палат, обсуждение регламента работы…
Открывая заседание верхней палаты, вице-президент Вячеслав Штыров сказал несколько добрых слов о бывшем Верховном Совете Якутии, который «сыграл выдающуюся роль в становлении государственности, решении социальных вопросов». Затем прозвучала фраза, задавшая тон дальнейшей работе: «Нам некогда заниматься торжественными вопросами, презентациями, предлагаю перейти к повестке дня».
И все же торжественные минуты были – день рождения депутата Палаты республики, директора Чурапчинской ДЮСШ Михаила Гуляева. Были и веселые моменты – для группы юристов. Они откровенно развеселились, когда закончилось выдвижение кандидатур на пост председателя и двух заместителей верхней палаты. Сколько «подводных камней» им пришлось учесть при разработке процедуры этих выборов! Но все прошло без ожидаемой борьбы, практически на безальтернативной основе. В результате тайного голосования председателем Палаты республики избран Ларионов Егор Михайлович, первым заместителем – Филатов Вячеслав Антонович, заместителем Егоров Егор Григорьевич, председателем Палаты представителей избран Илларионов Афанасий Петрович, его заместителем – Власов Александр Васильевич».
«Молодежь Якутии»,
январь 1994 г.

Хорошее начало – половина дела
«Вчера в десять часов утра на раздельных заседаниях палат – Палате республики (верхней) и Палате представителей (нижней) открылась первая сессия нового – принципиально нового! – парламента. Фигурально выражаясь, депутаты заступили на свою долгую, трудную и ответственную вахту. И от того, как они будут ее нести, зависит, без преувеличения, судьба республики, каждого ее гражданина.
Эта мысль красной нитью прошла через выступления на открытии заседаний: в Палате республики – вице-президента В.А. Штырова, в Палате представителей – старейшего депутата В.А. Петровой.
…Знаком доброй воли к согласию, конструктивной работы органов представительной и исполнительной власти депутатами восприняты последние указы Президента республики Саха (Якутия), которые вносят изменения и дополнения в ранее принятые документы о парламенте. В частности, предусматривают введение должности председателя Палаты республики, изменение наименования Законодательного собрания, повышающее его статус.
Безусловно, этот шаг, как и большая подготовительная работа, проделанная оргкомитетом, в решающей степени настроили депутатов на спокойную, деловую обстановку, положили, будем надеяться, хорошее начало эффективной работе парламента в тесной связке с другими ветвями власти. А хорошее начало, гласит народная мудрость – половина дела».
«Республика Саха»,
26 января 1994 г.

С названием не согласны
На второй день работы государственного законодательного собрания депутаты собрались в Овальном зале Дома правительства на первое совместное заседание палат. Открыл его вице-президент В. Штыров. Затем с посланием к депутатам обратился Президент республики М. Николаев.
Представитель оргкомитета, председатель Палаты представителей А. Илларионов выступил с информацией о регламенте первого совместного заседания палат. Наибольшие дебаты депутатов вызвала статья регламента о названии нового парламента. По проекту предлагался следующий вариант: Государственное Законодательное собрание. Однако это вызвало реакцию протеста у депутата А. Алексеева, который несколько раз подходил к микрофону, чтобы аргументировать свою позицию и предложить другой вариант названия – Государственное Собрание. Чтобы поставить на голосование его предложение, необходимо было внести соответствующие изменения в Конституцию республики. Пока же, как резонно заметил депутат Н. Захаров, правовое поле деятельности Ил Тумэна очерчено Положением о Законодательном собрании».

«Республика Саха», 27 января 1994 г.

За – 40 депутатов из 51
В среду состоялось первое совместное заседание палат парламента. После полуторачасовых дебатов депутаты внесли четыре первые поправки в Конституцию. Депутаты прибыли на сессию Законодательного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия (кстати ее проведение обошлось в 120 миллионов рублей). С 24 января, после указа президента, они стали именоваться Государственным Законодательным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). А 26 января 40 депутатов из 51 присутствующих проголосовали за новое название: «Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)».
«Молодежь Якутии»,
январь 1994 г.

Содержание и представительские расходы
«Весьма заинтересованное обсуждение вызвал доклад управделами Б. Слепцова о смете расходов палат Законодательного собрания. И хотя некоторые депутаты, ссылаясь на присутствие прессы, подчеркивали, что их очень беспокоит, насколько обременительным для народа будет содержание парламента, чувствовалось, что собственные блага беспокоят их не меньше. В частности, особенно переживал депутат Ю. Кайдышев по поводу возможности депутатов бесплатно летать в любой конец республики, независимо от того, в каком округе избран. В Штыров, который вел заседание, пояснил, что депутат и так не лишен этого права. Он только обязан предварительно получить командировочное удостоверение у председателя палаты. Некоторые депутаты поддержали Ю. Кайдышева, сочтя такой подход выражением недоверия к народным избранникам, среди которых не может быть нечестных людей. В результате депутаты решили, что данный вопрос не подготовлен к рассмотрению, что суммы, выделенные на содержание депутатского корпуса, следует увеличить по отдельным позициям (например, представительские расходы, на которые предусматривается 13600 рублей в месяц для каждого депутата).
«Республика Саха»,
27 января 1994 г.

«Доверие коллег в какой-то мере неожиданно»
«Признаться я предполагал, что моя кандидатура может быть выдвинута на должность председателя палаты. Некоторые избиратели выражали даже такие пожелания через печать, и, тем не менее, доверие коллег оказалось для меня в какой-то мере неожиданным. Согласился баллотироваться, так как считаю, что характер деятельности нижней палаты предполагает, чтобы ее работу направлял только юрист, практик-профессионал. Сейчас наша главная задача – быстрее адаптироваться, определить перечень законов, необходимых для принятия. На мой взгляд, это будут законы, направленные, прежде всего, на защиту государственности и суверенитета республики, на защиту интересов различных слоев ее населения».
Из комментария Председателя Палаты представителей I созыва А. П. Илларионова, «Республика Саха», январь 1994 г.


Общие расходы на содержание парламента – 3 млрд. 330 млн рублей. Сюда входят командировочные, транспортные расходы, расходы на содержание помещений, проведение сессий и другие. Для депутатов, работающих на постоянной основе, предусмотрены отдельные кабинеты со средствами связи, транспортное обслуживание в черте города, для председателей палат и их заместителей – служебные автомобили. Оклады у председателей палат – 163 тысячи 440 рублей, у их заместителей – 152 тысячи 780 рублей, у депутатов нижней палаты, работающих на постоянной основе – 118 тысяч 310 рублей. Общие расходы примерно на 25 процентов ниже, чем были предусмотрены для годового содержания бывшего Верховного Совета.
Из доклада Б. Слепцова.


Парламент показал самостоятельность
«На должность председателя я был выдвинут по предложению Дмитрия Попова, Артура Алексеева, Андрея Кривошапкина, депутаты выбрали 100%-м голосованием. Какие сложности были вначале? Исполнительная власть с самого начала строила планы сделать парламент ручным. По проекту сверху в руководстве Палаты Республики была предусмотрена совмещающая должность для вице-президента, в то время – Вячеслава Штырова. Депутаты были против этого предложения. Вячеслав Анатольевич сам ранее говорил о своем несогласии. В итоге президент республики вынужден был издать указ о председателе палаты. Тут же демократы вносят предложение о том, что председатель палаты должен избираться каждый год. Депутаты также не принимают это предложение. Таким образом, с самого начала парламент показал, что намерен работать самостоятельно, по совести и, самое главное, руководствуясь лишь законом.
В проекте закона об организации Ил Тумэна была отмечена лишь законодательная функция Собрания. Остались «забытыми» главные представительные и контролирующие полномочия. По инициативе парламента, вместо Законодательного собрания было принято название «Государственное собрание», в этом случае ограничивать парламент только законотворчеством становится невозможным».
Из интервью Председателя Палаты Республики I созыва Е.М. Ларионова, «Ил Тумэн», апрель 2014 г.

«Как нас теперь называть?»
«…На первый взгляд, спор возник из ничего. Депутат А. Шишигин задал представителю Президента М.М. Федорову два вопроса: является ли Ил Тумэн правопреемником Верховного Совета и чем объяснить тот факт, что парламент лишается контрольных функций. Федоров ответил, что о правопреемственности в целом нельзя говорить, поскольку у парламента – бывшего и нынешнего – разные функции, преемственность признается только в области законотворческой, а функции по контролю за исполнением собственных решений и изданных законов всегда остаются за парламентариями, зачем же это подчеркивать.
Но в таком случае каждый знает, что любому парламенту свойственны законодательные функции, может, не стоит фиксировать их в названии? – возразил депутат А. Алексеев.
После длительного обсуждения на том и порешили: назвать новый парламент Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Решение это не окончательное, поскольку оно должно пройти процедуру подписания Президентом».
«Республика Саха»,
январь 1994 г.

Точка или многоточие?

Первая сессия нового парламента республики завершила работу. В понедельник на вечернем совместном заседании обеих палат депутаты утвердили регламент совместных заседаний.
… В спокойной обстановке, по-деловому обсудили вопрос и приняли постановление о возобновлении деятельности Конституционного суда. Утвердили Абрамова Валерия Степановича руководителем аппарата Ил Тумэна.
Под занавес, как говорится, обсуждали послание Президента М.Е. Николаева. Мы уже сообщали, что на одном из заседаний депутаты приняли решение назвать парламент республики не Государственное Законодательное Собрание, как то значится в указе Президента, а просто Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Представитель Президента М.М. Федоров довел до сведения депутатов информацию о том, что М.Е. Николаев не согласился с решением палат, ибо, пояснил он, «исключение слова «Законодательное» приводит к тому, что парламент теряет легитимную основу своего существования». Последовала просьба еще раз вернуться к обсуждению вопроса и из двух вариантов выбрать один: либо Законодательное собрание, либо Государственное законодательное собрание.
Разгорелся спор, в котором большинство выступающих предлагали оставить в силе прежнее решение палат.
Казалось бы, стоит ли упорствовать обеим сторонам – будут вноситься еще поправки в Конституцию, будет приниматься Закон о парламенте… Наверное, не стоило бы и писать об этом, если бы не последняя фраза в Послании президента: «В случае отклонения настоящего предложения… оставляю за собой право вынести обсуждение данного вопроса на всенародное голосование (референдум»)».
«Республика Саха»,
февраль 1994 г.

После многочисленных дебатов
«Вообще-то, изначально предлагалось название «Законодательное собрание». Об этом говорилось и в положении о выборах. Но вместе с тем, стоял вопрос от том, что в Конституцию необходимо внести изменения в отношении того, что этот орган является правопреемником Верховного Совета ЯАССР. В этой связи поступили два предложения относительно названия «Государственное законодательное собрание» и «Государственное собрание». После многочисленных дебатов, консультаций, согласований, все-таки депутаты пришли к мнению, что парламент Якутии необходимо назвать «Государственное собрание». Это произошло 26 января 1994 года».
Из воспоминаний Председателя Конституционного суда РС(Я) Д.Н. Миронова, «Ил Тумэн», апрель 2014 г.

Поделиться