951

09 октября 2015 в 18:45

Чтобы молодежь оставалась в республике

В Ил Тумэне прошли парламентские слушания, на которых обсуждался вопрос модернизации системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия).

Продолжение первого этапа модернизации

С основным докладом выступил министр профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я) Дмитрий Глушко. Было отмечено, что отличительной особенностью преобразований, происходящих в системе среднего профобразования, является активная интеграция образовательных организаций, позволяющая устранять дублирование в подготовке кадров, более рационально использовать финансовые ресурсы, научно-методический и кадровый потенциал образовательных организаций, их материально-техническую и учебно-лабораторную базу.

Министр подчеркнул, что Якутия вошла в число победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования по направлениям «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов» и «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации», а также пилотных программ субъектов РФ, направленных на реализацию проекта «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов на 2014-2019 годы».

Кроме этого, республика стала одним из первых регионов России, поддержавших движение WorldSkills и открывших Региональный координационный центр WorldSkills.
Две профессиональные образовательные организации республики вошли в число федеральных инновационных площадок по направлению «Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс».

Говоря о достижениях, министр упомянул, что благодаря поддержке парламентариев в закон об образовании республики была включена статья о малокомплектных профессиональных образовательных организациях для северных и арктических территорий, которая позволила сохранить пять профессиональных образовательных организаций Якутии.

В своем выступлении Д. Глушко отметил, что достигнутые в процессе модернизации системы среднего профобразования Якутии результаты определяют необходимость продолжения работы по заданному «Программой модернизации начального и среднего профобразования РС (Я) 2011-2015 годов» курсу. Новая программа, которая рассчитана на 2016-2020 годы, будет являться продолжением первого этапа модернизации системы СПО Якутии, которая будет выстраивать новые механизмы управления, сетевого взаимодействия, независимой оценки качества.

Как сказал министр, «целью программы является создание гибкой и диверсифицированной региональной системы среднего профобразования, соответствующей вызовам инновационной экономики республики». А для достижения этой цели необходимо решить ряд задач – к примеру, внедрение новых механизмов в управлении системой СПО, формирование и внедрение региональной модели подготовки рабочих кадров для обеспечения трудовыми ресурсами арктических и северных территорий и т.д.
Также на парламентских слушаниях выступили директор Намского техникума Ньургустан Жирков, директор Якутского индустриально-педагогического колледжа Туйаара Замятина, директор Якутского автодорожного техникума Валентина Попова.

Требования к рабочим специальностям изменились

После доклада министра профобразования состоялось обсуждение.

Свое мнение высказал председатель постоянного комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев: «Сегодня мы рассматриваем проект программы на пять лет, но он абсолютно пустой, одни слова. Ни одной цифры, ни одного конкретного мероприятия. Смысла рассматривать его в таком виде на парламентских слушаниях я особо не вижу», – подчеркнул он.

С мнением Ю. Николаева был согласен заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев. «Мы прослушали какую-то лекцию, как нужно строить профессиональное образование, но ничего не услышали конкретного – что в республике сделано, что предстоит и какие ресурсы нужно сегодня сосредоточить. Я считаю, что к парламентским слушаниям так готовиться нельзя».

Председатель постоянного комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Федоров поинтересовался у докладчика, какими были основания для разработки Программы.

На что Дмитрий Глушко ответил, что при разработке Программы министерство профобразования руководствовалось федеральным законом об образовании и нормативными актами Правительства РФ, определяющими политику в развитии образования, в том числе и профессионального образования. Кроме этого, по словам министра, необходимость разработки программы связана с поручениями главы республики, связанными с реформированием данной отрасли, на основании решений, которые разработаны Министерством образования и науки РФ в части развития профессионального образования.
«Это проектный документ, который предложен к обсуждению. Когда он будет вынесен на голосование правительства республики, все соответствующие нормативные акты, которые требуются, будут там указаны», – сообщил Д.Глушко.

Выступивший на парламентских слушаниях заместитель Председателя Правительства РС (Я) Алексей Дьячковский отметил, что здесь надо учитывать следующие моменты. Во-первых, это то, что структура системы среднего профессионального образования остается такой же, какой она была в советское время, в 80-е годы. Во-вторых, изменилась география размещения производственных сил. Сегодня появились новые производства на юге и западе Якутии.

«Кроме этого, мы должны однозначно понимать, что требования к рабочим специальностям, квалификациям у крупных предприятий, таких как «Якутскэнерго», АЛРОСА, нефтегазовый сектор, изменились. Сегодня для того, чтобы подготовить одного специалиста рабочей специальности, действительно, необходимо нести колоссальные затраты. И эти затраты, по сравнению с затратами 20-30-летней давности, выросли в разы. Потому что требования другие. И затраты по подготовке рабочего специалиста в значительных случаях выше, чем просто подготовка академических специалистов в высших учебных заведениях. Сегодня необходимость модернизации никто не отрицает, вопрос в том, какими путями мы будем идти», – подчеркнул А. Дьячковский.

По мнению заместителя Председателя Правительства РС (Я), Министерство профобразования во главе с Д. Глушко проводит работу по модернизации системы СПО. «Нам все равно придется концентрировать специальности. Если мы будем готовить сварщиков по 30 учебным заведениям, ничего не получим. Мы должны готовить их в 3-5 учебных заведениях, но очень хорошо. С хорошей производственной и материальной базой, расходными материалами и т.д. То есть повышение квалификации, компетенции – это, действительно, ключевая задача для нас. Вопрос не стоит, что мы должны снизить затраты на подготовку одного работника. Мы должны сконцентрировать силы и средства для того, чтобы подготовить отвечающих современным требованиям специалистов», – отметил зампред правительства.

С помощью других отраслевых министерств

Первый заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев тоже отметил, что Министерство профобразования ведет большую работу, но, по его мнению, только с помощью других отраслевых министерств, при хорошей координации правительства республики можно достичь каких-то результатов.

А. Добрянцев подчеркнул, что профориентационная работа, подготовка к профессии должна начинаться у школьников с 6-7 класса, причем «с учетом спроса рынка труда». Кроме этого, в республике, кроме агропрофилированных школ, должны быть созданы и другие профилированные школы – по промышленности, энергетике, коммунальному хозяйству и другим отраслям.

По мнению первого заместителя Председателя Госсобрания (Ил Тумэн), «чтобы программу доработать, чтобы она, действительно, была работающей с учетом потребностей, нужна хорошая аналитическая работа и упорная работа всех отраслевых министерств. Только тогда мы как-то переломим ситуацию», – подчеркнул он.

А вице-спикер Виктор Губарев обратил внимание на то, что, говоря о технической стороне дела, все же не должны забывать о социальной стороне профессионального образования. Он вспомнил, что в советское время профтехучилища создавались для того, чтобы поддержать молодежь, которая испытывала жизненные трудности, не сориентировалась в своей будущей профессии. В то время учащиеся ПТУ находились на полном гособеспечении – обеспечивались бесплатным питанием, спецодеждой, им предоставлялись льготы при поступлении в вузы. По мнению В. Губарева, в рекомендациях парламентских слушаний должна быть отражена и социальная сторона этого вопроса.

Слово – депутату
13_20151012120158_30956
Итоги парламентских слушаний мы попросили прокомментировать народного депутата РС (Я), директора ГБУ РС (Я) «Республиканский центр национальных видов спорта им. В.Манчаары» Иннокентия Григорьева:

– Парламентские слушания, на мой взгляд, прошли в рабочем режиме. Действительно, программа модернизации системы профессионального образования республики необходима, тема эта очень актуальная. Новая программа, как было отмечено, будет продолжением первого этапа модернизации системы среднего профобразования Якутии.

Народные депутаты республики приняли активное участие в обсуждении этого документа, рассмотрев его с различных сторон. Думаю, все это послужит выработке правильной стратегии.

По поводу прозвучавшей критики скажу: не надо, как говорится, рубить с плеча, надо подойти к этому вопросу очень взвешенно. Потому что сегодня в обществе, действительно, назрел пересмотр образовательной системы. Все сразу нивелировать и менять на что-то другое, я думаю, будет не очень правильным решением. Тем более у нас идет развитие промышленности Якутии. Раньше на это мы как-то внимания не обращали. Поэтому сейчас отдается приоритет именно дуальному направлению, обращается внимание на то, чтобы практика и образование, обучающая деятельность шли рядом. Сегодня необходимо, чтобы якутская молодежь оставалась в республике и ей была доступна работа в промышленных направлениях. Я думаю, что это самое главное.

Поделиться