913

28 апреля 2017 в 14:25

КМНС просят свое министерство

В числе прозвучавших отчетов был доклад уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Якутии Константина Роббека о соблюдении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера и о деятельности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в республике за 2016 год.

Что имеем?

По-прежнему актуальными остаются проблемы документального определения национальной принадлежности представителей коренных малочисленных народов Севера, об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, обеспечения продовольственными товарами первой необходимости труднодоступных, отдаленных населенных пунктов. К примеру, Константин Васильевич отметил, что для полноценной реализации закона об этнологической экспертизе (В России такой закон есть только в нашей республике – прим.авт.), необходима разработка «дорожной карты» с тем, чтобы определить общие подходы, критерии, устанавливающие обязательность этнологической экспертизы. По мнению уполномоченного, с момента принятия данного закона проведено всего восемь экспертиз. Это мало, учитывая, что в республике ежегодно реализуютсясотни проектов. «После принятия закона шла работа по закреплению территорий традиционного природопользования. На сегодня эта работа практически завершена. Наконец у нас есть возможность требовать с промышленников выполнять требования закона. На данном этапе у нас не выработана система работы. Необходимо разработать «дорожную карту» при этом необходимо создать межведомственную рабочую группу или проектный офис, который бы систематизировал эту работу», – сказал Роббек.
Говоря о создании рабочей группы, уполномоченный обозначил следующую важную проблему. Распределение полномочий по защите прав и интересов КМНС сегодня раскиданы по нескольким министерствам и ведомствам. Эти ведомства время от времени меняют юрстатус, реструктуризуются, вследствие которого полномочия утрачиваются, передаются во вновь созданные структуры, ослабевают, не исполняются в должной мере. В этой связи Константин Роббек отметил о необходимости создания собственной структуры, ответственной за проведение государственной политики в отношении КМНС и арктической зоны.
Остаются нерешенными вопросы по внесению изменений в перечень мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС, утвержденный правительством РФ. До конца не завершена работа по внесению в перечень районов проживания КМНС в целях установления социальной пенсии. Несколько наслегов до конца не внесены в этот перечень. Дифференцированный подход в выделении субсидий оленеводческим хозяйствам, прекращение выдачи материальной помощи студентам из числа КМНС, правовая неграмотность в оформлении охотбилетов, родовых общин и многие другие вопросы – задачи, которые актуальны для уполномоченного.

Вопросы-ответы

Вице-спикер Виктор Губарев спросил про причины в Аллаиховском районе, где сегодня оленеводство утеряно как вид хозяйственной деятельности. Константин Роббек ответил, что проблема кроется в отсутствии кадров. «Туда неоднократно закупались олени за счет госбюджета, привлекались кадры, однако, это ничего не дало. Сейчас подобная ситуация назревает в Момском районе», – добавил докладчик. Виктор Губарев также поинтересовался деятельностью недавно созданных наслежных Советов КМНС, созданных при администрации муниципалитета. «К сожалению, я не сталкивался с реальными примерами. Они созданы во многих районах, но действуют в больше степени формально», – ответил Роббек.

Мнения и предложения

Мнения по поводу проводимой работы в области защиты прав и интересов КМНС высказались народные депутаты Владимир Членов и Анатолий Добрянцев. Владимир Михайлович выразил недовольство по поводу несовершенства проводимой работы. «Наши доклады не читают те, кто принимает решения. Это видно по прекращению выдачи материальной помощи студентам из числа КМНС, по территориям традиционного природопользования, которых нет ни в Аллаихе, ни на Нижней Колыме, ни в Абые, в Булуне, по отсутствию врачей на местах, котельных, по дороговизне ГСМ, товаров первой необходимости и многих других проблем, отраженных в докладе. Что за отношение такое к КМНС? Мы выдаем много рекомендаций, но они не выполняются», – заключил Членов.
Схожего мнения был и первый вице-спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев. Анатолий Анатольевич отметил, что в отрасли наблюдается бесхозяйственное отношение. «Работа идет самотеком, ни администрация района, ни госкомитет по делам Арктики особых требований не ставит. Производственная деятельность по оленеводству сплошь и рядом имеет большие недостатки. В крупнейшей кочевой родовой общине «Турваургин» работает порядка 110 человек. Распоряжается и управляет им один человек, глава общины. Нет финансовой прозрачности. Глава общины отчитался, что со 100 тонн рыбы и такого же объема оленины выручил 19 млн рублей. На самом деле, по самым скромным подсчетам, должно быть более 40 млн рублей. В результате страдают оленеводы, недополучают заработную плату, не направляются средства на развитие общины, – сказал он. – Аналогичное положение наблюдается во многих других хозяйствах. Вот в этих вопросах и должен уделять внимание уполномоченный по правам КМНС. Необходимо подключить к этим нарушениям другие органы власти. У вас на это есть все возможности. Общими усилиями нужно наводить порядок. Потому что оленеводство – это основа, фундамент на котором живут и развиваются коренные малочисленные народы Севера».

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Поделиться