921

03 июля 2015 в 16:12

«У арктической страны до сих пор нет базового, системообразующего документа»

26 июня в Зале республики Дома правительства №1 состоялось совместное заседание президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации с главами субъектов и председателями законодательных собраний субъектов Российской Федерации, входящих в арктическую зону РФ, а также с Парламентской ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье» с повесткой «О концепции Федерального закона «Об особых условиях развития арктической зоны Российской Федерации».

В заседании приняли участие Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко, председатель Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ Вячеслав Штыров, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заместитель председателя Экспертного совета Александр Акимов, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, руководитель секции транспортного и инфраструктурного развития Экспертного совета Игорь Чернышенко, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Зуга, заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский, главы субъектов и председатели законодательных собраний субъектов РФ, входящих в арктическую зону РФ, а также в Парламентскую ассоциацию «Дальний Восток и Забайкалье» и другие.
Председатель Совета Федерации В. Матвиенко, под председательством которой прошло расширенное заседание, считает важным, что президиум Экспертного совета собрался именно в Якутии, так как здесь наработан интересный и очень ценный опыт по решению многих проблем, актуальных для большинства арктических регионов страны. «Вопросы освоения Арктики, разделения сфер влияния в этой зоне выходят сегодня на первый план международной политики. Арктику справедливо называют глобальной кладовой природных ресурсов».

Россия сможет надежно защитить национальные интересы в Арктике только с помощью ускоренного развития своих арктических территорий, подчеркнула она.
Председатель СФ напомнила, что в последние годы в развитии российской Арктики открылась новая страница, был принят ряд значимых документов. «В целом сегодня сформирована четкая государственная позиция: Россия должна вернуть, причем на новом уровне, лидирующую роль в освоении Арктики, которая заслуженно принадлежала нашей стране в ХХ веке».

Тем не менее В. Матвиенко указала, что задачи развития арктических территорий решаются сегодня недостаточно эффективно. Это наглядно видно и по данным социально-экономического положения регионов Арктики, которые приведены в очередном докладе Экспертного совета.

В частности, спикер СФ коснулась развития Северного морского пути. Она напомнила, что о необходимости возрождения Северного морского пути как об одной из важнейших государственных задач говорил в своем Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года президент В. Путин.

В. Матвиенко обратила внимание, что существующая нормативно-правовая база не отвечает задачам комплексного развития арктических территорий. «Ключевой документ – государственная программа по социально-экономическому развитию арктической зоны – не содержит ни индикаторов, ни четких показателей, по которым можно судить об эффективности ее реализации, не предусмотрено финансирование программы из федерального бюджета». Формально документ есть, но в нынешнем виде не работает, добавила она.

Спикер СФ предложила по итогам заседания поставить перед Правительством РФ вопрос о содержательном наполнении этой государственной программы.

В. Матвиенко указала, что у России – арктической страны – до сих пор нет базового, системообразующего документа, в котором бы учитывалась специфика арктической зоны и предусматривались механизмы для обеспечения ее комплексного развития. Она напомнила, что впервые проблему законодательного регулирования отношений в арктической зоне поднял именно Совет Федерации. «Считаю, что время разговоров прошло, пора разрабатывать и принимать специальный закон о комплексном развитии Арктики».
Спикер СФ добавила, что федеральным законом о стратегическом планировании введено понятие макрорегиона. «Это дает дополнительные возможности выделения арктической зоны России в большой самостоятельный объект государственной политики».
При этом она подчеркнула, что закон об Арктике должен быть документом прямого действия, четким и понятным, без декларативных пожеланий, не подкрепленных финансовыми и организационными механизмами.

По словам В. Матвиенко, в законодательстве должны быть заложены основные финансовые механизмы развития арктических территорий. «В Арктике следует установить особый режим экономической деятельности, внедрять дополнительные меры стимулирования инвестиционной деятельности, в том числе дифференцированное налогообложение, предоставление «налоговых каникул» и таможенных льгот для действующих в Арктике компаний при закупке новых технологий, особенно адаптированных к арктическим условиям».

Кроме этого, считает Председатель СФ, необходимо предусмотреть меры стимулирования инновационной деятельности, интеграции науки и производства, в том числе через создание и развитие научно-производственных кластеров. «Нужно адаптировать к условиям Арктики и меры поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Это очень важная задача с учетом того, что большая часть арктических городов являются моноотраслевыми».

В. Матвиенко отметила, что следует повысить роль государства в развитии инфраструктурных отраслей, особенно транспорта и связи. Роль серьезнейшего стимула для социально-экономического развития арктической зоны могла бы сыграть реализация обсуждаемого в последние годы масштабного проекта по созданию интегральной евразийской инфраструктурной системы.

Для арктических регионов, подчеркнула глава СФ, должна быть усилена степень государственного регулирования цен и тарифов на услуги транспорта, электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства.

Среди важнейших приоритетов спикер Совета Федерации назвала сбережение уникальных экологических систем Арктики. «При безответственном отношении к окружающей среде вместо глобальных преимуществ от использования ресурсов этого макрорегиона мы породим глобальные проблемы». Она выразила надежду, что этому будут способствовать принятые в минувшем году законы, нацеленные на внедрение предприятиями наилучших доступных технологий, и формирование современной системы обращения с отходами.

В. Матвиенко уверена, что разработчикам закона об арктической зоне следует внимательно изучить предложения в сфере недропользования, поступившие от участников Невского международного экологического конгресса, который в мае этого года прошел в Санкт-Петербурге.

Обустройство инфраструктуры арктической зоны неизбежно затронет жизнь людей, которые традиционно проживают на этих территориях. По словам спикера СФ, вопросы получения ими справедливой компенсации в случае ущерба при разработке месторождений, развитии транспорта должны стать важной частью нового законодательства об Арктике.
«Инфраструктура должна служить людям, а не усложнять им жизнь». В. Матвиенко подчеркнула, что изменения не должны нарушить традиционные устои малочисленных и коренных народов арктической зоны. «Экспертный совет по Арктике и Антарктике должен стать площадкой для выработки законодательных решений по этим вопросам».

Председатель Экспертного совета, член Комитета СФ по обороне и безопасности Вячеслав Штыров подчеркнул, что цель заседания – не только обсудить законодательный аспект развития территорий арктической зоны, но полнее раскрыть экономический и социальный потенциал этой уникальной территории. Он также назвал необходимым развитие государственно-частного партнерства на этих территориях. Сенатор призвал активнее работать с бизнесом при разработке больших и малых проектов.

Что предлагает Якутия?

Глава РС(Я) Егор Борисов высказал ряд предложений к концепции проекта федерального закона «Об особых условиях социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации».

1. В состав арктической зоны необходимо включить 13 арктических районов Якутии. В этой связи Е. Борисов предложил в будущем законе об Артике «четче определить районирование посредством установления критериев».
2. Устранить существующие противоречия в федеральных законах, регулирующих права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в законодательстве в сфере традиционных промыслов, в частности, в сфере охоты и рыболовства, а также оленеводства путем принятия соответствующих норм в будущем федеральном законе, регулирующем социально-экономическое развитие арктической зоны РФ.
3. Изъятие ископаемой мамонтовой кости производится путем сбора, а не добычи, поэтому нужен отдельный самостоятельный закон, регулирующий этот вид деятельности.
4. Законодательно закрепить социальные обязательства предприятий-недропользователей, ведущих промышленную деятельность на арктических территориях – в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Якутии.
Также Егор Борисов озвучил вопросы субсидирования дизельной энергетики, авиационных перевозок из арктических районов.

СПРАВКА

В Якутии разработан проект федерального закона «О рациональном пользовании ресурсами мамонтовой фауны – особым природным ресурсом России», призванный регулировать отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением специфическим природным ресурсом России. Законопроект рассмотрен 25 июня текущего года на общем собрании Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», законодательная инициатива Государственного Собрания (Ил Тумэн) поддержана парламентариями Дальнего Востока и Забайкалья и проект федерального закона будет направлен в Совет законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ.

Поделиться