783

14 декабря 2018 в 14:11

Ассамблея как инструмент для диалога

В июле нынешнего года при Госсобрании (Ил Тумэн) была образована Ассамблея депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Накануне ее первого заседания, которое должно состояться 17-18 декабря, мы встретились с заместителем Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктором Губаревым.

– Виктор Николаевич, каковы причины создания Ассамблеи?
– Прежде всего, необходимо отметить, что за последнее время, начиная с 1990-х годов, принято более 20 законов, которые направлены на поддержку, обеспечение гарантий и защиту прав коренных малочисленных народов Севера, т.е. создана достаточно хорошая региональная законодательная база. Большую работу по защите интересов, сохранению языка и культуры северных народов проводят общественные организации, объединения КМНС, а также депутаты, которые работают на разных уровнях в муниципальных образованиях нашей республики.
Государственное Собрание (Ил Тумэн), в частности, постоянный комитет парламента по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, народные депутаты республики уделяют большое внимание работе с территориями, где проживают коренные малочисленные народы Севера. А в нашей республике, как вы знаете, статус национальных имеют 5 районов, а проживают представители КМНС в 21 районе республики, в более чем 70 поселениях. Но если на районном уровне у нас существует стройная система в отношении законодательства, нормативно-правовых актов, то на местах хотелось, чтобы эта работа стала более активной и последовательной.
Возьмем, к примеру, вопросы продовольственного обеспечения на северах. Если раньше, в советские времена, в один только район завозилось, скажем, около 600 тонн картофеля, то сегодня эти же 600 тонн завозится во все 13 северных районов Якутии. Это наглядно свидетельствует, что сегодня даже существующие нормы обеспечения продовольствием, доступность его по ценам, не отвечают никаким требованиям. Поэтому на местах хотелось бы, чтобы местные депутаты-представители КМНС не просто ставили вопросы, а более настойчиво добивались принятия нормативно-правовых актов, которые могли бы облегчить эту ситуацию. Конечно, мы понимаем, что нужно обеспечить, в первую очередь, вопросы северного завоза, ценообразования, вопросы тарифов на авиационное обеспечение. Все это, конечно же, требует решения центра, но и на местах можно, при утверждении бюджетов, думать и ставить, скажем, вопросы строительства тех же овощехранилищ, воссоздания системы транспортного обеспечения, контроля над зимними перевозками, ведения зимников и т.д. – вот такие практические вопросы. Это с одной стороны.
С другой, можно до бесконечности ставить вопросы, а их решения так и не добиться. Поэтому Ассамблея ставить своей задачей, чтобы обязательно ее решения были рассмотрены на высшем государственном уровне в республике – в Госсобрании (Ил Тумэн) и Правительстве РС (Я).
В первую очередь, Ассамблея создана для того, чтобы приблизить власть к народу, дать возможность коренным малочисленным народам Севера, в лице их народных избранников, донести актуальные вопросы, наболевшие проблемы до законодательных и исполнительных органов госвласти республики. Как известно, депутатам районного, поселкового, наслежного уровней редко, когда удается приехать в столицу республики, ведь многие живут в отдаленных северных и арктических улусах. В свою очередь, региональные законодатели не всегда могут побывать в тех наслегах, где проживают коренные малочисленные народы Севера. Поэтому когда депутаты-представители КМНС будут приезжать на заседания Ассамблеи, они смогут не только принять участие в проводимых мероприятиях, но и лично встретиться и пообщаться с депутатами Госсобрания (Ил Тумэн), представителями различных министерств и ведомств республики, озвучить свои проблемы, что поможет в их разрешении.
К тому же, заседания Ассамблеи – это и взаимный обмен мнениями, опытом работы, в результате которого, возможно, решение коллективным разумом каких-то вопросов, это и практическая, взаимная помощь в реализации, казалось бы, нерешаемых вопросов.
Во-вторых, здесь есть и мотивационный момент. Приняв участие в Ассамблее, депутаты увидят, как работают региональные законодатели, представительные органы муниципальных образований, выяснят для себя непонятные моменты, а главное – получат мотивацию, вдохновение и с новыми силами возьмутся за работу на местах.
И, в-третьих, создание Ассамблеи, я думаю, позволит повысить роль и ответственность депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера Якутии, расширит их полномочия, повысит эффективность депутатской работы на местах.

– Какие актуальные вопросы, касающиеся коренных малочисленных народов Севера, сегодня требуют решения?
– Надо сказать, что проблемных вопросов много. Один из них касается отметки о национальной принадлежности в охотничьем билете. Насколько известно, и в федеральном, и республиканском законах об охоте есть статьи, которые предусматривают возможность отметки в охотничьем билете представителям КМНС об их национальной принадлежности. По существу, этими статьями дается право КМНС на охоту и рыбалку в целях пропитания без необходимости получения каждый раз в райцентре разрешения или лицензии. Но поскольку эти статьи не работают уже несколько лет, оленеводов и рыболовов из числа КМНС часто штрафуют.
По этому вопросу в ноябре нынешнего года в правительстве республики прошло совещание под председательством Дениса Белозерова. Зампред правительства поставил задачу перед Министерством экологии, охраны природы и природопользования РС (Я) до 20 декабря разработать и внести ему на рассмотрение проект постановления о механизмах реализации статьи республиканского закона об отметке в охотбилет представителям КМНС, дающий им право на добычу объектов животного мира.
Здесь надо отметить, что до 2015 года орган федеральной миграционной службы давал коренным малочисленным народам Севера вкладыш к паспорту о принадлежности к представителям КМНС. Но с 2015 года это было отменено. Таким образом, сегодня свою национальную принадлежность коренные малочисленные народы Севера могут доказать только свидетельством о рождении. Поэтому этот вопрос является одним из самых актуальных.
Конечно, жизненно важным вопросом остается вопрос по зимникам. Из-за того, что они поздно открываются, на севера не успевают завезти продукцию производственно-технического назначения, продукты питания. Поэтому в районах ставят вопрос о том, чтобы зимники открывались постепенно, по тоннажу, как это делается на переправе «Хатассы – Павловск».
Еще одним важным вопросом, касающийся КМНС, является реализация республиканского закона «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС (Я)», принятого в 2010 году. Этот закон может заработать в полную силу в том случае, если будет прописана ответственность за его неисполнение, в том числе, недропользователями федерального уровня, которые приходят работать в республику извне. Казалось бы, ответственность недропользователей прописана в КОАП, но штрафы там копеечные. Для федеральных недропользователей легче этот небольшой штраф заплатить, чем по итогам этнологической экспертизы они будут платить миллионы рублей.
Кроме этого, при получении недропользователями лицензии на разработку месторождения на территории нашей республики в перечень документов необходимо внести обязательное предоставление готового заключения об этнологической экспертизе. Пока эти изменения не будут включены в республиканский закон, мы не дождемся значимых результатов.

Поделиться