964

29 мая 2015 в 09:56

Владимир Прокопьев на парламентских слушаниях в Госдуме

21 мая Владимир Прокопьев выступил в Государственной Думе на парламентских слушаниях на тему «Проблемы практики деления земель на категории и пути перехода к территориальному зонированию».

Напомним, 9 декабря 2014 года был принят в первом чтении проект федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».

По мнению авторов, законопроект направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категорий земель как способа определения разрешенного использования земельных участков, дублирующего институт территориального планирования и градостроительного зонирования. Вместе с тем законопроект не обеспечивает в полной мере решение задач укрепления института собственности, исключения дублирующих правовых институтов, обеспечения единообразного порядка установления и изменения разрешенного использования земельных участков, повышения эффективности управления земельными ресурсами, развития системы планирования и зонирования территорий.

Государственное Собрание Якутии свою позицию выразило официально, направив отзыв по данному законопроекту.

В своем выступлении Владимир Прокопьев остановился на наиболее значимых моментах. Во-первых, это проблема перевода земель лесного фонда в иные категории, т.е. изменения правового режима земель лесного фонда, например, в Якутии одну четвертую часть учтенного лесного фонда занимает тундра, где ничего похожего на лес не росло и не будет расти, в связи с чем необходимо вывести из состава земель лесного фонда незалесенные участки. Сама процедура перевода из земель лесного фонда в земли других категорий по времени занимает от 1 года и более, а это в свою очередь уже является тормозом развития экономики и социальной сферы в современных условиях. Назрела необходимость на законодательном уровне урегулировать вопросы полномочий по управлению и распоряжению лесным фондом между федеральным центром и регионами, установив их оптимальное соотношение, как реальное отражение понятия предметов совместного ведения.

Во-вторых, если в случае особо охраняемых природных территорий федерального значения статус земель ясен, то для региональных и местных особо охраняемых природных территорий этот вопрос актуален тем, что в большинстве случаев они расположены на землях лесного фонда. Предложено ввести норму, позволяющую перевести земли и земельные участки, расположенные в границах ООПТ регионального и местного значения, в категорию земель особо охраняемых природных территорий с автоматическим переводом земель из других категорий и изменением лишь учетных данных. В действующем законодательстве норм, которые бы регулировали случаи изменения границ ООПТ, нет, поэтому предложено, такие случаи определять законами Российской Федерации и субъектов РФ соответственно. Также необходимо обязательное проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ и режима ООПТ и их охранных зон.

В-третьих, законопроектом исключены положения о местах традиционного проживания, хозяйственной деятельности и территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, что, по мнению Республики Саха (Якутия), нарушает права и законные интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Более того, большинство земельных участков расположено на землях лесного фонда. В этой связи в случае принятия проекта федерального закона возможно возникновение проблем по установлению правового режима территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Владимир Прокопьев предложил ввести наравне с лесным фондом, землями ООПТ и землями водного фонда норму «земли традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».

Айталина Иванова,
старший референт постоянного комитета
по земельным отношениям, природным ресурсам
и экологии

Поделиться