1098

19 февраля 2016 в 10:37

Резонансный законопроект

Общественная палата РС (Я) совместно с постоянным комитетом Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии вынесли на общественные обсуждения резонансный проект федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Публичные обсуждения состоялись 12 февраля с участием разработчиков законопроекта – советника министра РФ по развитию Дальнего Востока Леонида Агафонова и начальника отдела Департамента по развитию человеческого капитала территориального социально-экономического развития Дальнего Востока Минвостокразвития России Александры Демидовой, народных депутатов Ил Тумэна и представителей общественных организаций.

Земли на Севере ограничены

О степени актуальности данного вопроса можно было даже судить по времени, в течение которого длились общественные обсуждения – в течение пяти часов, не уходя на перерыв, члены Общественной палаты республики, парламентарии, представители исполнительных органов государственной власти, лидеры общественных объединений, политических партий высказывали свои мнения. В общей сложности, выступили 37 человек.

13_20160219093159_24692

Как отметила эксперт Общественной палаты РС (Я) Зоя Корнилова, законопроект затрагивает вопрос о землях, на которых живут коренные народы. «На Дальнем Востоке есть только один регион, в котором проживают более 50% коренных жителей, 4% населения – это коренные малочисленные народы Севера и коренной народ саха. Поэтому эту особенность должны были учитывать при принятии закона. В данном законе этот вопрос вообще не поднят. Мы гордимся тем, что Россия – многонациональная, многоконфессиональная. При любом законе, затрагивающем интересы региона, должны были учитывать именно этот фактор. Этот фактор исключен. Я говорю так, потому что на севере Арктики и Субарктики земли, которые пригодны для житья человека, крайне ограничены», – отметила Зоя Корнилова и привела некоторые цифры.

Так, по официальным данным, сельскохозяйственных земель в Якутии всего 19 тысяч га. А для одного оленя установлен норматив – 40 га, для одной лошади требуется 16 га, для крупного рогатого скота – 4 га. При этом Зоя Корнилова подчеркнула, что Якутия – зона рискованного земледелия, единственная в мире территория, где по-особому ведется животноводство и растениеводство. Земли, где проживают люди, особенно на севере региона, должны считаться землями особого статуса. Их можно давать – и в собственность, и в срочную, и в бессрочную аренду – но без права продажи. 

13_20160219093152_76164

Выступивший на общественных обсуждениях народный депутат РС (Я), сопредседатель республиканского общественного движения «Сир» Иван Шамаев предложил исключить Республику Саха (Якутия) из списка регионов Дальнего Востока, где будет действовать этот закон, либо принять равнозначную статью. «Надо принимать закон в таком виде, в котором бы он удовлетворял всех, в том числе и жителей Якутии», – подчеркнул он.

Важно заметить, что работу над проектом закона о «дальневосточном гектаре» парламент и правительство Якутии начали еще до того, как законопроект был официально внесен Правительством РФ в Госдуму. Об этом и о том, какая конкретная работа была проведена профильным комитетом и Госсобранием (Ил Тумэн), говорил в своем выступлении председатель постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев. Им было особо подчеркнуто, что сегодня некоторые пытаются интерпретировать так, как будто парламент и правительство Якутии до самого последнего момента не занимались этими вопросами и те предложения, которые сформулированы парламентом, были внесены в Государственную Думу с большим опозданием. Хотя на самом деле, работа ведется активно уже в течение года, начиная с января 2015 года, когда была озвучена инициатива о разработке данного законопроекта.

Как отметил Прокопьев, 17 декабря 2015 года на своей очередной сессии парламент Якутии утвердил отзыв на концепцию законопроекта. Затем своевременно, до 18 января 2016 года, в Госдуму были направлены соответствующие поправки Ил Тумэна. «Комитет и парламент выразили свою позицию по законопроекту и направили поправки, учитывая то, что, если бы мы изначально отвергли законопроект или приняли иное решение, мы были бы лишены дальнейшего права работать над законопроектом», – заметил он.

Также председатель профильного комитета ознакомил с деятельностью рабочей группы, созданной Ил Тумэном, которая работала по законопроекту с профильными комитетами Госдумы и с представителями Минвостокразвития РФ. Ведь, по сути, Якутия оказалась единственным регионом, которая официально внёсла поправки по законопроекту. В скором времени ожидается рассмотрение законопроекта на заседании профильного комитета Госдумы, на котором запланировано выступление председателя профильного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Владимира Прокопьева.

13_20160219093156_24806

По мнению первого секретаря Якутского рескома КПРФ, вице-спикера Ил Тумэна Виктора Губарева, действия парламента Якутии были актуальными в той обстановке, которая была создана. Что касается самого документа, то Виктор Губарев высказался за приостановку принятия законопроекта. Он привел в пример проект федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», который рассматривал комплексное развитие макрорегиона, создание 12 экономических зон, и который был приостановлен.

По словам представителя Общественной палаты Ульяны Винокуровой, сегодняшняя задача – выработать консолидированное мнение общественных сил по данному законопроекту. Мнение это было выражено в проекте письма, подготовленного общественной организацией «Сир» и адресованного замминистра РФ по развитию Дальнего Востока Сергею Качаеву, который и зачитала Ульяна Винокурова.

В ходе общественных осуждений прозвучал целый ряд предложений и замечаний. В частности, председатель комиссии Общественной палаты РС (Я) Станислав Тоскин считает, что законопроект экономически не обоснован, что в нем не отражаются меры господдержки людей, готовых сняться с насиженных мест и помочь государству освоить свободные земли Дальнего Востока.

Другой участник, представитель общественного движения «Сир» Василий Данилов призвал прислушаться к мнению народа по данному законопроекту. «У нас на руках более 10 тысяч подписей «против» данного законопроекта и ни одной подписи «за». Главная причина недовольства населения в том, что пытаются принять закон, не выслушав мнения народа. У Общественного движения «Сир» позиция неизменная – мы не против данного законопроекта. Если он нужен Дальнему Востоку, пусть он работает в тех субъектах, где отток населения является серьезной проблемой. Данной проблемы в нашей республике не существует, у нас, наоборот, идет приток населения», – заметил он.

Коневод из Мегино-Кангаласского улуса Григорий Васильев поднял актуальный вопрос: определить национальную зону – территорию традиционного природопользования для коневодства, поскольку 60-70 % населения Якутии имеют в своем распоряжении конское поголовье.

По мнению министра имущественных и земельных отношений РС (Я) Евгении Григорьевой, задачей сегодняшнего дня является снижение всех тех рисков, которыми пугают население республики. Она прокомментировала последние предложения республики. К примеру, говоря об этапах реализации закона, министр попросила разработчиков законопроекта продлить сроки рассмотрения этапов, как минимум до 6 месяцев по каждому этапу.

Достигнут определенный консенсус

Выслушав всех участников общественных обсуждений, советник министра РФ по развитию Дальнего Востока Леонид Агафонов отметил, что разговор прошел конструктивно. Он особо подчеркнул, что целью закона является не переселение людей из европейской части России на Дальний Восток. Закон преследует три цели – удержание местного населения, поддержка предпринимательской инициативы и предоставление возможности желающим реализовать себя на Дальнем Востоке.

13_20160219093138_55684

По словам советника министра, «диалог уже идет», с прошлого года началась интенсивная, совместная работа Минвостокразвития России с Министерством имущественных и земельных отношений Якутии. На данный момент, подчеркнул Леонид Агафонов, достигнут определенный консенсус на уровне профильного комитета Госдумы, на уровне разработчиков законопроекта по целому ряду поправок, которые поступили из Республики Саха Якутия).

Начальник отдела Департамента Александра Демидова, которая непосредственно работает в Госдуме по законопроекту о дальневосточном гектаре от Минвостокразвития, отметила, что основная часть предложений Республики Саха (Якутия) принята во внимание в ходе работы в режиме второго чтения.

Демидова прокомментировала основные моменты поправок, внесенных парламентом Якутии и принятых во внимание Госдумой. В первую очередь, по предложению республики, которое касается территорий, расположенных в границах месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Напомним, что народные депутаты Республики Саха (Якутия) внесли предложение: исключить из сферы действия закона территории в границах месторождений и проявлений полезных ископаемых, учитываемых в соответствии со статьями 30 и 31 Закона РФ «О недрах», Государственным кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственным балансом запасов полезных ископаемых. А на сегодня республика располагает 610 участками месторождений и проявлений полезных ископаемых общей площадью 2 млн 465 тыс. га.

Как сказала Александра Демидова, по территориям, связанным с недрами, скорей всего, появится отдельная статья или даже целый раздел. Сейчас по этому вопросу Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии работает совместно с Комитетом ГД по земельным отношениям и строительству.

В проект федерального закона включено предложение Якутии по территориям традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Они будут исключены из перечня земель, которые попадут под действие закона о «дальневосточном гектаре».

«Важной поправкой» назвала представитель Минвостокразвития России и поправку парламента Якутии относительно земель общего пользования, связанных с выпасом скота. «Если это территория общего пользования, то это будет являться основанием для отказа в выделении участка», – отметила Демидова.

Проект федерального закона не предусматривал отказа в предоставлении земельного участка, если данный земельный участок будет покрыт лесными насаждениями. Чтобы исключить ситуации незаконных рубок лесных насаждений, парламентом Якутии были предложены поправки об отказе в предоставлении земельных участков, если они испрашиваются  в целях заготовки древесины. И работа, по словам Александры Демидовой, над данными поправками идет.

13_20160219093149_85284

Якутия также внесла предложение исключить из сферы действия закона о «дальневосточном гектаре» земли в границах охотничьих угодий, предоставленных по долгосрочным лицензиям и охотсоглашениям, и внести границы таких земель в Информационную систему Росреестра (Москва).

атрагивая этот вопрос, представитель Минвостокразвития РФ отметила, что на федеральном уровне с 1 января 2017 года вступает норма, в соответствии с которой охотничьи угодья должны будут обозначены на кадастровой документации.

Что касается предоставления земельных участков по групповым и семейным заявкам, Демидова отметила, что вопрос этот пока обсуждается Комитетами Госдумы. «Сейчас можно лишь точно сказать, что будет уменьшено максимально возможное количество выделения участков по таким заявкам – если изначально было 50, то теперь либо 10, либо 20, т.е. цифра обсуждается», – сказала она.

По итогам общественных обсуждений законопроекта о «дальневосточном гектаре» создана рабочая группа в составе девяти человек, которая рассмотрит поступившие замечания и предложения, разработает резолюцию Совета Общественной палаты РС (Я), которая будет направлена Главе Якутии, законодательным и исполнительным органам республики, а также в Общественную палату РФ.

Сегодня парламент Якутии продолжает работать по данному законопроекту. Как отмечают эксперты, большая часть поправок парламента имеет хорошую законодательную перспективу. На этой неделе председатель Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) Александр Жирков обратился к председателю Госдумы Сергею Нарышкину, вице-спикеру, руководителю фракции Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в нижней палате российского парламента Владимиру Васильеву, а также к председателю Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Алексею Русских с повторным предложением перенести сроки рассмотрения проекта федерального закона о «дальневосточном гектаре» и проведения публичных слушаний по этому вопросу в Госдуме.

Парламент республики намерен и в дальнейшем отстаивать позиции республики, добиваться принятия поправок к проекту федерального закона о «дальневосточном гектаре».

Поделиться