1743
27 июня 2019 в 17:37
Якутск – Кенкеме – Якутск: мы сделали это!
75-летию Великой Победы, 25-летию парламента Якутии, 20-летию газеты «Ил Тумэн» посвящается
Проехать порядка 100 километров за один день – испытание даже для опытных велосипедистов. Наша команда – издательского дома «Ил Тумэн» - начала формироваться с апреля месяца, с того самого момента, как возникла идея проехать по маршруту Якутск – река Кенкеме и обратно. От идеи до реализации прошло более двух месяцев, и в минувшую субботу силами работников ИД «Ил Тумэн» и аппарата Госсобрания РС(Я) удалось с успехом осуществить задуманное.
![](http://old.sakhaparliament.ru/wp-content/uploads/2019/06/IMG-20190622-WA0142-752x564.jpg)
По стопам
Из путевых заметок В. Миронова (частично опубликованы в номерах «Ил Тумэн» от 17, 23 и 30 августа за 2018 год):
…Мчимся довольно быстро, и Татьяна не выдерживает темпа. все отстает и отстает, пропадая из виду за излучиной реки. Ожидая ее в очередной раз. решаем изменить тактику передвижения. Я с Сергеем Соболевым отрываемся вперед, а Александр будет рядом с Таней, поддерживая ее морально и подтягивая, задавая тон. А мы, уйдя вперед на приличное расстояние, до подхода Татьяны и Саши должны собрать дров для костра, вскипятить чай и сварить еду. После кратковременной передышки и принятия калорий маневр будет повторяться… В Суордах прибыли в 01.30 ночи. Хотя приехали поздно. сразу почувствовали, что прибыли в родной район. Над дверями сельского клуба алеет плакат: «Привет участникам велопробега!»…
Но обо всем по порядку. Почему именно Кенкеме? Дело в том, что в здешнем ресурсном резервате работает Виталий Егорович Миронов, который вместе с товарищами осуществил в 1983 году велопробег Якутск – Батагай длиною 1200 км, а позднее, в 1990 году, зачинатель экстремального туризма в Верхоянье вместе со своими друзьями-геологами осуществил лыжно-велосипедный прорыв к восточным границам России – от Верхоянска до Берингова пролива протяженностью уже 4100 километров. Словом, легендарный товарищ. В нашей газете в августе прошлого года были опубликованы путевые заметки Виталия Миронова, написанные прекрасным языком (см. врезку).
Главный редактор нашего издания Наталья Романовна Попова хорошо знакома с Мироновым и подала идею проехать до Кенкеме и устроить встречу с Виталием Егоровичем. Забегая вперед – в этот день, то есть 22 июня, он был занят с юными экологами. и встреча не состоялась, но, думается, велосипедист с уникальным опытом и огромным стажем оценит наш любительский велопорыв, приуроченный сразу к трем юбилейным датам.
…Строго говоря, на двух колесах до сего момента из коллектива парламентской газеты постоянно катались трое – автор этих строк, корреспондент якутского издания Ирина Ханды и экономист АУ «Ил Тумэн» Николай Корякин. Еще четверо начали тренировки в апреле месяце, в итоге двое смогли принять участие в велопробеге, двое по ряду причин отказались. Но велосипеды вновь прибывшие приобрели в ходе подготовки все!
За этот период, что приходится на активный велосезон, мы успели: полюбоваться городом со смотровой ГРЭС-2, Сопки любви, Чочур Мурана и Птицефабрики, искали первые подснежники близ Магана, фотосетились на огромных цветочных полях близ Жатая, пробовали горячий хлеб Хатасской пекарни, провожали первые паромы в Нижний Бестях, выезжали на Кангаласский мыс. Словом, намотали на колеса огромный километраж. Прознав про наши поездки и конечную цель, к нам захотели присоединиться работники аппарата Ил Тумэна вместе с товарищами, то есть велопробег «грозил» стать довольно массовым.
Вообще, организовать подобный выезд оказалось не так просто, надо было учесть множество моментов – начиная от материала и цвета футболок, заканчивая транспортом сопровождения. Велопробег состоялся во многом благодаря капитану команды Ирине Ханды и начальнику велопробега Николаю Корякину. Ирина, не жалея своего времени и энергии, помогала новичкам искать и приобретать велосипеды, терпеливо учила велоазам, щедро делилась своим опытом. К слову, она сама приобрела велосипед всего год назад, но накопила уже огромный практический опыт, откатав практически всю зиму (автор этих строк тоже впервые опробовала зимнее экстрим-катание – сложно, но можно!). Николай приходил на помощь в любой момент, следил за технической частью велосипедов и целенаправленно готовил группу к поездке, накручивая километраж, набросал предварительный план и т.д. Напомню, мы с ним 6 августа прошлого года совершили эпическое путешествие в Нижнебестяхский железнодорожный вокзал. В тот день железнодорожники торжественно и празднично отметили свой профессиональный праздник, приуроченный к 100-летию Комсомола – БАМ и АЯМ, как известно, строили комсомольцы. Эпическим же путешествие получилось из-за погодных условий: проливной дождь лил весь день, а температура воздуха именно 6 августа «упала» до +10. Пришлось несладко…
Вернемся к Кенкеме-трэвел. Готовились мы дружно и целенаправленно, но буквально перед началом велопробега, дату которого, к слову, дважды переносили, возникли новые организационные неурядицы. Но Ирина, заряжая своим позитивным настроем, и Николай, явно не собиравшиеся вновь переносить велопоездку, были настойчивы – пробегу быть в субботу и точка.
…Итак, ранним утром на площади Ленина собрались восемь участников вместе со своими железными конями. Вячеслав Плишкинов, Сергей Паршинцев, Айсен Еремеев, Дьулус Борочков, Ирина Ханды, Александра Бурнашева, Татьяна Васильева, Николай Корякин. Именно в таком порядке мы выехали на улицу Кирова, и далее через Лермонтова на Вилюйский тракт. Расположение участников внутри группы менялось различным образом, но ведущий и замыкающий остались прежними до конца – эти позиции «достаются» самым опытным и сильным. Подъем на Вилюйский тракт до 9 километра стал первым испытанием на прочность, который достойно прошли все. Далее постараюсь передать свои ощущения, так сказать, самого физически слабого звена в команде.
Лично я на такие большие расстояния в одну сторону еще не ездила, потому несколько сомневалась, что смогу доехать. Но подъем до поворота на ГРЭС-2 впервые осилила на двух колесах, если не считать остановки из-за упавшего с руля зеркала заднего вида. Жара +27, между прочим. Другой затяжной подъем на подходе к 20-му километру дался с большим трудом, пришлось сделать незапланированную остановку для отдыха. Основная группа ждала нас с Николаем (который замыкал движение не потому, что самый слабый, а как раз-таки наоборот) на 26 км, где установлен красивый памятник строителям отличной трассы, что ведет в Горный улус (с 15 км есть разметка по обоим краям ака велодорожка и в этом плане передвигаться было весьма комфортно). К этому моменту нас догнала машина сопровождения в лице руководителя проекта «Якутск-Кенкеме» Натальи Романовны и ее подруги за рулем Нины Ивановны, которые подбадривая, делились комсомольским задором, поили водой, отгоняли слепней.
На 35 км заехали в кафе. Перекусив, вновь отправляемся в путь. С этого момента все время вижу спины двоих из группы, что потихоньку приближаются километр за километром. То ли кафейная окрошка оказалась топливом что надо, то ли второе дыхание внезапно открылось – я, войдя в азарт, обгоняю за 40-м километром Таню и Айсена, не забыв прокричать при обгоне торжествующие выражения. Группа сильнейших меж тем ждет у моста, таким образом, я гордо финиширую на пятом месте из нашей великолепной восьмерки.
Далее, как и положено, полноценный отдых на природе – купание в реке, вкусные шашлыки от шеф-повара Натальи Поповой и рыбалка, размер улова – пять гольянов (хи-хи), но в этом деле главное, как известно, сам процесс.
![](http://news.iltumen.ru/wp-content/uploads/2019/06/IMG_20190622_105048-225x300.jpg)
Красивый памятный знак тем, кто построил отличную трассу, пожалуй, лучшую на сегодняшний день в Якутии.
Река сама довольно узкая, чарующая темными на вид водами. На вкус вода весьма приятная, купаться чуть прохладновато пока, но уже можно (доказано участниками велопохода). Вот что пишут в словарях: Кэнкэмэ – левый приток р. Лены. Длина 589 км, площадь бассейна 10 000 км2.Берёт начало двумя истоками: Нагае-Ыйбабыт и Елёнг-Эрэте на северо-восточной окраине Приленского плато; низовья — на Центральноякутской низменности. Топонимика местности и реки, правда, осталась для меня несколько неоднозначной, на указателе написано Кенгкеме, в словарях пишут то Кэнкэмэ, то Кенкеме. Ясно одно – место становится очень популярным – буквально на наших глазах берега у моста и слева, и справа, быстро облепили отдыхающие, приехавшие на автомобилях, причем многие с палатками. Здесь действительно очень красиво.
Ближе к вечеру собрались в обратный путь. Мы с Татьяной, у которой побаливает колено, возвращаемся на автомобилях сопровождающих. Шестеро (пять мужчин и капитан нашей команды Ирина) обратный путь преодолели на колесах, потратив без больших остановок и «слабых звеньев» всего 2,5 часа (к слову, туда ехали 3,5 часа). Молодцы!
Таким образом, именно они – Ирина Ханды, Дьулус Борочков, Айсен Еремеев, Николай Корякин, Сергей Паршинцев, Вячеслав Плишкинов преодолели дистанцию порядка 100 километров за один день и достойны самых высоких эпитетов. Молодцы!
Хочется поблагодарить всех за приятную компанию во время поездки, взаимопомощь и терпение во время подготовки. Мы сделали это и вправе гордиться собой!
Александра БУРНАШЕВА,
Фото участников велопробега.