1135

05 июня 2015 в 11:34

Полеты наяву и на перспективу

В Ил Тумэне прошел «круглый стол», на котором были рассмотрены проблемы и перспективы обеспечения транспортной доступности населения арктических и северных районов на местных авиалиниях.

Выступая с докладом, первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Георгий Егоров отметил, что в авиационном комплексе республики, обслуживающем местные авиаперевозки, сохраняются системные проблемы — недостаток современных воздушных судов, высокая стоимость авиаперевозок, отсутствие оптимального типажа авиатехники, адаптированной для условий Севера.

Он привел цифры: в настоящее время парк самолетов и вертолетов регионального назначения авиакомпаний Якутии составляет 114 единиц, при этом исправность составляет чуть более 60 %, доля современных судов среди исправных — 22 %.

По оценкам экспертов, к 2020 году массовое выбытие региональных воздушных судов в связи с физическим износом окажется критичным. В республике потребность в приобретении воздушных судов современных типов для внутренних местных авиалиний до 2030 года составляет до 80 единиц, в том числе вертолетов — 14. Но, по словам представителя Минтранса Якутии, проблемой является то, что практически нет сертифицированных отечественных самолетов малого и среднего типоразмеров, которые приспособлены для работы в условиях Крайнего Севера.

Как отметил первый замминистра, в качестве перспективных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера в сегменте местных перевозок (вместимость от 9 до 19 мест) для замены самолёта Ан-2 республикой были приобретены 7 самолётов Ан-3Т. Авиакомпания «Полярные авиалинии» одной из первых в России в 2002 году начала использовать этот самолет в арктической зоне Якутии. Но в настоящее время самолет снят с производства на омском авиазаводе.

В связи с отсутствием новых отечественных самолётов с помощью средств господдержки в период 2010 – 2011 годы были приобретены 4 самолёта L-410 чешского производства модернизированной модификации, зарекомендовавшие себя на Севере. Но докладчик отметил высокую стоимость приобретения и ввоза самолёта, дополнительные расходы по поставке запчастей. Так что заменить самолёты Ан-2 и Ан-3 в настоящий момент просто нечем.

Кроме этого, для эксплуатации на местных линиях авиакомпанией «Полярные авиалинии» с помощью федеральной и республиканской субсидии был приобретён многоцелевой самолёт Pilatus РС-6 (6 мест) швейцарского производства. В апреле 2015 года совершён первый полёт. Г. Егоров отметил, что Pilatus PC-6 будет эксплуатироваться на социально значимых внутриулусных направлениях. А вообще существует потребность в приобретении не менее 4 единиц таких самолётов.

Также в ходе доклада было подчеркнуто, что сегодня остро стоит вопрос обновления вертолетного парка, эксплуатация которого в районах Крайнего Севера носит социально значимый характер. Ежегодно вертолетами выполняется около 70 % всей программы социально значимых внутриулусных перевозок. Вертолетами обслуживаются более 130 местных маршрутов, и в основном это арктические зоны. Но до 2020 года планируется поэтапное списание этих воздушных судов в связи с их высоким износом.

В сегменте региональных перевозок (до 50 мест) с 2013 г. ОАО «Авиакомпания «Якутия» эксплуатируются два самолета Sukhoi Superjet 100. В том же году благодаря мерам господдержки парк региональных самолетов «Якутии» пополнился тремя единицами воздушных судов Bombardier Q-400, которые эксплуатируются на местных и региональных направлениях, в 2015 г. приобретены два самолета Bombardier Q-300 (50 мест).

Г. Егоров отметил, что в рамках госпрограммы «Развитие транспортного комплекса РС (Я) на 2012 – 2016 годы» ежегодно выделяются средства из госбюджета республики на субсидирование местных пассажирских авиаперевозок по внутрирайонным и межрайонным направлениям. В настоящее время внутрирайонные авиаперевозки выполняются в 25 улусах республики, в том числе в 13 арктических и северных. Из бюджета субсидируется 70 % от экономически обоснованного тарифа, в среднем ежегодно выделяется 200 млн рублей на перевозку 28-30 тыс. пассажиров.

Межрайонные субсидируемые пассажирские авиаперевозки (от районных центров арктической зоны до Якутска и в обратном направлении) введены с 2012 года, но в связи с ограниченностью бюджетных средств программа позволяет только квотируемые субсидируемые авиаперевозки. Охват населения арктической зоны субсидируемыми авиаперевозками составляет 13 %. За 2012 – 2014 годы перевезены более 21 тыс. пассажиров по специальным тарифам, направлена авиаперевозчикам субсидия в размере 214,5 млн рублей. На реализацию программы в 2015 г. бюджетом республики предусмотрено более 97 млн рублей.

Первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства Якутии выразил парламентариям благодарность за поддержку предложения о выделении дополнительно 47,5 млн рублей на социально значимые перевозки при последней корректировке госбюджета Якутии.
Народные депутаты республики говорили о том, что население, особенно северных и арктических улусов, просит увеличить количество субсидируемых авиарейсов.
Участники внесли ряд предложений. К примеру, генеральный директор авиакомпании «Якутия» Ольга Фёдорова предложила установить уровень тарифов и сборов за аэропортовое и наземное обслуживание в аэропортах Якутии на уровне центральной части России.
13_20150608060729_72531
Завершая «круглый стол», первый заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев отметил, что до 2025 года необходимо поменять 80 воздушных судов, но, по его мнению, без поддержки федерального бюджета этот вопрос не решить. Также Добрянцев высказался за развитие частных авиакомпаний в республике — в качестве альтернативы. «Кроме этого, во время проведения Экспертного совета по Арктике и Антарктике при СФ РФ Минтрансу Якутии необходимо подготовить хорошие предложения. Необходимо воспользоваться этой возможностью», — подчеркнул он.

Из выступлений

Ольга ФЕДОРОВА, генеральный директор ОАО «Авиакомпания Якутия»:
— Мы считаем, что проблемы, которые возникают на территории Республики Саха (Якутия) по обеспечению доступности, – это проблемы не только региона. Они должны решаться, в том числе и на федеральном уровне. Решения, которые необходимы, в общем-то, лежат на поверхности. Это обновление парка воздушных судов региональной авиации, реконструкция существующих аэропортов, субсидирование пассажирских авиаперевозок и установление тарифных ставок и сборов, которые могут «вынести» авиакомпания «Якутия» и наши коллеги – «Полярные авиалинии» и авиакомпания «Алроса».

Сергей ГУЛЬКОВ, директор Тиксинского филиала ООО АК «Полярные авиалинии»:
— Из Тикси полеты мы выполняем с разной степенью интенсивности в шесть наслегов улуса. Если взять статистику по выполнению рейсов за последние три года, она выглядит так: 2012 г. – 79, 2013 г.
– 92, 2014 г. – 122 рейса. Как видим, динамика идет по возрастающей. В 2014 году пассажиров было перевезено 3860 человек, при том, что сельское население улуса составляет немногим более 4 тысяч человек.
Начиная с 2014 года внутриулусные перевозки в Булунском районе выполняются только на вертолетах МИ-8. И в ближайшее время альтернативы им нет. Сейчас проблема в том, что все те площадки, на которых мы летали раньше самолетами АН-2, пришли не то что в негодность, они напрочь заброшены. Поэтому сейчас главное – восстановить в наслегах вертолетодромы.

Александр СЛЕПЦОВ, народный депутат РС (Я):
— На данный момент основной проблемой являются, как вы знаете, внутриулусные перевозки в отдаленных арктических районах. Особенно остро этот вопрос стоит в летнее время, в сезон отпусков, когда нет зимника. Предлагаю ввести сезонность субсидирования именно авиаперевозок и увеличить финансирование внутриулусных авиаперевозок.

Михаил НИКУЛИН, глава МР «Абыйский улус»:
— У нас по понедельникам и пятницам летают «Полярные авиалинии», по средам — «Якутия». Население, конечно, ставит вопрос о дороговизне авиабилетов. В один конец тариф составляет 25.200 руб. Для большинства населения это неподъемная сумма. Поэтому хотелось бы, чтобы наши парламентарии поддержали именно по количеству субсидированных авиабилетов.
Проблемный вопрос — ремонт и содержание авиаплощадок. Требуется отсыпка, но так как на месте нет карьеров, приходится завозить песчано-гравийную смесь из п. Белая Гора, а это 180 км. Но проблема в том, что нет нормальных подрядных организаций, которые имеют хорошую строительную технику.

Владимир ЧЛЕНОВ, народный депутат РС (Я):
— Считаю, что сегодня присутствует полная дискриминация авиационного обеспечения в арктических улусах. Вот это надо развернуть и требовать законодательной инициативы по транспортной доступности наших улусов, подготовить документ. Кстати, поручение было дано, мы создали здесь рабочую группу, чтобы вся частная авиация объединилась. Осталась неделя, она должна нам выдать этот документ. А официальное правительство пусть разработает законопроект.

Поделиться