1200

19 февраля 2016 в 13:41

Дорогу осилит идущий

«Ключевыми проблемами здравоохранения северных и арктических регионов России по прежнему остаются: неравномерная доступность жителей к квалифицированной медицинской помощи, слабая материально-техническая база медицинских организаций, значительные расходы субъектов РФ на санитарную авиацию и дополнительные транспортные расходы на обслуживание населения выездными формами медицинской помощи, недостаточная укомплектованность учреждений здравоохранения медицинскими кадрами…»

Это – лишь часть выводов, к которым пришли участники парламентских слушаний «Особенности организации здравоохранения северных и арктических регионов России: законодательный аспект» в Госдуме РФ.

Надо сказать, этого совещания в парламенте Якутии ждали давно и готовились к нему тщательно. Законодательная инициатива депутатов Ил Тумэн по внесению изменений в статьи 33 и 81 федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» была внесена еще несколько лет назад, но все это время оставалось без движения, фактически блокированная негативной оценкой Минздрава России. Там уверены: здравоохранение Якутии должно работать на тех же принципах, что и в других регионах страны. А значит, после принятия в 2011 году нового федерального закона об охране здоровья республика фактически должна была отказаться от круглосуточных стационаров при малокомплектных больницах в трудноступных местах.

Якутии с этим не согласились. Тогда и родилась законодательная инициатива, которая нацелена на то, чтобы их сохранить. А кроме того, чтобы при формировании территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи учитывались бы такие факторы, как плотность и особенности расселения людей.

Позицию республики ее представители — вице-спикер Ольга Балабкина, председатель постоянного комитета Ил Тумэн по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Александр Корякин и заместитель председателя правительства РС(Я)  Алексей Дьячковский — защищали на парламентских слушаниях.

При этом Ольга Балабкина обратила внимание на то, что федеральный Закон «Об охране здоровья граждан РФ» был принят без учёта особенностей организации здравоохранения в регионах. «Чёткого разделения особенностей собственно самого субъекта и особенностей Российской Федерации, как водораздел для построения бюджетных отношений в Российской Федерации в области охраны здоровья, нет. Так, например, в законодательстве в области социальных гарантий для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, критерием разделения является принадлежность организации. В законодательстве в области охраны здоровья критерием являются виды заболеваний. Является ли такой разношерстный подход в полной мере отражающим особенности РФ и её субъектов?» – поинтересовалась она.

А говоря о необходимости поправок в федеральный закон об основах охраны здоровья, она пояснила, почему для Якутии это жизненно важно: «По нашему мнению, основной особенностью, неучтенной в полной мере федеральным законодательством, является труднодоступность населённых пунктов. Предлагается для труднодоступных районов Крайнего Севера в порядке исключения оставить оказание специализированной стационарной медицинской помощи. В связи, с чем, предлагаем норму закона, позволяющую только исключительно в условиях Крайнего Севера, допустить оказание стационарной медицинской помощи на уровне первичной медико-санитарной помощи. По нашему мнению такой подход будет более экономичным, чем обеспечивать доступность стационарной помощи в районные центры, при том, что есть районы, в которых расстояния от ФАПов до центральной районной больницы составляет до 400 км, при отсутствии круглогодичного дорожного сообщения».

О том, что федеральные нормы финансирования первичной медицинской помощи не подходят северным территориям, говорил и зампред правительства Алексей Дьячковский. В частности, он заметил, что выполнение федерального законодательства по размещению больниц в соответствии с плотностью населения может привести к тому, что многие северные и малонаселенные районы Якутии останутся без участковых больниц и врачебных амбулаторий вообще.

Поддержали якутян и представители других северных территорий. В частности, зампредседателя Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Зленко рассказала о сложностях в организации медпомощи для кочевых народов ее региона.

В результате, в итоговый документ парламентских слушаний вошли те ключевые позиции, которые Якутия пыталась донести до Москвы уже давно. «Обширность территории, малочисленность населенных пунктов, их труднодоступность, повышенные расходы на санитарную авиацию и на обслуживание населения выездными бригадами в северных и арктических регионах объективно приводят к превышению установленных нормативов объемов медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи, носящих усредненный характер. Коэффициенты дифференциации, которые используются при расчете размера субвенций, передаваемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, не в полной мере учитывают особенности северных регионов. В результате они несут повышенные расходы из своих бюджетов на осуществление полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации», – говорится в проекте резолюции.

Более того, Госдуме РФ было рекомендовано ускорить рассмотрение федеральных законов «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ (в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций).

Конкретные рекомендации даны и федеральному Минздраву. Во-первых, учитывать при подготовке законов, приказов и пр., регламентирующих требования к размещению больниц, региональные особенности, климат, расстояния, плотность населения и транспортную доступность территорий Крайнего Севера и Арктики. Во-вторых, совершенствовать методику распределения субвенций Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС.

Да, конечно о полной победе говорить пока рано, но, вероятно, на шаг мы к ней все же приблизились. А всю дорогу, как известно, осилит только идущий…

Слово парламентария

«Нас поддерживают и понимают…»

13_20160219091759_84612
Глава постоянного комитета Госсобрания РС(Я) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Александр Корякин считает: цель достигнута. Позиция республики и ее депутатов на парламентских слушаниях в Госдуме РФ поддержку нашла.

– Парламентские слушания – это обычно одна из последних дискуссионных площадок перед пленарным заседанием. И то, что Комитет Госдумы РФ решил провести обсуждение наших проблем именно в таком формате, свидетельствует, прежде всего, о понимании проблем и серьезном отношении к ним.

К слову, об этом можно было судить и по составу участников. В совещании принял участие заместитель председателя Госдумы Андрей Исаев, руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал и др. Кстати, некоторые из участников разговора, например, член комитета Разиет Натхо, приезжали в Якутск прошлой весной на выездной «круглый стол», посвященный как раз этой теме.

При этом все отдают должное настойчивости республики в отстаивании своих интересов. На совещании не раз говорилось о том, что инициатором решения этой проблемы является Якутия. Мы не даем никому покоя, постоянно подымая эту проблему на всех уровнях.

К сожалению, пока не удалось кардинально изменить позицию федерального Минздрава, о чем можно судить по выступлению на совещании его представителя. Однако все уже понимают, что проблема существует, что такие факторы, как низкая плотность расселения, обширные территории играют свою роль.

Мы очень рады, что наши предложения вошли в итоговый документ парламентских слушаний, где содержатся конкретные рекомендации Госдуме РФ, Минздраву России и т.д. И я считаю, это тоже наша победа. Дальнейшая работа будет продолжена на всех площадках.

Кроме того, как сообщил глава Комитета Госдумы РФ о охране здоровья Сергей Фургал, весной 2016 года на Дальнем Востоке пройдет большое совещание, посвященное этой тематике. Так что разговор не окончен.

Поделиться