1040

30 октября 2015 в 18:56

Г. Ледков: «Якутия входит в пятерку лучших субъектов РФ, где проживают коренные малочисленные народы»

На мероприятиях в честь 75-летнего юбилея государственного, общественного деятеля, президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС(Я), вице-президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, народного депутата Верховного Совета РСФСР XII созыва, народного депутата Верховного Совета Якутской-Саха ССР, народного депутата Госсобрания (Ил Тумэн) четырех созывов, вице-спикера парламента Якутии IV созыва, заслуженного работника культуры РС (Я), народного писателя Якутии Андрея Васильевича Кривошапкина побывал и депутат Государственной Думы, член Комитета по делам национальностей, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорий Ледков. Специально для нашей газеты депутат Госдумы дал эксклюзивное интервью.

Истинный северянин

– Григорий Петрович, как давно вы знаете Андрея Васильевича Кривошапкина?

Андрея Васильевича знаю более 20 лет. В 1991 году я поступил учиться в РГПУ им. А.И. Герцена. Там познакомился с сыном Андрея Васильевича, Германом, с которым мы все пять лет проучились в одной группе, делились друг с другом и радостями, и заботами. Наша дружба, начавшаяся в студенческие годы, продолжается до сих пор.

Поскольку мы были друзьями Германа, Андрей Васильевич хорошо знал нас. Мы часто бывали у них в гостях, всегда стремились поговорить с Андреем Васильевичем, задать какие-то вопросы, услышать его компетентное мнение. Вот в такой непринужденной, дружеской, семейной обстановке, за чашкой чая и произошло наше знакомство.

Как известно, в 1990-1993 годах Андрей Васильевич был народным депутатом РСФСР, народным депутатом Якутской-Саха ССР XII созыва, членом Верховного Совета РСФСР на постоянной основе, председателем подкомиссии по вопросам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. А начиная с 1994 года в течение почти десяти лет трудился постоянным представителем Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) в Федеральном Собрании РФ.

Конечно же, мы хорошо понимали, какой высокий статус занимает Андрей Васильевич, и гордились тем, что он представляет северные народы в Верховном Совете РСФСР.

– А что можете сказать о нем как о человеке, политике, президенте Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии?

– На торжественном юбилейном вечере было правильно сказано: Андрей Васильевич Кривошапкин – очень мудрый человек. Он коренной, истинный северянин. В нем воплощены лучшие качества северных народов.

Андрей Васильевич – сдержанный, немногословный, очень скромный человек. И от этого, наверное, каждое сказанное им слово становится еще более весомым. Самое главное – он умеет подчеркнуть важное.

Он – политик, общественник, настоящий пример бескорыстности, полной отдачи своей работе. Во многом благодаря деятельности А.В. Кривошапкина Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС(Я) является сегодня одной из лучших в России.

Также надо отметить огромную роль А.В. Кривошапкина в нашем общероссийском движении. И то, что сегодня Андрей Васильевич является вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, говорит само за себя.

Нормы законов должны меняться

– С марта 2013 года вы возглавляете Ассоциацию коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока РФ. Какие задачи сегодня стоят перед вашей общественной организацией?

– С того времени, как прошел VII Всероссийской съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, на нашу организацию лег огромный объем вопросов, рекомендаций и отдельных поручений съезда. Мы провели целый ряд научно-экспертных мероприятий, нанимали социологов, проводили «круглые столы», парламентские слушания – в Общественной палате РФ, Совете Федерации, Госдуме, регионах. В результате проведенной полугодовой работы пришли к выводу, что все вопросы сужаются как раз к законодательному обеспечению.

Поэтому на сегодняшний момент перед нами стоит целый перечень вопросов, которые надо решить на законодательном уровне. Времена же меняются, и, соответственно, нормы законов тоже должны меняться, соответствовать современным условиям. И поэтому надо успевать и не отставать. Это такой комплексный, очень важный, системный вопрос.

Второй момент – улучшение качества финансового наполнения социально-экономических программ, которые раньше были в Минрегионе, Минкультуры, а сегодня перешли в ведение Федерального агентства по делам национальностей. Сегодня наша задача – сделать эти поступления субсидий, во-первых, целевыми, во-вторых, эффективными, в-третьих, открытыми, в-четвертых, они должны быть подотчетны общественности, чтобы были понятны механизмы их реализации на местах. Кроме этого, надо улучшить целевое наполнение их отчетности, в том числе увеличить финансирование. Самое главное, что сегодня у наших коллег из федерального агентства есть понимание, что именно так и надо делать.

Таковы два основных направления, которые сегодня стоят перед нами: нормы законов и финансирование.

Кроме этих двух приоритетов работаем по огромному блоку вопросов – это и международные, экспертные, судебные дела, это и работа с топливными компаниями, это и запуск механизма молодежного совета, это и создание Совета старейшин. Также у нас много профильных направлений, таких как этноспорт, развитие языков, образовательные, медицинские вопросы.

Решить краеугольный вопрос

– По вашему мнению, какие законы, защищающие права коренных малочисленных народов, должны быть приняты на федеральном уровне?

– Сегодня мы поставили в приоритет определение принадлежности к своему этносу. Назовите вы это национальным вопросом принадлежности или просто к отнесению к своей традиционной жизни, но вот это является краеугольным вопросом.

Ведь в течение последних лет, когда у нас ушла такая графа в паспорте, как «Национальность», вся система, существовавшая еще при СССР – льготного финансирования государственной помощи коренным народам, которая была основана на национальной принадлежности, – перестала действовать. Сегодня многие заложенные государством гарантии не работают. И если мы эти вопросы решим так или иначе – методом создания баз данных, методом выдачи каких-то удостоверений либо вкладышей или еще какого-то вида нормативных документов, чтобы все, кто имеет на это гарантированное право, имели доступ, – мы решим самый краеугольный вопрос.

За ним идут вопросы территорий традиционного природопользования, свободного доступа в парки и заповедники, после этого идет вопрос по развитию деятельности родовых общин. Далее мы хотим говорить о том, что надо увеличить и разделить квоты на водные биоресурсы, чтобы это было доступно, качественно, эффективно и чтобы это кормило людей, как раньше. Также мы хотим решить вопросы землепользования по оленьим пастбищам в лесной, тундровой зоне.

И это далеко не полный перечень вопросов, которые предстоит решить. Но те, о которых я сказал, основные.

Якутия в числе лидеров

– Как вы оцениваете наше республиканское законодательство, защищающее права коренных малочисленных народов Севера?

– Республика Саха (Якутия) находится в числе лидеров, входит в пятерку лучших из числа 28 субъектов России, где проживают коренные малочисленные народы. Кроме Якутии в нее входят Красноярский, Хабаровский края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также отчасти Ненецкий автономный округ.

У основной пятерки лидеров есть свои профильные законы, региональные Конституции, в которых закреплены права коренных малочисленных народов, проживающих на этих территориях, а также есть самое главное – продуманное финансирование государственной программой. А это очень важно.

– Что вы хотите пожелать парламентариям Якутии?

– Конечно же, крепкого здоровья, благополучия – семейного и личного, а также оптимизма.

В целом же мне хочется сказать: нам, живущим на севере, не надо говорить о мире и согласии – с этим у нас все в порядке. И все потому, что мы живем в гармонии с природой, окружающим миром, помним и чтим свои традиции и хотим сохранить их на века.

Поделиться