721

16 ноября 2018 в 14:05

Чем лечить и где лечиться?

Для медиков актуальна первая часть вопроса. Для пациентов – вторая
Как удержать кадры на «северах» и почему жители южной и западной Якутии часто вынуждены лечиться в соседних регионах, а не в Якутске? Один из самых больных для республиканского здравоохранения вопросов – кадровый – вновь стал предметом обсуждения на заседании постоянного комитета Ил Тумэн по здравоохранению, соцзащите, труду и занятости, где обсуждались параметры бюджета-2019.

Кадры надо закреплять
Тему подняла член комитета, народный депутат Любовь Явловская. И не случайно. Во-первых, потому, что Любовь Леонидовна сама врач-офтальмолог. Во-вторых, избрана от Колымо-Индигирской региональной группы, так что ситуацию на Крайнем Севере знает хорошо.
– Хотелось бы, чтобы обратили внимание на обеспечение арктических районов медицинскими кадрами, – заметила она, посетовав на то, что, несмотря на все предпринимаемые усилия до решения проблемы пока далеко.
Эта тема действительно остается более чем актуальной, потому что дефицит специалистов в районных больницах продолжает ощущаться. В первую очередь это сказывается на качестве лечения. Затем, чтобы показаться доктору, люди вынуждены ехать в соседний район или даже в Якутск, однако для многих эти траты оказываются неподъемными. В итоге, люди просто откладывают поездку на потом, запуская болезнь.
Помимо прочего, Любовь Явловская напомнила и о дорогом проезде к месту лечения.
– В республике, особенно на севере, очень тяжелая транспортная схема. Поэтому на республиканские учреждения традиционно ложится огромная нагрузка, когда пациенты вынуждены ехать в Якутск не только на лечение, но и чтобы просто уточнить диагноз. Зачастую эти траты вынужден нести сам пациент, – сказала она, поинтересовавшись, каковы на 2019 год объемы финансирования оплаты проезда пациентам к месту лечения и обратно. На это министр финансов Якутии Валерий Жондоров ответил, что на эти цели предусмотрено более 176 млн рублей. «По нашим подсчетам этого достаточно, чтобы обеспечить потребность. Кроме того, развитие телемедицины и соответственно врачебных консультаций на расстоянии также должно помочь в этом случае», – ответил он.
…В Минздраве Якутии согласны: проблема с кадрами есть! Однако считают, что все зависит не только от самого Минздрава.
– В республике давно работают программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», которые себя неплохо зарекомендовали. Например, только в 2018 году их участниками стали 135 врачей и 23 фельдшера – они уехали работать в районы, – рассказывала министр здравоохранения РС(Я) Елена Борисова. – И все бы хорошо, если бы не одно «но»: программы-то работают, но нет механизма закрепления докторов на местах…
Это значит, что приехав на место, отработав положенный по договору срок и получив выплату, многие медики стараются все-таки вернуться в Якутск или другие республиканские города, более комфортные для проживания. Аналогично дело обстоит и с теми, кто сам решил поехать поработать на Север. К сожалению, его суровую романтику выдерживают не все.
– И вот здесь уже вопрос к муниципалитетам: насколько они готовы закреплять кадры, которые к ним приезжают? Для того, чтобы человек решил остаться в районе, его нужно обеспечить там жильем, и вот здесь активность должны проявить местные власти, – сказала министр, добавившая, что в противном случае, «сколько туда не привлекай кадры, текучка останется все равно».

Как работать вслепую?
Однако нехватка медиков – не единственная причина, из-за которой качество лечения в районах порой оставляет желать лучшего. И в самом деле: как можно говорить о полноценной медицинской помощи, если в районах порой не хватает самого необходимого?
– Я сама врач, и могу ответственно заявить, что там докторам порой приходится работать вслепую, – заявила Любовь Явловская. – Например, в Среднеколымской центральной районной больнице закрыли бактериологическую лабораторию – теперь ее просто нет. И это при том, что в улусе практически ежегодно происходят наводнения, во время которых увеличивается заболеваемость желудочно-кишечного тракта. Очевидно, это связано еще и с тем, что 70% населения вынуждены потреблять техническую воду. В этих условиях баклаборатория просто необходима.

Выбор пациента
Впрочем, не только несовершенство базы районных ЛПУ, но и тяжелая транспортная схема заставляет якутян, живущих в промышленных районах республики, отправляться за медицинской помощью не в Якутск, а в соседние регионы. Туда проще долететь и добраться по железной дороге.
– Жители Нерюнгри и Алдана уже привычно едут лечиться в Благовещенск и Хабаровск, а из Мирного и Ленского летят в Иркутск и Новосибирск, – констатировал народный депутат Семен Березин.
Впрочем, по его мнению, отнюдь не всегда за этим – исключительно трудности, связанные с дорожной инфраструктурой. Жители этих районов, включая самих же врачей, порой даже не знают о возможностях, которыми располагают ведущие клиники Якутска.
Разумеется, окончательное решение, где ему лечиться, остается за пациентом. Однако с финансовой точки зрения этот выбор не так и безобиден. Дело в том, что территориальные фонды ОМС возмещают больницам траты, связанные с лечением пациентов, и если якутяне вынуждены пользоваться медицинской помощью в соседних регионах, то средства регионального ТФОМСа уходят туда.
– Значит, нужно работать в этом направлении. Возможно, стоит больше рассказывать о возможностях, которые сегодня есть у ведущих республиканских больниц Якутии. Наверное, стоило бы провести в этих районах и выездные совещания постоянного комитета Ил Тумэн по здравоохранению совместно с Минздравом, ТФОМС, СВФУ, – предложил он.
Но самое главное, вероятно, что и клиники Якутска должны наращивать свою конкурентоспособность, стараясь, чтобы выбор пациента делался в их пользу.


О чем сигналит пожарная сигнализация?

Недавняя трагедия в Кемерово, где из-за проблем с пожарной сигнализацией в торговом центре «Зимняя вишня» погибло много детей, заставила инициировать проверки в детских учреждениях по всей стране. И результаты, порой, оказываются неутешительны.

Так, выяснилось, что нужно менять пожарную сигнализацию и в Центре охраны материнства и детства. Она монтировалась в момент его строительства почти 20 лет назад и сегодня фактически вышла из строя. Однако сделать это не так-то легко: работы начались, но денег не хватает.
– То, что с пожарной сигнализацией в ЦОМиД есть проблемы, удалось обнаружить в ходе проверки в апреле: оказалось, она не работает. Между тем, в центре лечатся дети со всей республики, — рассказала председатель постоянного комитета Ил Тумэн по семье и детству Алена Атласова. – В итоге мы внесли поправки в бюджет при его корректировке. У нас есть решение расширенного заседания бюджетного комитета, которым Ил Тумэн дано поручение Минздраву РС(Я) предусмотреть бюджетные ассигнования на замену пожарной сигнализации. Причем, из 40 млн рублей, которые требуются на замену системы, в самом НЦМ уже нашли 13 млн и даже начали работы: подготовлен проект и т.д. Однако нужны еще 27 млн.
При этом Территориальный фонд ОМС помочь в данном случае не может.
– По закону мы имеем право профинансировать лишь текущий ремонт. А когда речь идет и капитальном ремонте, то это уже прерогатива бюджета, — пояснил директор ТФОМС по РС(Я) Александр Горохов.
Значит, нужна целевая субсидия на замену сигнализации в ЦОМиДе.
В принципе, как следовало из ответов руководства Минфина и Минздрава, в средствах исполнительная власть детскому центру не отказывает. Как заметила министр здравоохранения республики Елена Борисова, решение о финансировании уже принято. «Оно будет поэтапным, и решаться вопрос будет совместно с НЦМ», — сказала она.
Хотелось бы только, чтобы этот процесс не затянулся. Потому, что как показывает жизнь, промедление бывает чревато печальными последствиями…


 

Поделиться