919

16 марта 2018 в 17:01

Новый шанс для участковых больниц

Готовятся поправки в федеральный закон об охране здоровья
Круглосуточные стационары в труднодоступных наслегах должны быть сохранены. Именно на это нацелен новый федеральный законопроект, который на днях рассмотрели в парламенте республики.

Поправка за поправкой
Стоит заметить, что Якутия к нему имеет самое непосредственное отношение. Во-первых, потому, что поправки в федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» были инициированы депутатом Госдумы Галиной Данчиковой, которая в нижней палате российского парламента представляет Якутию. А во-вторых, потому, что хотя это и новый законопроект, но логически он продолжает ту работу по коррекции перекосов действующего федерального закона об охране здоровья, которую республика начала давно. «Главная цель законопроекта – сохранить стационары», — сообщила Галина Данчикова.
О том, что закон, не принявший во внимание многие региональные особенности, оказался достаточно «проблемным», напомнил спикер парламента РС (Я) Александр Жирков во время расширенного заседания постоянного комитета по здравоохранению, соцзащите, труду и занятости, в котором помимо народных депутатов, приняла участие депутат Госдумы Галина Данчикова и представители органов исполнительной власти. Спикер заметил: за эти годы в него было внесено уже 42 поправки. Одна из последних, инициированная, кстати, как раз Якутией, принята совсем недавно – в 2017 году.
Вообще же проблемные места документа проявились быстро. «Действующий сегодня федеральный закон об охране здоровья был принят в 2011 году, и у республики сразу возникли к нему принципиальные вопросы. Они касаются оказания первичной медпомощи в круглосуточных стационарах с учетом территориального расселения», – сказал Александр Жирков.

То ли есть, то ли нет
Ситуацию конкретизировал первый заместитель здравоохранения Якутии Олег Припузов, который заметил: после принятия закона в подвешенном состоянии фактически оказалась 151 участковая больница.
– В республике много труднодоступных, отдаленных населенных пунктов и большая часть — в зоне сезонной транспортной доступности. 76 участковых больниц и 82 ФАПа находятся как раз в таких местах. При этом проблема в том, что сегодня нет установленного норматива оказания медпомощи в условиях круглосуточного стационара в отдаленных населенных пунктах с плохой транспортной доступностью. Что это значит? Да, у нас есть участковые больницы. Но если подходить строго по закону, то они не имеют права существовать, — сказал он.
Дело в том, что согласно федеральному законодательству в России сегодня установлена трехуровневая система оказания медпомощи. Первый уровень, к которому относятся участковые больницы, предполагает лишь первичную медико-санитарную помощь вне стационаров. Круглосуточные стационарные койки могут иметь только центральные районные больницы, а вот участковые — нет. Это значит, что Минздрав Якутии обязан был давно закрыть стационары в участковых больницах, переведя их в лучшем случае на дневную форму работы.
Это нововведение вполне допустимо для центральных регионов России, где все рядом, где границу между двумя населенными пунктами иной раз можно даже не заметить и бригадам «Скорой помощи» несложно в экстренных случаях добраться до больных. Для Якутии же, где соседние поселки отделяют сотни километров, а в качестве дороги – только зимник, медицинская помощь жителям таких наслегов оказалась под вопросом.
К тому же большинство маленьких ЛПУ – если строго следовать действующему законодательству – в дальнейшем может и вовсе прекратить свое существование в своем нынешнем виде. «Согласно приказам и стандартам Минздрава РФ возможно серьезное сокращение участковых больниц и амбулаторий. Часть из них могут быть реорганизованы в ФАПы, часть – закрыться», — сообщил Олег Припузов, заметив, что в этом случае не уцелеть даже центральной районной больнице малонаселенного Эвено-Бытантайского района.

Узаконить!
Для решения этой проблемы в разные годы предлагались разные идеи. Частично их удалось реализовать.
Например, в федеральный закон об охране здоровья прошли поправки, инициированные Ил Тумэн, о том, что любые решения о ликвидации маленьких стационаров в отдаленных наслегах должны приниматься только после положительного заключения специальной комиссии и только с согласия местных жителей (если больница единственная). Это стало откликом на многолетние усилия республики по продвижению законодательной инициативы Ил Тумэн — поправок в статьи 33 и 81 все того же федерального закона об охране здоровья.
Законопроект «О внесении изменений в статьи 34 и 42 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», подготовленный Галиной Данчиковой, — это еще один шанс поставить точку в затянувшемся неопределенном существовании участковых больниц. При этом статью 34 предлагается дополнить следующим предложением: «Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь,  в случае отсутствия транспортной доступности при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, сопровождающихся угрозой жизни пациента, может оказываться медицинскими организациями (подразделениями медицинских организаций) первичной медико-санитарной помощи».
Статья 42 по замыслу автора должна звучать так:  «Особенности организации оказания медпомощи, в том числе предоставления дополнительных видов и объемов медпомощи, предусмотренных законодательством РФ, гражданам, проживающим в населенных пунктах с численностью от 100 до 2000 человек, а также особенности финансового обеспечения оказания им медпомощи устанавливаются постановлением Правительства РФ».
В Минздраве Якутии считают: это помогло бы проблему решить.
– В первой поправке, по сути, речь идет о тех стационарных койках, которые могли бы открываться на какое-то время. Например, когда у жителя маленького населенного пункта развивается инсульт, то медпомощь ему нужно оказывать незамедлительно, не дожидаясь санитарного рейса. Своим приказом мы уже предусмотрели развертывание в таких случаях экстренных стационаров, но финансируем их на свой страх и риск. Вторая поправка, как раз касается финансирования уже постоянных стационаров в труднодоступных местах, делающая их существование легитмным, — прокомментировал законопроект Олег Припузов.
Впрочем, у депутатов возникло немало вопросов. В частности, Евгения Михайлова обратила внимание на то, что в новом законопроекте не очень четко отражено понятие транспортной доступности. В конечном итоге такие непроработанные моменты могут стать барьером для его принятия.
Однако, как пояснила Галина Данчикова, она как раз и рассчитывает на то, что совместно с парламентом Якутии текст удастся отшлифовать так, чтобы вопросов не возникало.
– Мы вносим законопроект, нацеленный на то, чтобы сохранить такие стационары, и чтобы их можно было финансировать на законных основаниях. Причем, речь идет не только о Якутии. Труднодоступные местности есть в Красноярском крае, Томской области и т.д. Во многих регионах есть районы, где сталкиваются с аналогичными проблемами. Вот почему нашу закинициативу поддерживают как в других субъектах РФ, так и в Комитете по охране здоровья Госдумы. Там понимают: этот вопрос надо решать, — сказала Галина Иннокентьевна.

Есть ли шансы?
Можно сказать так: после послания Владимира Путина Федеральному Собранию, где он заявил, что бездумно оптимизировать лечебную сеть нельзя, шансов для принятия законопроекта стало больше.
«Когда президент РФ обратил на это внимание в своем Послании, у нас появилась еще одна возможность внести соответствующие изменения, которые как раз идут в рамках его поручения в части обеспечения россиян, живущих в труднодоступных населенных пунктах, круглосуточной медпомощью», — заметил Александр Жирков.
А потому в ближайшие дни в парламенте будет создана рабочая комиссия, задача которой – как можно быстрее отшлифовать законопроект, который нужен многим регионам.

Поделиться