1071

29 мая 2015 в 15:56

Ветераны просят: нужен закон о детях войны

Экстренная эвакуация не смогла помешать парламентским слушаниям, которые во вторник провел постоянный комитет Госсобрания РС(Я) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости. Когда специалисты экстренных служб МВД разрешили-таки вернуться в зал участникам, глава комитета Александр Корякин, который вел заседание, констатировал: «В зале остались самые стойкие».

А еще — наиболее заинтересованные. Тема слушаний — реализация госпрограммы «Социальная поддержка граждан в РС(Я) на 2012-2017 годы» — любопытна многим, вероятно потому, потому что так или иначе касается тысяч якутян.

Социальная защита в Якутии неплохо подстрахована законодательно. Александр Корякин перечислил уже принятые законы: «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг», «О специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда РС (Я)», «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста в РС (Я)» и т.д.
13_20150605035706_44218
Что касается государственной программы «Социальная поддержка граждан в РС (Я)», то, как заметил министр труда и социального развития РС(Я) А.Дружинин, цель программы — это соцподдержка пожилых, семей и детей, профилактика семейного неблагополучия, помощь малоимущим, обеспечение безопасных условий труда и т.д. При этом в 2012-2014 годах на программу предусмотрено 75,303 млрд рублей, из которых за счет федерального бюджета – 15,860 млрд рублей, за счет республиканского бюджета – 58,952 млрд рублей.

Программа состоит из нескольких подпрограмм: «Семейная политика», «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан», «Охрана труда» и т.д. Как считают в республиканском Минтруде, за два года ее реализации удалось сделать немало. Например, были организованы мобильные бригады для социальной помощи жителям отдаленных наслегов, компьютерные классы и клубы, в том числе для пожилых, приемные семьи для людей преклонных лет, школы третьего возраста и т.д.
13_20150605035705_88995
Впрочем, несмотря на все достижения, претензий к социальному обеспечению у якуятн по-прежнему немало. Например, по мнению ветеранов, от имени которых выступил председатель республиканского Совета общественных организаций ветеранов войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Будимир Слепцов, оставляет желать лучшего система обеспечения путевками в санатории.

— В 2013 году санаторно-курортным лечением воспользовались около 959 ветеранов тыла и труда. Если учесть, что ветеранов труда у нас более 100 тысяч, а ветеранов тыла — более 10 тысяч, то это меньше 1%.. Такими темпами всех мы охватим лишь через 100 лет, — калькулировал он. — А все потому, что средства на это предусмотрены мизерные.
Давно требуют пересмотра, на его взгляд, и суммы, которые выделяются ветеранам тыла на ремонт жилья: сегодня это 30 тысяч рублей. Кстати, если в 2013 году их получили 708 семей, то в 2014 чуть меньше — 635.

Однако самым актуальным для многих сегодня остается пока не решенный вопрос с законом о детях войны.

— Это исключительно важно и вот почему. Самым молодым участникам войны уже за 90 лет, ветеранам тыла — за 80, а тем, кто в годы войны был ребенком, но помнит ее, — сегодня за 70 лет. Многие ветераны войны уже физически не могут вести активную агитационную работу по патриотическому воспитанию молодежи. Реальные свидетели войны, причем, пока еще достаточно активные — это люди, которые в войну были детьми. Вот почему ветеранские организации настаивают, чтобы парламент принял этот закон, — сказал он.

Особенно важно это еще и потому, что число участников Великой Отечественной войны тает на глазах. Если в год 65-летия Великой Победы их было более 700, то к 70-летию осталось только 230 человек. Сокращается и число ветеранов тыла.

Впрочем, первый вице-спикер Анатолий Добрянцев ветеранов поддержал.
— Приоритет в работе должен отдаваться пожилым. Жизнь дорожает, поэтому безусловно надо индексировать суммы, выделяемые на ремонт, и смотреть, какие средства закладываются на санаторно-курортное лечение ветеранов. Учитывая большие очереди в дома престарелых, надо ежегодно включать в инвестиционный бюджет хотя бы по одному такому дому, — сказал он.

Пообещал он поддержку и с пресловутым законом о детях войны, сообщив, что определенные сдвиги уже есть.

У депутатов хватало и других вопросов к министру. Антонина Григорьева спросила, на какие материальные стимулы могут рассчитывать долгожители Якутии. «Я, например, уже второй год ставлю вопрос о выделении жилья 102-летней женщине, которая живет в Нюрбинском улусе в ветхом доме», — пояснила она. Интересовало ее и то, возможно ли обеспечить социальным транспортом инвалидов не только в Якутске, но и в улусах. Однако ответы министра оказались неутешительными. Оказалось, что долгожители не попадают в категорию тех, кто может рассчитывать на субсидии от государства. Что же касается социального транспорта, то несмотря на то, что в Якутии более 57 тысяч инвалидов (больше всего в Якутске, Ленске, Нерюнгри, Алдане, Сунтаре), социальный транспорт работает лишь в столице республики. Причем, как сообщил министр, 90% его постоянных клиентов — диализники.

— Создавать парк таких машин в каждом улусе дорого. Один микроавтобус стоит 2,5 млн рублей, — сообщил А.Дружинин. — Однако в рамках программы «Доступная среда» мы покупаем одну машину вместе с Минтрансом республики для Мирного.
На это А.Григорьева заметила, что вместе с новым руководством «АЛРОСА» республиканскому Минтруду неплохо было бы активизировать новые формы социальной поддержки населения.

Однако, проводя парламентские слушания, профильный комитет обратил внимание на куда более серьезную проблему — с 2015 года сокращается объем финансирования государственной программы. Основные причины таковы: уменьшение объема средств по мерам социальной поддержки, не предусмотрена ежегодная индексация выплат по публичным обязательствам, не учитывается изменение численности получателей, а также не учтены расходы на содержание новых объектов. Среди последних — дом-интернат в Нюрбе, психоневрологический интернат в Олекминске, реабилитационные центры для детей-инвалидов в Олекминске и Амге и т.д.

Чтобы не допустить сокращения финансирования госпрограммы, правительству республики было предложено предусмотреть дополнительные средства, в частности, на увеличение числа приемных семей, реализацию подпрограммы «Доступная среда», компенсацию затрат негосударственных поставщиков социальных услуг. Также предложено рассмотреть вопрос о выделении в госпрограмме отдельной подпрограммы «Социальное обслуживание населения», включив туда мероприятия по пожарной безопасности и включении в инвестпрограмму республики строительство домов-интернатов для инвалидов и пожилых.

Поделиться