1251

12 апреля 2019 в 16:10

Якутская лайка – национальное достояние

Вполне возможно, что в недалеком будущем якутская охотничья лайка станет таким же известным, узнаваемым во всем мире брэндом Якутии, как мамонты, алмазы, Ленские столбы. На сегодняшний день энтузиастами этого дела, общественными организациями делается многое по возрождению этой уникальной аборигенной породы собак, а парламентарии планируют подкрепить эту работу в законодательном плане. Мы поговорили об этом с заместителем Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Антониной Григорьевой.

– Антонина Афанасьевна, в нашем сознании два понятия – охота и собака – неразрывно связаны, тем более у нас в Якутии. В связи с чем охотничье собаководство стало объектом внимания?
– Вначале я бы хотела поздравить всех охотников нашей необъятной республики, пусть даже немного и поздно, с Днем охотника! Очень хорошо, что у нас есть такой праздник, ведь в Якутии почти каждый мужчина – это охотник. И как-то так удачно совпало, что сразу после Дня охотника мы отмечаем и День отцов – нынче эти праздники пришлись на 6 и 7 апреля. А хороший отец всегда ассоциируется с понятием “охотник”, “добытчик”, “кормилец семьи”. Так что адресую свои поздравления и всем отцам республики!
В былые времена якутские охотники не могли обойтись без своего верного друга – охотничьей лайки. Раньше 70-80 % соболя добывалось с помощью якутских лаек. Промышленные люди, местные родоначальники превратили охоту из вспомогательной в одну из основных отраслей регионального хозяйства. В жизни народа саха, коренных малочисленных народов Севера охота с якутской охотничьей лайкой на протяжении многих сотен лет являлась традиционным, приоритетным видом деятельности.
Но в последние годы старшее поколение охотников обеспокоено тем, что молодое поколение, с появлением современной техники – буранов, квадроциклов, перестает охотиться с собакой. Таким образом, начинает утрачиваться традиционная форма охоты – на медведя, соболя, лося, водоплавающую дичь – когда ходили за добычей с якутской лайкой. А ведь именно пешая охота с собакой способствует выработке выносливости, силы духа охотника, закаляет характер мужчины, отца, главы семейства, развивает охотничьи навыки.
Поэтому с начала 2000-х годов в республике началась работа по возрождению породы якутской охотничьей лайки. Сейчас охотничьим собаководством занимаются в двух питомниках, расположенных в п. Маган и с. Мальжагар Нюрбинского улуса, есть энтузиасты этого дела, общественные организации. Но необходима государственная поддержка этой деятельности.

– Что планируют законодатели по поддержке этого традиционного вида деятельности?
– Группой народных депутатов, в составе В.М. Прокопьева, Е.А. Перфильева, А.А. Семенова, А.М. Находкина и др., подготовлена законодательная инициатива по внесению изменений в Закон РС (Я) “О развитии сельского хозяйства в РС (Я)”. Так, в статью 2, в которой перечисляются основные понятия, используемые в законе, в понятие “традиционные отрасли сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)”, наряду с табунным коневодством, скотоводством, северным домашним оленеводством, включаем и охотничье собаководство.
Также планируем внести изменения в статью 5 “Субъекты и объекты деятельности в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия)”: в субъекты деятельности добавляем охотпользователей, а также юридические лица, индивидуальных предпринимателей, занимающихся охотничьим собаководством, деятельностью по организации содержания питомников охотничьих собак, ведению в них племенной работы, проведением выставок, испытаний охотничьих собак, их обучению, содержанию, кормлению и т.п.
Кроме этого, в эту же 5 статью вносим еще одно изменение, но уже в “Объекты деятельности в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия)»: добавляем «объекты охотничьей инфораструктуры – производственные объекты охотничьего собаководства”.


Справка:

«Первобытный человек – охотник, обитавший на Севере, впервые на Земле добился одомашнивания волка, приобрел себе надежного друга и отличного помощника – собаку. Эта была несомненно лайка, возможно, якутская. Подтверждением этой версии являются находки двух черепов собаки на р. Россоха, левом притоке р. Алазея. Они залегали в слоях едомной свиты, вероятно, каргинской эпохи, возрастом около 25-35 тыс. лет. В суровых климатических условиях Якутии только якутская лайка могла появиться (примерно 30 тыс. лет назад) и выжить. Причина в том, что она азартный, универсальный, весьма выносливый и способный лесной охотник. Сохранила многие охотничьи качества волка. Первобытный человек – охотник в экстремальных условиях, должно быть, нуждался именно в таком помощнике, когда он и его лайки – единая команда (группа): собаки облаивают зверя не сзади, а бросаются вперед, оказываются впереди жертвы, останавливают её, подбегает хозяин (вожак группы). Следовательно, он учитывал при отборе указанные выше особенности будущей лайки. Одновременно это – одно из доказательств древности лайки, её связи с охотой – наиболее ранним занятием человека Крайнего Севера. Якутия вполне может считаться центром происхождения самой ранней породы домашней собаки, каковой является якутская лайка».

(Доктор геолого-минералогических наук П.Н. Колосов,
«Доместикация волка или дикой собаки»).


– С какой целью подготовлен законопроект?
– Сегодня мы много говорим об улучшении качества жизни населения, в том числе и селян. А в сельской местности именно охота является дополнительным источником дохода в семье, подспорьем экономики семьи. В связи с этим сегодня государству надо обратить внимание на развитие охотничьего собаководства, оказывать поддержку тем охотпользователям, юрлицам, предпринимателям, которые занимаются возрождением якутской охотничьей лайки. С этой целью парламентариями и подготовлена данная законодательная инициатива. Также напомню, что в преддверии Дня охотника в РС (Я) в Ил Тумэне было проведено совещание, также посвященное этой теме.

– Вы сказали, что в Якутии есть два питомника по разведению якутской охотничьей лайки.
– Да, вот уже на протяжении многих лет этим непростым делом занимаются настоящие энтузиасты – Юрий Петрович Борисов из Магана и Айал Николаевич Данилов из с. Мальжагар Нюрбинского улуса. Не первый год их питомцы занимают первые места в соревнованиях, проводимых на Дальнем Востоке и в России. Поэтому якутская лайка сегодня признана экспертами.
Сейчас владельцы питомников совместно с председателем Республиканского общества охотников и рыболовов Закирой Петровной Ивановой работают над разработкой Стандарта якутской охотничьей породы лаек и составлением Технологической карты содержания питомников.
Здесь следует отметить, что ученые считают лайку – древнейшей домашней собакой. Причем, есть предположение, что якутская лесная охотничья лайка появилась на Земле ранее всех других пород домашних собак. Так, ранее считалось, что собака была одомашнена 14 тыс. лет назад, но якутские археологи утверждают, что это могло произойти намного раньше – 35 тыс. лет назад. Доказательством тому служит найденный во время раскопок на речке Россоха, левом притоке р. Алазея, череп древней собаки. Древнейшую породу якутской охотничьей лайки надо возрождать, сделать ее брэндом Якутии.
Как известно, все великие народы, нации имели свои породы собак. Скажем, у китайцев – это чау чау, у немцев – немецкая овчарка, у кавказских народов – алабай. И у народа саха тоже есть своя порода собак – это якутская аборигенная охотничья лайка, саха ыта, которая, кстати, универсальна в области своего применения. Ее можно использовать не только в традиционной охоте, она очень востребована в оленеводческих стадах как пастушья собака, в коневодческих бригадах как охранник от волков и других хищников, а также в туристических целях как ездовая. По существу, якутская лайка – это наше национальное достояние.

– Как вы отметили, раньше якутскую лайку, по большей части, использовали при охоте на соболя, а сейчас на него охотятся меньше?
– Дело в том, что в связи с международными стандартами гуманного отлова диких животных, согласно федеральному закону, с 2008 года при охоте запрещены ногозахватывающие капканы, т.е. добыча соболя должна вестись только с применением охотничьих собак. Поэтому сейчас, как свидетельствуют знатоки охоты, охотничьи лайки стали использоваться уже в 60 – 80 % при охоте на соболя, в 90-100 % – на медведя, в 100 % – на лося. Не надо забывать, что пушнина всегда была и остается “мягкой” валютой. Поэтому важно, чтобы охота на соболя оставалась в числе приоритетных направлений.

– А во сколько сегодня обходится содержание одной охотничьей лайки?
– Как говорят специалисты, минимальная стоимость питания одной лайки – 130 руб. Используются корма – мясо, разнообразные крупы, рыбий жир, витамины. Содержание 25 голов плюс прививки, глистогонные препараты – общий расход на один питомник составляет свыше 1млн. 200 тыс. руб. И это без учета потребления электроэнергии, ветеринарного обслуживания, выезда на выставки.
Внося изменения в республиканский закон “О развитии сельского хозяйства в РС (Я)”, тем самым, мы законодательно поддерживаем национальное охотничье собаководство, охоту с якутской охотничьей лайкой, которая должна существовать в Якутии как исконный, традиционный вид деятельности народа саха, наряду со скотоводством, коневодством, оленеводством. Планируем внести законопроект на июньской сессии.



Мнения:

Двумя руками и четырьмя лапами!

За якутскую лайку все: законодатели, заводчики и охотники


Выставка-смотр охотничьих собак, что по традиции проводится в День охотника, собирает на Комсомольской площади более сотни владельцев со своими четвероногими друзьями, что долгими якутскими зимами верно служат своим хозяевам, сторожа жилище и помогая охотиться. Любят это мероприятие и горожане, и гости столицы, которые специально приходят со своими детьми и присматриваются к ми-ми-мишным щенкам, зачастую уходя домой с новым членом семьи. Наиболее профессиональный интерес, конечно же, у селекционеров и охотников, с которыми удалось поговорить под нескончаемый лай.

Андрей Петухов впервые решил принять участие в выставке со своим питомцем: «Конечно, якутскую породу надо развивать. Ее представителей в достаточно чистом виде на данный момент мало осталось, но знаю, что в заречных улусах – Таттинском, Чурапчинском, Усть-Алданском, Мегино-Кангаласском – есть люди, которые специально занимаются разведением породы, несмотря на засилье восточно- и западносибирских представителей, которые сильно разбавили кровь. Если селекцией заниматься системно, думаю, якутской лайки станет больше. Это было бы очень хорошо».

Николай Кульбертинов держит в руках трехмесячного щенка (на фото): «Специально пришел посмотреть и свою собаку показать. Я сам потомственный охотник, стаж серьезный, на моей родине – олекминской земле – есть на кого поохотиться. На мой взгляд, якутская собака отличается преданностью, по крайней мере, все мои собаки были такие. В охоте бесстрашны, идут на всех, в том числе на хищников. Лично я специализируюсь на соболе, лицензий на них в общем-то хватает, но на других зверей есть ограничения, очереди… Волков сейчас очень много стало, надо с ними бороться, не ограничивать охотников». Щенок у Николая Алексеевича оказался очень спокойный, уселся около медалей, которыми собираются награждать победителей выставки, поглядывая на них с удивлением и прислушиваясь к словам хозяина.

А вот и профессионалы – люди, которые много лет разводят именно нашу лайку. Тимофей Федотов из села Тит-Ары Хангаласского района занимается этим трудоемким, затратным, но любимым делом вот уже более тридцати лет и по праву с гордостью носит звание первого в деле разведения якутских лаек. «Я создал первый питомник в Якутии, конечно, есть трудности, но как-то стараюсь, понимаю, что это нужно для будущих поколений, своего рода историческая миссия… Особенно трудно стало из-за отсутствия субсидий в последние годы. Со стороны государства просто необходима поддержка, только тогда будет развитие. И еще пожелание. На медведя бы дали больше «послабления», шли навстречу охотникам…», – емко характеризует ситуацию Тимофей Петрович, который помог мне и состыковал с Айаалом Даниловым, своим единомышленником и авторитетным в своей области специалистом.
«Я сам из Нюрбинского района, села Мальжагар. Занимаюсь разведением с 1992 года – тогда купил пять собак у Тимофея Федотова. Он сам, насколько знаю, стал заниматься селекцией лет на пять раньше, то есть с 1987 года. Сейчас постоянно держу 23 собаки, в основном племенной молодняк. В совокупности вместе с теми, кто охотится у односельчан, земляков, думаю, 25 взрослых особей будет. Саха ыта – якутская лайка – идеальна в наших условиях. Она выносливая, терпеливая. Попробуйте в течение двух месяцев охотиться по плотному снегу на ондатру, допустим. Такое выдержит только якутская собака. Внешне мы стараемся выводить и придерживаться белого окраса, чтобы было легче идентифицировать. Широкая налобная кость, мощь, рост – вот что отличает якутскую лайку. Хвостик сильно не завязывается, такое не типично для нее. Назначение у хвоста весьма практичное – «показывать» курс и укрываться им в холода. Доместикация, степень окультуривания то бишь, хвостиком и определяется», – вводит в специфику Айаал Николаевич.

К разговору с фанатами своего дела под яркими весенними лучами в самом центре Комсомольской площади присоединяется народный депутат Якутии, председатель комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев, подошедший поприветствовать Айаала Данилова.
«Люди, как известно, охотятся с древних времен, и народ наш выжил и сохранился во многом благодаря собаке. И сейчас, спустя века, охота для якутов по-прежнему важна. Соответственно, к собакам также надо относиться бережно и развивать породу. Одним из таких людей, которые системно занимаются вопросом, является как раз Айаал Николаевич. Вообще, мыслей много по данному поводу, есть большое желание на законодательном уровне поддержать селекционеров и помочь питомникам. В целом, такие выставки очень полезны, поскольку помогают определить текущее состояние дел, выявить ошибки, вовремя подправить и т.д. Потому я специально подошел сегодня сюда, посмотрел все своими глазами. В деле сохранения породы, безусловно, есть разные подходы и направления, чем мы и занимаемся, в будущем надо еще усилить эту работу», – подытожил Владимир Михайлович.
«Я хочу обратиться к депутатам, поддержите своими решениями нашу деятельность, ведь, говоря языком сегодняшним, якутская лайка – брэнд нашего народа. Его историческая ценность и будущее, залог природного богатства и наше национальное достояние», – уверен Айаал Данилов.

Александра БУРНАШЕВА,
фото автора

Поделиться