965

22 мая 2017 в 10:15

Вопросов пока больше, чем ответов

В пятницу в парламенте состоялся «круглый стол» на тему «Подготовка научно-педагогических кадров в Республике Саха (Якутия): проблемы и пути совершенствования»

Открывая «круглый стол», председатель постоянного комитета Ил Тумэна Антонина Григорьева отметила, что данная тема поднимается в стенах парламента впервые и это вызвано тем, что привычная система подготовки научно-педагогических кадров претерпела изменения в связи с принятием нового закона «Об образовании».

«Ведущие вузы России – это около 50 образовательных организаций – получили право разрабатывать самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты (СУОС) и образовательные программы на их основе. Первый выпуск по программам аспирантуры состоится в этом 2017 году, но уже сейчас новый статус аспирантуры поставил целый ряд вопросов, прежде всего, в понимании цели, задач и эффективности программ подготовки научно-педагогических кадров», – подчеркнула Антонина Афанасьевна.

Первый заместитель министра образования и науки Михаил Присяжный отметил, что количество защитившихся по итогам обучения в период 2000-2010 гг. составило 20%, то есть каждый пятый. Однако, начиная с 2010 года идет значительное сокращение. Критерием успешного завершения аспирантской подготовки является защита кандидатской диссертации в период обучения. Но, к примеру, в 2015 г. из 101 человек лишь 2 аспиранта защитили диссертацию (менее 2%).

«В настоящее время в рамках целевого обучения в 32 учебных и научных заведениях высшего образования ведется подготовка научно-педагогических кадров по программам аспирантуры. Всего обучается 45 специалистов по 20 направлениям. За последние годы существенно уменьшилось количество исследователей. Всего 1180 человек заняты научными исследованиями и разработками, из них научную степень доктора наук имеют 172 человека, кандидата наук – 519», – сообщил заместитель министра.

Между тем, по сравнению с 2000  г. численность аспирантов в высших учебных заведениях увеличилась почти на 37%, а в научно-исследовательских институтах сократилась на 5%.

С состоянием дел и тенденциях в аспирантской подготовке ознакомили ответственные по данной тематике в СВФУ им. М.К. Аммосова, ЯГСХА, АГИКИ. Проблема оценки достижений молодых ученых, определение наиболее эффективных исследований, формы и способы поддержки аспирантов, смена поколений, публикационная активность, необходимость в процессе обучения зарабатывать деньги, трудности с трудоустройством по специальности, подготовка высококвалифицированных специалистов для приоритетных областей науки, техники и технологий – широк спектр озвученных на «круглом столе» вопросов.

Таким образом, основная задача  – совместными усилиями разработать комплекс механизмов и мероприятий развития кадрового потенциала для сферы науки и разработок для плана реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), разработать новые подходы к созданию условий для реализации талантов молодых исследователей и инженеров в науке и инновационной сфере. Впредь необходимо уделить приоритетное внимание созданию условий для плодотворной, результативной работы молодых ученых, их карьерного роста, эффективной реализации интеллектуального потенциала.

По результатам работы «круглого стола» будут сформированы предложения и рекомендации для органов власти, курирующих вопросы науки.

Справка:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 определил программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в качестве программ третьего уровня высшего образования. Во исполнение требований закона Минобрнауки России разработало ряд нормативных правовых актов. К примеру, утверждены 53 федеральных государственных образовательных стандарта по направлениям подготовки уровня подготовки кадров высшей квалификации. Утверждены и модернизированы 8 подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию обучения в аспирантуре.

Поделиться