975

05 мая 2017 в 14:25

Путь рецепта

Насколько оптимально выстроена в республике система лекарственного обеспечения льготников? Эффективна ли она? И почему путь рецепта от выписки до получения нужного препарата иногда бывает очень длинным?

Очередной правительственный час  в парламенте Якутии, который провел руководитель постоянного комитета Ил Тумэн по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Александр Корякин,  был посвящен этому не случайно. Вопросы о лекарствах для льготников (и не только для них) звучат нередко. Вот почему, заметил Александр Иванович, к этой теме комитет обращается не в первый и далеко не в последний раз.

Больше, чем в Хабаровске

Статистика, которую озвучил министр здравоохранения РС(Я) Михаил Охлопков, такова: сегодня в числе тех, кто имеет право на бесплатные лекарства, более 178 тысяч якутян — федеральных и региональных льготников. Общая сумма финансирования программ в 2016 году составила 1 млрд 791 млн рублей, из которых более 1 млрд 282 млн рублей – это средства республиканского бюджета.

Система лекарственного обеспечения льготников – это пять основных программ (2 федеральных и 3 республиканских). К ним отнесены все больные, которым жизненно нужны дорогостоящие препараты. Причем,  стоимость многих – десятки и сотни тысяч рублей.

Например,  в рамках федеральной программы «7 высокозатратных нозологий» льготными рецептами обеспечиваются пациенты с гемофилией, муковисцидозом, рассеянным склерозом, болезнью Гоше, гипофизарным нанизмом и т.д. Для 569 больных с такими диагнозами в 2016 году благодаря программе было закуплено медикаментов на  244 млн 703 тыс.рублей. Средняя стоимость одного рецепта превысила 84 тысячи.

Благодаря еще одной программе – обеспечению необходимыми лекарственными препаратами – ими снабжаются более 38 тысяч федеральных льготников-якутян: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, ветераны боевых действий, дети-инвалиды и т.д.  Только за 2016 год  для более чем 23 тысяч обратившихся лекарств было отпущено почти на 545 млн рублей.

В регистре республиканской программы по обеспечению лекарствами пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями в 2016 году значилось 124 льготника, в том числе 32 ребенка. По данным Минздрава в 2016 году на препараты для 84 льготников пошло более 449 млн рублей. При этом один такой  рецепт в среднем стоил больше миллиона рублей.

В рамках республиканской программы «Обеспечение лекарственными средствами ветеранов тыла, реабилитированных лиц и признанных жертвами политических репрессий» в минувшем году за льготными рецептами обратилось 1641 человек. Было выписано и обслужено более 27 тысяч таких рецептов.

При этом, заметил Михаил Охлопков, благодаря информатизации в отрасли, теперь в Минздраве могут практически в режиме онлайн контролировать сколько, когда и чего получал каждый льготник республики.

– Мы создали единый реестр больных и теперь видим, какой препарат,  за какую цену и когда был выдан пациенту. Это обеспечивает контроль, прозрачность и помогает разбираться с претензиями в наш адрес. И когда люди порой говорят, что чего-то не получили, мы оперативно можем проверить информацию, — сказал он. —  Это очень важно: ведь на одного льготника тратятся десятки тысяч рублей…

В общих цифрах финансирование дополнительного лекарственного обеспечения в Якутии по сравнению со многими другими регионами России выглядит неплохо. Например, В Хабаровском крае с населением 1млн 333 тысячи жителей, субсидии на социальную поддержку льготников составили в 2016 году 458 млн рублей. В Якутии, где живет меньше миллиона человек,  848  млн.

И все-таки, считают в Минздраве, денег в 2017 году на это выделено маловато.

– В 2016 году финансирование  ДЛО составило 1 млрд 259 млн , в 2017-м – 1 млрд 165 млн. А требуется нам 1 млрд 638 млн, — сказал министр, попутно сообщив, что вопрос выделения недостающего его ведомство сейчас отрабатывает с Минфином РС(Я).

Аптеки есть, лицензии – нет

Лекарственное обеспечение – процесс многоступенчатый. И когда на каком-то этапе случается сбой, аукаться это может задержками в поставках  препаратов.

Об этом зашла речь, когда  народный депутат Жанна Егорова  поинтересовалась, вовремя ли льготники обеспечиваются лекарствами.  Министр честно признал:  сбои бывают.

– Это вызвано, в основном тем, что не всегда в районах успевают провести торги, что часто связано с постоянно меняющимися требованиями к  госзакупкам. В этом году, к примеру, вовремя они не состоялись в Мирном, Ленске, Алдане, — сказал Михаил Охлопков.

Правда, тут же добавил:  из-за бюрократических проволочек без лекарств больные все же не остаются.  «Мы научились подстраховываться. Активно используем  малые закупки, а также прямую выписку рецептов на конкретных больных»,  — рассказывал он.

Судя по всему, удалось  Минздраву решить и такую острую проблему последних лет, как нехватка в отдаленных районах аптек. Долгое время, к примеру, ее не было в Анабарском районе.

– Действительно, в 2016 году самым проблемным в этом плане был  Анабарский улус, но теперь мы открыли там  аптечный пункт АО «Сахафармации», так что вопрос снят. Сегодня аптеки есть везде, — сказал министр. – Вообще, на 1 января 2017 года лицензия на осуществление фармдеятельности есть у 300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих 983 аптечных объекта. В тех населенных пунктах, где аптек нет, лекарствами население обеспечивают ЦРБ через свои участковые больницы и врачебные амбулатории.

На справедливое замечание Жанны Егоровой, что районам нужны не только аптеки, но еще и фармацевты, министр ответил, что практически во всех районах провизоры есть. Этому помогло то, что таких специалистов готовят в Якутском медицинском колледже.  «Медсестры обучаются на базе ЯМК, после чего получают сертификаты провизоров и фармацевтов», — сообщил он.

А вот чего не удалось республиканскому Минздраву, так это сделать так, чтобы все ЦРБ Якутии имели современные лицензии на обеспечение наркотическими препаратами, что очень важно для онкобольных. Это выяснилось, когда депутат Алена Атласова поинтересовалась, каков сегодня в районах порядок выписки обезболивающих для пациентов с раком.

Оказалось: лишь 6 центральных районных больниц имеют лицензию на обеспечение наркотическими препаратами, которая  по современным требованиям должна распространяться не только на саму ЦРБ, но и на ее участковые больницы и ФАПы.

«Лицензии  старого образца есть у всех районных больниц, но по новым правилам они должны распространяться еще и на  участковые больницы и ФАПы. Вот этот момент учли не все. Мы взяли это под свой контроль», — сказал министр.

Между тем, говоря собственно о выписке обезболивающих, он заметил, что процедура сейчас максимально упрощена. Рецепт  можно выписать на 15 дней, а не на 3, как раньше, и т.д.

Поделиться полномочиями

Конечно, по сравнению с тем, что было в 90-ые годы, нынешнюю систему лекарственного обеспечения  тяжелобольных можно считать несомненным прорывом. Но проблемы есть, что признают и в республиканском Минздраве.  С одними при желании можно справиться и на местном уровне. С другими – только при поддержке федерального центра.

Последнее, в частности, касается расширения перечня ЖВНЛП – жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов, который утверждается исключительно федеральным правительством. А также коррекции базовых федеральных программ.

– Мы уже внесли предложение в адрес Комитета Госдумы РФ по охране здоровья о расширении перечня высокозатратных нозологий и  возложении на Минздрав РФ полномочий по централизованной закупке лекарств для орфанных заболеваний. Последнее было поддержано – на том же настаивают и другие российские регионы, — рассказывал министр.

Если предложения якутян пройдут, то это позволит хотя бы отчасти снизить нагрузку на бюджет республики, связанную с покупкой лекарств для льготников. А она, между тем, в последние годы все растет – это вызвано увеличением числа тех, кто имеет право на такую льготу.

– Во-первых, благодаря новым стандартам лечения повысилась выживаемость больных, что конечно, нас радует.  Во-вторых, улучшается выявление первичного заболевания, а значит, и назначение более раннего лечения. Это хорошо, но в то же время дополнительным бременем ложится на бюджет, — объяснял министр.

Впрочем, есть и еще одна причина непредвиденных расходов. Это увеличение числа федеральных льготников, решивших монетизировать свою льготу. «Но поскольку их заболевания остаются с ними, то рано или поздно наступает момент, когда лекарства им все равно требуются. Тогда они приходят уже к нам, автоматически становясь региональными льготниками, и если мы не обеспечиваем их препаратами в срок, тут же вмешивается прокуратура», — говорил министр.

Вот почему, в Минздраве очень надеются перепоручить федеральному центру хотя бы часть «лекарственных» полномочий, – особенно в тех программах, где один рецепт тянет на миллион. Тогда республика получила бы возможность  оперативно решать проблемы региональных льготников. И возможно, короче станет путь движения рецептов…

Елена ЕЛЕНИНА

Поделиться