959

26 июня 2015 в 12:41

Действовать сообща на результат

Общее собрание Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» началось с рассмотрения проекта федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», разработанного рабочей группой под руководством члена Совета Федерации, члена Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслава Штырова.

Проект федерального закона носит комплексный характер и охватывает все стороны жизни Дальневосточного и Байкальского макрорегионов. Законопроект включает в себя пять направлений: налоговые режимы, бюджетные отношения, создание функционирования особых экономических зон, организация инвестиционной, промышленной, агропромышленной деятельности и социальная политика государства. Недаром проект федерального закона назван Кодексом Дальнего Востока и Байкальского региона.

Большой вклад в разработку законопроекта внесли сами регионы. Законопроект был подвергнут общественному обсуждению в субъектах Дальневосточного федерального округа. Парламентарии субъектов ДФО внесли поправки и предложения.

На рассмотрение сегодняшнего общего собрания Парламентской ассоциации проект федерального закона вносит Законодательная Дума Хабаровского края.

Вячеслав Штыров отметил, что проект закона переработан и направлен в законодательные органы субъектов Дальнего Востока и Забайкалья. С содокладами в поддержку обсуждаемого проекта закона и с конкретными предложениями выступили Председатель Законодательного Собрания Забайкальского края Наталья Жданова, спикер Законодательного Собрания Камчатского края Валерий Раенко и вице-спикера Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии Ольга Балабкина. В обсуждении проекта закона приняли участие член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Виктор Озеров, заместитель председателя Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», Председатель Законодательного Собрания Еврейской автономной области Анатолий Тихомиров, председатель Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн)Александр Уаров, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) II, III и IV созывов Зоя Корнилова. В ходе обсуждения проекта решения предложение внёс спикер якутского парламента Александр Жирков.
13_20150629111552_13386
«Цель данного проекта закона – сделать так, чтоб было выгодно работать и жить на Дальнем Востоке», – подчеркнул  Вячеслав Штыров.

После обсуждения общее собрание Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» приняло решение считать целесообразным продолжить работу над проектом федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», так как концептуально он отвечает интересам Дальнего Востока и Байкальского региона. В решении отмечено, что в процессе работы над законопроектом необходимо учесть положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О промышленной политике в Российской Федерации». Кроме того, необходимо учесть план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, а также практику применения механизмов поддержки инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона с учётом предложений постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона» и Федерального закона № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации».

Учитывая, что законопроект носит комплексный характер, законодатели отметили необходимость разработки пакета законопроектов, направленных на внесение в бюджетное, налоговое, инвестиционное, земельное, трудовое, пенсионное, экологическое, таможенное, жилищное законодательство, законодательство о страховании, контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, о правах коренных малочисленных народов и иные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона».

13_20150629111546_67167
Из выступлений:

Председатель Законодательного Собрания Забайкальского края Наталья Жданова:
— Нет необходимости говорить о том, насколько назрела необходимость, насколько нужен и актуален сейчас этот закон. Более того, с учетом современного состояния международных отношений и практически сформированного восточного вектора нашей внешней политики это важно вдвойне.

Во-первых, как нам представляется, подробно изложенные в статье 6 задачи реализации такого рода государственной политики в этом макрорегионе не получают конкретного развития, отчасти декларативны, не прописаны четко и не всегда согласованы между собой задачи и механизмы реализации госполитики.

Второе. Проект направлен на установление особых преференций для субъектов экономической деятельности, для повышения их эффективности с подчинением данной задаче вопросов народонаселения, а не наоборот. Вместе с тем, к одному из направлений государственной политики статья 7 относит осуществление демографической политики по формированию оптимального народонаселения в макрорегионе, которое обеспечит потребности его экономического развития. Кроме того, закон дает огромные преференции и льготы работникам, которых работодатели привлекают из других регионов, но иногда подчас в ущерб интересам местного населения.

Третье. Предусмотрено, что закон будет действовать всего 10 лет. Все-таки представляется, что для решения важнейшей геополитической задачи по изменению ситуации этого явно недостаточно. Кроме того, в соответствии со статьей 13 особая экономическая зона может быть создана на срок до 49 лет, т.е. непонятно, каким образом будут существовать такие зоны после того, как закон перестанет действовать.

Считаем, что такой серьезный закон должен действовать на период не менее от 30 до 50 лет.

Четвертое. Объемный блок вопросов передается на регулирование Правительства РФ и федеральных органов. Мы опасаемся, что в конечном итоге это может привести к излишней заорганизованности и слабому учету особенностей каждого региона.

Основной же проблемой, на наш взгляд, является отсутствие ясно обозначенных источников финансирования закона. Из текста не совсем ясно, откуда возьмутся те огромные средства, которые будут необходимы на обеспечение мер социальной поддержки, создание инфраструктуры, поддержку бизнеса и т.д. Этот вопрос приобретает особую актуальность в сфере проводимой федеральным центром в настоящее время политики по сокращению помощи регионам.

Ну и, наконец, возникают сложности с определением единого федерального органа исполнительной власти, который был бы уполномочен решать вопросы стратегического развития макрорегиона. Мы ощущаем некую несогласованность действий Минэкономразвития, Миндальвостокразвития, поэтому предлагаем, что такого рода вопросы все-таки должен координировать специальный вице-премьер Правительства РФ.
13_20150629111548_94315
Председатель Законодательного Собрания Камчатского края Валерий Раенко:
—Члены Парламентской ассоциации уже неоднократно поднимали вопрос о необходимости установления единой системы равных гарантий и компенсаций для проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий в организациях бюджетной и небюджетной сферы, в том числе и для молодежи.

В главе 11 законопроекта, определяющей особенности регулирования труда лиц, работающих на территории макрорегиона, сохранена многоуровневая система предоставления гарантий и компенсаций для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также из средств организаций, не относящихся к бюджетной сфере.

Кроме этого, статья 72, предусматривающая компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, устанавливает, что работодатели небюджетной сферы компенсируют расходы на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работающим у них лицам один раз в три года. В то время как в организациях бюджетной сферы — раз в два года. Полагаю, что законопроектом необходимо закрепить принцип равенства всех работающих граждан — и бюджетной, и внебюджетной сфер.

В этих целях представляется целесообразным дополнить статью 72 нормой, предусматривающей регламентацию порядка компенсации с учетом необходимости снижения финансовой нагрузки на субъекты среднего и малого бизнеса и возможности частичного возмещения работодателям небюджетной сферы возникающих дополнительных затрат из федерального бюджета.

Все согласятся, что предприниматели Дальнего Востока сегодня находятся в явно неравных условиях по сравнению с большей частью предпринимателей страны, а Трудовой кодекс еще и усиливает это неравенство, обязывая работодателей, занимающихся бизнесом, выплачивать компенсации, северные надбавки, обеспечивать проезд, причем за счет предпринимателя.

Льготы дальневосточникам, предусмотренные проектом закона, должны не просто компенсировать неблагоприятные факторы, но и создавать предприятиям конкурентные преимущества.

Поделиться