1477

13 ноября 2015 в 14:06

Вопрос регистрации – вопрос выживания

На совещании, организованном постоянным комитетом парламента по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, был обсужден актуальный вопрос – насколько эффективно сегодня применяются налоговые льготы, предоставляемые коренным малочисленных народам Севера и родовым общинам, в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Выступившая с информацией заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по РС (Я) Алена Федорова подчеркнула, что в настоящий момент через уполномоченный орган – Управление Министерства юстиции РФ по РС (Я) – в качестве некоммерческой организации регистрацию прошли 148 родовых общин. Плюс к этому в самих налоговых органах в разные годы была зарегистрирована 181 родовая община. Но проблема в том, что из всех этих существующих 329 родовых общин только 148 общин, т.е. те, которые зарегистрированы через Минюст РФ, могут подпасть под льготы, предоставляемые коренным малочисленным народам Севера и родовым общинам Налоговым кодексом РФ.
Заместитель руководителя управления озвучила суммы по уплате налогов. Так, в 2013 году родовыми общинами было уплачено налогов на сумму 9 млн. 869 тыс. рублей, в 2014-м – 9 млн. 947 тыс. рублей, в 2015-м – 9 млн. 149 тыс. рублей.

Как отметила А. Федорова, по части регистрации основную долю составляют северные улусы. Больше всего, 45 родовых общин, зарегистрировано в Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по РС (Я).

Замруководителя управления напомнила, какие налоговые льготы предоставляет государство коренным малочисленным народам Севера и родовым общинам.
Так, на федеральном уровне имеются льготы по главе 23 «Налог на доходы физических лиц» статье 217 части 2 Налогового кодекса РФ: «Доходами, не подлежащими налогообложению (освобождаемыми от налогообложения), являются доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла».

Следующая федеральная льгота – это земельный налог. Согласно  главы 34 статьи 395 Налогового кодекса РФ от налогообложения освобождаются физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Ещё одна федеральная льгота прописана в главе 25.1 статье 333.2 Налогового кодекса РФ, согласно которой не признаются объектами обложения объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.

Кроме этого республиканским законом «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» для представителей КМНС и родовых общин прописана льгота по транспортному налогу: «От уплаты транспортного налога освобождаются социально ориентированные некоммерческие организации, созданные в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, которые на 70 и более процентов финансируются за счёт средств государственного бюджета РС (Я) и (или) местных бюджетов».

В числе «непроблемных» А. Федорова назвала земельный налог. «Сегодня нельзя сказать, что все пользуются земельной льготой, но использование данной льготы в жизни есть. Так, например, по отчету за 2012 год данная льгота предоставлена на сумму 18 млн. 103 тыс. рублей, в 2013 году – на сумму 15 млн. 829 тыс. рублей, в 2014 году – на 19 млн. 551 тыс. рублей», – отметила она.

Говоря о транспортном налоге, Федорова заметила, что эта льгота на сегодняшний день практически нерабочая, так как у нас родовые общины на 70 % не финансируются из госбюджета.

Затрагивая вопрос по федеральной льготе за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов, заместитель руководителя налоговой службы подчеркнула, что данная льгота предоставляется представителям КМНС только для удовлетворения их личных нужд, т.е. без права перепродажи. «Коренные малочисленные народы могут пользоваться объектами животного мира и водных биологических ресурсов, добывать их в любом количестве, но без реализации», – отметила она.

А. Федорова говорила и о проблемных моментах, связанных со сбором налогов на доходы физических лиц. Она разъяснила, что доход, получаемый каждым членом родовой общины именно от традиционных отраслей, традиционной хозяйственной деятельности не должен облагаться НДФЛ. Но если члены родовой общины занимаются еще и другой деятельностью, кроме традиционной хозяйственной – к примеру, вырубкой леса или транспортными услугами, то из этих доходов они должны оплачивать налоги.

«Изначально родовые общины – это некоммерческие организации, и преследования прибыли у них по закону не должно быть. Но при этом им не отказывается в ведении предпринимательской деятельности», – подчеркнула А. Федорова.

Также она обратила внимание на то, что если родовые общины ведут не только традиционную деятельность, они должны вести и раздельный учет своих доходов. А на уровне муниципальных образований должна отслеживаться отчетность родовых общин, что на сегодняшний день является большой проблемой.

«На сегодняшний день мы можем 30 % родовых общин ликвидировать. В принципе, это законодательно решенный вопрос. Но при этом коренные малочисленные народы Севера могут потерять все – и охотугодья, и лицензии все. А если заново зарегистрируются, то уже через аукцион будут принимать все эти земли. Поэтому проблема здесь достаточно сложная. Вопрос даже не сколько в этих налоговых льготах, а вообще в выживании коренных малочисленных народов Севера, как таковых», – подчеркнула она.

Участники совещания обменялись мнениями, обсудили ряд актуальных вопросов, связанных с деятельностью коренных малочисленных народов Севера и родовых общин.

Комментарий

13_20151113074408_94537

Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева:

– Мы пришли к выводу, что необходимо до 1 декабря текущего года составить памятку обо всех налоговых преференциях для коренных малочисленных народов Севера, вести среди родовых общин разъяснительную работу по предоставляемым налоговым льготам.

К сожалению, на местах главы и члены родовых общин не знают и не вникают в вопросы, связанные с изменениями в законодательстве. Поэтому иной раз родовые общины платят даже те налоги, которые и не требуется им платить.

Также наш постоянный комитет совместно с налоговой службой в ближайшее время планирует организовать совещание по пенсионному обеспечению коренных малочисленных народов Севера.

Из выступлений

Виктор Губарев, заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн):

– Сегодня члены родовых общин не платят пенсионный налог, поэтому им пенсия начисляется с этим учетом. Это вообще несправедливо.

Борис Николаев, президент Ассоциации эвенков РС (Я):

– Есть масса проблем, которые касаются территорий. Для того, чтобы межевание провести, встать на кадастровый учет, нужны бешеные деньги. А откуда деньги у родовой общины? Поэтому получается замкнутый круг. Родовая община на своих исконных землях, чтобы по закону себя защитить, должна делать межевание. А на это у нее денег нет. Если из бюджета республики на межевание территорий предусматриваются какие-то деньги, они в основном идут на межевание сельхозтерриторий. Мы же живем на территориях лесного фонда 3-4 категории и межевание туда никак не пробить.

Иван Павлов, первый заместитель председателя Госкомитета Якутии по делам Арктики:

– По сравнению с другими регионами страны, в нашей республике очень многое делается по поддержке родовых общин. Предусматриваются огромные деньги, идет помощь, на федеральном уровне приняты законы. Сегодня за родовыми общинами закреплены охотничьи угодья, выделяются лицензии. В части рыболовства у нас практически все родовые общины получили свои участки, квоты.

Иван Семенов, глава Анабарского улуса:

– В северных районах даже в муниципальных предприятиях наблюдается нехватка бухгалтеров, которые должны вести надлежащий учет. А что уж говорить о родовых общинах? Существующие налоговые льготы, по-моему, созданы для тех родовых общин, которые именно являются некоммерческими. Поэтому я абсолютно согласен с тем, что должен вестись раздельный бухгалтерский учет, где должен быть разделен доход, который идет на потребление родовой общины, и доход от коммерческой деятельности, от субсидий, от бюджетов всех уровней. Поэтому мы в районах стараемся вести налоговый учет через аутсорсинг, который предоставляют предприниматели и т.д.

Поделиться