1136

12 мая 2017 в 13:29

«Прекратите превращать наши земли в руины!»

Территория Бестяхского наслега Хангаласского улуса, по словам главы наслега, год за годом на глазах превращается в сплошные руины. Здесь сегодня одновременно работают 27 недропользователей на 43 карьерах. Добывают, в основном, песок, щебень, гравий. В год, по самым скромным подсчетам, вывозится около двух миллионов тонн строительного материала. Население улуса высказывает недовольство по этому поводу, с каждым днем сокращается площадь защитного леса, становится невозможной сходить по ягоды, жители близлежащих наслегов ночами просыпаются от шума взрывных работ, бьются дороги, не рекультивируются карьеры, растет количество онкобольных.

Претензии накопили чашу терпения

Вопросы использования участков недр местного значения для добычи общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ) обсудили в Ил Тумэне. Совещание с участием уполномоченного ведомства – министерства промышленности и геологии, представителей Прокуратуры, МВД, налоговой службы, Росприроднадзора провел первый вице-спикер Анатолий Добрянцев. Стороны обсудили, как можно навести порядок в этом деле.

Первым слово взял глава Бестяхского наслега Хангаласского улуса Виталий Соловьёв. Он рассказал, что на территории наслега сегодня фактически разрабатываются 10 карьеров. Недавно узнали о вскрытии ещё двух. В полную мощь из них работают два карьера – «Сильверстрой» и «Монолит». «Это два недропользователя, которые с нами как-то сотрудничают, оповещают о времени проведения взрывных работ. На остальных карьерах мы не знаем, кто работает: ни названий, ни руководителей. Заявляясь на нашу территорию, они не считают нужным оповестить нас, не идут на контакт, заведомо зная, что нужно будет помогать наслегу. Население предъявляет мне серьезные претензии. Некоторые карьеры находятся всего в 500 метрах от села, представьте, шум, пыль, исходящий от него. Люди даже ночью не могут нормально спать из-за того, что карьеры работают круглосуточно. Постоянно без согласования идут взрывные работы, представить страшно, что случится, если в это время люди будут находиться в лесу. Населению невозможно выйти в лес, собирать дикоросы, пасти скот. Все в пыли и руинах. Многотонные машины разбили поселковые дороги. Весной-осенью на дорогу в 8-9 км до Мохсоголлоха уходит 30-40 минут. Оттуда к нам не хочет ехать скорая, которая обслуживает нас. Растет количество онкобольных… Наши леса и без того уничтожили пожары, а мы еще этими карьерами их убиваем», – посетовал глава.

Он добавил, что на малых карьерах разработчики постоянно меняются. Фиксируются заниженные объемы, однако, по наблюдениям, только в сутки вывозится до 1,5 тыс. кубов строительных материалов. Но насколько законны такие действия? Недавно в адрес администрации села пришло еще три письма на разведку трех месторождений. Одно из них прилегает к газопроводу и ЛЭП. «Как там будут проводиться взрывные работы, не понимаю», – возмущался глава. «Есть ли у республики потребность в этих ископаемых в таких больших объемах? Есть реально работающие карьеры, вот их и надо разрабатывать дальше. А новые – бессмысленно. Население требует прекратить разведку», – высказался Виталий Валерьянович.

 Налоги минуют местный бюджет

Заместитель главы по экономике Хангаласского улуса Руслан Иевлев отметил, что налоги от предприятий, ведущих свою деятельность на территории района, не поступают в местный бюджет.. «Объём поступления НДПИ в 2016 году уменьшился и составил 1,5 млн рублей. План по налогу на 2017 год спрогнозирован на основании данных, представленных самими недропользователями по методике Минфина Якутии, в сумме 800 тыс. рублей», – сообщил он. Администрация улуса своими силами старается выявить разработчиков карьеров и подписывать соглашения о сотрудничестве. По данным Иевлева, на 2017 год подписано семь соглашений на сумму 1 млн 750 тыс. рублей сроком на один год. «Каждый год мы обновляем соглашения в зависимости от потребностей в улусе. Некоторые заключаем в денежном выражении, другие в натуральном», – сказал Иевлев. Его информацию подтвердила заместитель руководителя Управления ФНС России по Якутии Ульяна Томская. «Налоги платятся не по месту ведения добычи, а по месту регистрации предприятия. В случае Хангаласского района – 26 из 27 недропользователей зарегистрированы в Якутске, поэтому их налоги идут в бюджет субъекта, а не района. Сегодня вопросы о необходимости пересмотра налогообложения задают Мирнинский, Ленский и Хангаласский районы. Мы считаем, что налог должен полностью поступать в республиканский бюджет, далее Минфин республики в своих полномочиях должен распределять эти средства по месту нахождения участков посредством межбюджетных трансфертов», – предложила Томская.

 Проблема в отсутствии взаимодействия

На вопрос муниципала, кто в ответе за происходящее, природоохранный прокурор Пётр Александров отметил, что вопросы разработки карьеров, начиная с выдачи лицензий, выполнением лицензионных условий полностью относятся к полномочиям Минпромгеологии. По данным прокурора, сегодня в Якутии выдано 658 лицензий для добычи общераспространённых полезных ископаемых. «В отделе надзора Министерства работает четыре сотрудника, включая начальника, которые проводят 10-15 проверок в год. Чтобы охватить проверками все 658 лицензиатов, понадобится 65 лет. Надзором за рекультивацией использованных карьеров, должен заниматься Департамент по лесным отношениям, – пояснил прокурор. – В данном случае предъявлять претензии нужно к исполнительным органам власти, которые выполняют свои функции в этой части ненадлежащим образом».

По словам заместителя министра Никиты Шепелева, в Хангаласском улусе действует 43 лицензии. Шепелев подчеркнул, что все лицензии выдаются только после согласования с муниципальным образованием, ФСБ, Минобороны России, Минохраны природы, Департаментом по лесным отношениям. «Никогда не было такого, чтобы мы не согласовывали с муниципалитетом. Без этих согласований лицензии просто не выдадут», – сказал замминистра. Он добавил, что вся проблема в отсутствии взаимодействия между муниципальными образованиями, уполномоченным и надзорными органами. Замминистра предложил создать межведомственную рабочую комиссию.

 Не ждать, а действовать

Между тем прокурор призвал жителей и администрации населённых пунктов не сидеть и терпеть, а действовать, отстаивать свои права. Он предложил оформить и направить обращения в надзорные органы по содержанию взвесей в воздухе, несоблюдения санитарных зон. Также предложил провести независимую оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), проверить, превышена ли экологическая емкость той или иной территории, возможно ли там заниматься такой хозяйственной деятельностью. «Если экологическая емкость превышена, примите решение о прекращении предоставления лицензионных участков. Проанализируйте, кто выполняет условия лицензионных соглашений, а кто не выполняет, поставьте в план проверок, организуйте внеплановые проверки. Если не выполняют по социально-экономическому соглашению – это один вопрос, если не выполняют условия по объему добычи – это другой вопрос, но у вас возникнут основания для проверки. Этим должен заниматься уполномоченный орган. Когда нарушения выходят за пределы их компетенции, они должны информировать МВД и другие органы», – отметил он.

Михаил Федоров из Коллегии адвокатов Якутии уверен, что муниципальные образования ещё до проведения аукциона на недра в обязательном порядке должны знать, какие недропользователи будут работать на их территории. Кроме того, предложил продумать условия досрочного прекращения лицензий. Глава профильного комитета Ил Тумэна Владимир Прокопьев предложил Минпромгеологии разработать проект типового соглашения о социально-экономическом сотрудничестве недропользователей с муниципальными образованиями. Руслан Иевлев предложил внести изменения в главу 26 Налогового кодекса РФ, чтобы налог поступал не по месту регистрации, а по месту ведения добычи, для чего предлагают ввести в кодекс понятие «место нахождения участка недр, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, которыми признаются территории муниципальных образований». Также просят внести изменения в Федеральный закон «О недрах», чтоб обязать недропользователей подписывать соглашения о сотрудничестве с муниципальными образованиями. Заместитель министра охраны природы республики Яков Заровняев высказался против разработки карьеров в районе.

В заключение Анатолий Добрянцев отметил, что аналогичная ситуация отмечается не только в Хангаласском улусе, но и во многих других улусах. Он согласился с предложением о создании межведомственной комиссии и предложил проводить комплексные рейды в летнее время в разгар разработки карьеров. «Будем работать более наступательно», – подчеркнул народный депутат республики.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

 

Поделиться