1795
27 июня 2019 в 17:37
Якутск – Кенкеме – Якутск: мы сделали это!
75-летию Великой Победы, 25-летию парламента Якутии, 20-летию газеты «Ил Тумэн» посвящается
Проехать порядка 100 километров за один день – испытание даже для опытных велосипедистов. Наша команда – издательского дома «Ил Тумэн» - начала формироваться с апреля месяца, с того самого момента, как возникла идея проехать по маршруту Якутск – река Кенкеме и обратно. От идеи до реализации прошло более двух месяцев, и в минувшую субботу силами работников ИД «Ил Тумэн» и аппарата Госсобрания РС(Я) удалось с успехом осуществить задуманное.
По стопам
Из путевых заметок В. Миронова (частично опубликованы в номерах «Ил Тумэн» от 17, 23 и 30 августа за 2018 год):
…Мчимся довольно быстро, и Татьяна не выдерживает темпа. все отстает и отстает, пропадая из виду за излучиной реки. Ожидая ее в очередной раз. решаем изменить тактику передвижения. Я с Сергеем Соболевым отрываемся вперед, а Александр будет рядом с Таней, поддерживая ее морально и подтягивая, задавая тон. А мы, уйдя вперед на приличное расстояние, до подхода Татьяны и Саши должны собрать дров для костра, вскипятить чай и сварить еду. После кратковременной передышки и принятия калорий маневр будет повторяться… В Суордах прибыли в 01.30 ночи. Хотя приехали поздно. сразу почувствовали, что прибыли в родной район. Над дверями сельского клуба алеет плакат: «Привет участникам велопробега!»…
Но обо всем по порядку. Почему именно Кенкеме? Дело в том, что в здешнем ресурсном резервате работает Виталий Егорович Миронов, который вместе с товарищами осуществил в 1983 году велопробег Якутск – Батагай длиною 1200 км, а позднее, в 1990 году, зачинатель экстремального туризма в Верхоянье вместе со своими друзьями-геологами осуществил лыжно-велосипедный прорыв к восточным границам России – от Верхоянска до Берингова пролива протяженностью уже 4100 километров. Словом, легендарный товарищ. В нашей газете в августе прошлого года были опубликованы путевые заметки Виталия Миронова, написанные прекрасным языком (см. врезку).
Главный редактор нашего издания Наталья Романовна Попова хорошо знакома с Мироновым и подала идею проехать до Кенкеме и устроить встречу с Виталием Егоровичем. Забегая вперед – в этот день, то есть 22 июня, он был занят с юными экологами. и встреча не состоялась, но, думается, велосипедист с уникальным опытом и огромным стажем оценит наш любительский велопорыв, приуроченный сразу к трем юбилейным датам.
…Строго говоря, на двух колесах до сего момента из коллектива парламентской газеты постоянно катались трое – автор этих строк, корреспондент якутского издания Ирина Ханды и экономист АУ «Ил Тумэн» Николай Корякин. Еще четверо начали тренировки в апреле месяце, в итоге двое смогли принять участие в велопробеге, двое по ряду причин отказались. Но велосипеды вновь прибывшие приобрели в ходе подготовки все!
За этот период, что приходится на активный велосезон, мы успели: полюбоваться городом со смотровой ГРЭС-2, Сопки любви, Чочур Мурана и Птицефабрики, искали первые подснежники близ Магана, фотосетились на огромных цветочных полях близ Жатая, пробовали горячий хлеб Хатасской пекарни, провожали первые паромы в Нижний Бестях, выезжали на Кангаласский мыс. Словом, намотали на колеса огромный километраж. Прознав про наши поездки и конечную цель, к нам захотели присоединиться работники аппарата Ил Тумэна вместе с товарищами, то есть велопробег «грозил» стать довольно массовым.
Вообще, организовать подобный выезд оказалось не так просто, надо было учесть множество моментов – начиная от материала и цвета футболок, заканчивая транспортом сопровождения. Велопробег состоялся во многом благодаря капитану команды Ирине Ханды и начальнику велопробега Николаю Корякину. Ирина, не жалея своего времени и энергии, помогала новичкам искать и приобретать велосипеды, терпеливо учила велоазам, щедро делилась своим опытом. К слову, она сама приобрела велосипед всего год назад, но накопила уже огромный практический опыт, откатав практически всю зиму (автор этих строк тоже впервые опробовала зимнее экстрим-катание – сложно, но можно!). Николай приходил на помощь в любой момент, следил за технической частью велосипедов и целенаправленно готовил группу к поездке, накручивая километраж, набросал предварительный план и т.д. Напомню, мы с ним 6 августа прошлого года совершили эпическое путешествие в Нижнебестяхский железнодорожный вокзал. В тот день железнодорожники торжественно и празднично отметили свой профессиональный праздник, приуроченный к 100-летию Комсомола – БАМ и АЯМ, как известно, строили комсомольцы. Эпическим же путешествие получилось из-за погодных условий: проливной дождь лил весь день, а температура воздуха именно 6 августа «упала» до +10. Пришлось несладко…
Вернемся к Кенкеме-трэвел. Готовились мы дружно и целенаправленно, но буквально перед началом велопробега, дату которого, к слову, дважды переносили, возникли новые организационные неурядицы. Но Ирина, заряжая своим позитивным настроем, и Николай, явно не собиравшиеся вновь переносить велопоездку, были настойчивы – пробегу быть в субботу и точка.
…Итак, ранним утром на площади Ленина собрались восемь участников вместе со своими железными конями. Вячеслав Плишкинов, Сергей Паршинцев, Айсен Еремеев, Дьулус Борочков, Ирина Ханды, Александра Бурнашева, Татьяна Васильева, Николай Корякин. Именно в таком порядке мы выехали на улицу Кирова, и далее через Лермонтова на Вилюйский тракт. Расположение участников внутри группы менялось различным образом, но ведущий и замыкающий остались прежними до конца – эти позиции «достаются» самым опытным и сильным. Подъем на Вилюйский тракт до 9 километра стал первым испытанием на прочность, который достойно прошли все. Далее постараюсь передать свои ощущения, так сказать, самого физически слабого звена в команде.
Лично я на такие большие расстояния в одну сторону еще не ездила, потому несколько сомневалась, что смогу доехать. Но подъем до поворота на ГРЭС-2 впервые осилила на двух колесах, если не считать остановки из-за упавшего с руля зеркала заднего вида. Жара +27, между прочим. Другой затяжной подъем на подходе к 20-му километру дался с большим трудом, пришлось сделать незапланированную остановку для отдыха. Основная группа ждала нас с Николаем (который замыкал движение не потому, что самый слабый, а как раз-таки наоборот) на 26 км, где установлен красивый памятник строителям отличной трассы, что ведет в Горный улус (с 15 км есть разметка по обоим краям ака велодорожка и в этом плане передвигаться было весьма комфортно). К этому моменту нас догнала машина сопровождения в лице руководителя проекта «Якутск-Кенкеме» Натальи Романовны и ее подруги за рулем Нины Ивановны, которые подбадривая, делились комсомольским задором, поили водой, отгоняли слепней.
На 35 км заехали в кафе. Перекусив, вновь отправляемся в путь. С этого момента все время вижу спины двоих из группы, что потихоньку приближаются километр за километром. То ли кафейная окрошка оказалась топливом что надо, то ли второе дыхание внезапно открылось – я, войдя в азарт, обгоняю за 40-м километром Таню и Айсена, не забыв прокричать при обгоне торжествующие выражения. Группа сильнейших меж тем ждет у моста, таким образом, я гордо финиширую на пятом месте из нашей великолепной восьмерки.
Далее, как и положено, полноценный отдых на природе – купание в реке, вкусные шашлыки от шеф-повара Натальи Поповой и рыбалка, размер улова – пять гольянов (хи-хи), но в этом деле главное, как известно, сам процесс.
Река сама довольно узкая, чарующая темными на вид водами. На вкус вода весьма приятная, купаться чуть прохладновато пока, но уже можно (доказано участниками велопохода). Вот что пишут в словарях: Кэнкэмэ – левый приток р. Лены. Длина 589 км, площадь бассейна 10 000 км2.Берёт начало двумя истоками: Нагае-Ыйбабыт и Елёнг-Эрэте на северо-восточной окраине Приленского плато; низовья — на Центральноякутской низменности. Топонимика местности и реки, правда, осталась для меня несколько неоднозначной, на указателе написано Кенгкеме, в словарях пишут то Кэнкэмэ, то Кенкеме. Ясно одно – место становится очень популярным – буквально на наших глазах берега у моста и слева, и справа, быстро облепили отдыхающие, приехавшие на автомобилях, причем многие с палатками. Здесь действительно очень красиво.
Ближе к вечеру собрались в обратный путь. Мы с Татьяной, у которой побаливает колено, возвращаемся на автомобилях сопровождающих. Шестеро (пять мужчин и капитан нашей команды Ирина) обратный путь преодолели на колесах, потратив без больших остановок и «слабых звеньев» всего 2,5 часа (к слову, туда ехали 3,5 часа). Молодцы!
Таким образом, именно они – Ирина Ханды, Дьулус Борочков, Айсен Еремеев, Николай Корякин, Сергей Паршинцев, Вячеслав Плишкинов преодолели дистанцию порядка 100 километров за один день и достойны самых высоких эпитетов. Молодцы!
Хочется поблагодарить всех за приятную компанию во время поездки, взаимопомощь и терпение во время подготовки. Мы сделали это и вправе гордиться собой!
Александра БУРНАШЕВА,
Фото участников велопробега.