629

11 ноября 2019 в 16:12

Сложный. Программный. Социально направленный

«Открытый парламент» провел процесс публичных слушаний бюджета Якутии

В республиканском медиа-центре «Сахамедиа» 6 ноября по инициативе Госсобрания (Ил Тумэн) была организована дискуссионная площадка «Открытый парламент» в рамках которого в режиме онлайн трансляции прошли публичные слушания проекта госбюджета на ближайшие три года. В обсуждении госбюджета приняли участие народные депутаты республики, члены правительства, эксперты, представители районных советов депутатов, главы наслегов и районов, общественность. За два с лишним часа стороны смогли обсудить параметры главного финансового документа республики и обсудить проблемные вопросы.

Слушания начались со вступительных слов спикера Госсобрания (Ил Тумэн) Петра Гоголева, председателя правительства Якутии Владимира Солодова. Затем были заслушаны доклады министра экономики Майи Даниловой, министра финансов Валерия Жондорова, заключения экспертов.
В своей речи Петр Гоголев отметил, что у народных депутатов республики есть определенные вопросы по внесенному в Ил Тумэн проекту госбюджета. «Нас беспокоят некоторые цифры. Мы видим, что по сравнению с 2018 годом, например, по налоговым доходам есть увеличение, а по неналоговым доходам – снижение. Во время последнего пленарного заседания парламента, в ходе корректировки бюджета, мы говорили о недополученных доходах. Это нужно обсуждать, об этом нужно говорить», – сказал председатель Ил Тумэна.

Сложный бюджет
Председатель правительства Якутии Владимир Солодов обратил внимание на то, что проект бюджета был сформирован в непростых экономических условиях. «При благоприятной в целом конъюнктуре, которая складывается с точки зрения экономического роста, есть один очень значимый фактор, оказывающий давление на поступление средств в бюджет республики. Это конъюнктура на мировом алмазном рынке. Мы уже констатируем сокращение продаж у системообразующей компании Якутии «АЛРОСА» за 2019 год примерно на уровне 35%. Это не может не оказывать влияние на поступления в наш бюджет. Поэтому проект бюджета сложный, мы его формируем в таких сдержанных условиях», – сказал Владимир Солодов.
Премьер правительства добавил: «Мы исходим из безусловного исполнения стратегических указов главы республики, сохранения всех социальных обязательств: доступности медицины, образования, индексации реальных доходов работников бюджетной сферы на уровне планируемой инфляции. Мы будем продолжать сохранение доступности коммунальных услуг населению, а также заниматься повышением размера заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, которые подпадают под «майские указы» главы государства, и иным категориям бюджетников».
Владимир Солодов подчеркнул, что бюджет-2020 сохраняет социальную направленность. В общей сложности 145 млрд рублей составляют социальные расходы, это 80% расходов госбюджета республики.
Министр финансов Валерий Жондоров сообщил, что основные параметры госбюджета Якутии составят: по доходам – 179 млрд 333 млн рублей в 2020 году, 187 млрд 242 млн рублей в 2021 году и 175 млрд 872 млн рублей в 2022 году; по расходам – 180 млрд 331 млн рублей, 188 млрд 240 млн рублей и 176 млрд 871 млн рублей соответственно. Дефицит планируется на уровне 998 млн рублей на три года.
Валерий Жондоров сообщил, что параметры государственного бюджета сформированы по 26 государственным программам, направленным на достижение шести стратегических целей и непрограммной части.
«Одной из ключевых задач правительства Якутии на ближайшие годы является эффективная реализация национальных проектов. Из 78 федеральных проектов Якутия реализует 52 региональных проекта», – сказал министр.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Якутии на 2020 год составит 6 млрд 865 млн рублей, на 2021 год – 8 млрд 521 млн рублей, на 2022 год – 8 млрд 572 млн рублей.
Валерий Жондоров обратил внимание на увеличение объема инвестиционной программы Якутии на 22 млрд в 2020 году, 24 млрд рублей – в 2021 году.
Среди приоритетов он назвал республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», строительство объектов в рамках региональных проектов, направленных на достижение федеральных проектов, реализацию мероприятий Плана социального развития центров экономического роста, строительство объектов социальной сферы по соглашениям государственно-частного партнерства и обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объемы федеральных трансфертов учтены в соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Слово экспертам
Профессор, член Общественного совета при Минфине Якутии, доктор экономических наук Туйара Гаврильева назвала бюджет программным – более 94% расходов распределяется по республиканским госпрограммам, которых 26. Расходы на реализацию ряда программ в 2021 и 2022 годах сокращаются, при этом расходы на содержание персонала не меняются. Она указала на высокий уровень госдолга республики, который не меняется до 2022 года практически.
Советник ректора СВФУ, кандидат экономических наук Валентина Кондратьева отметила: «Вводятся новые месторождения, открываются новые рабочие места, но если посмотреть на структуру занятости населения в этой сфере, то в 2020 году она растет всего на 200 человек. Мы много говорим о стройках, инвестиционной составляющей, но численность занятых в строительстве падает. На это стоит обратить внимание».
Директор Якутского филиала АО «Россельхозбанк» Василий Тимофеев предложил пересмотреть налоговые преференции для предприятий нефтегазовой отрасли, заняться активным трудоустройством местного населения в эти компании, потому что основной контингент на данный момент – это вахтовики. Тимофеев отметил значительное снижение расходной части бюджета по госпрограмме сельского хозяйства – на 33%, по другим программам эта цифра равняется 9-12%.
Директор Финансово-экономического института СВФУ, кандидат экономических наук Анна Набережная предложила внести изменения в методику оценки уровня бедности, включив туда, к примеру, имущественный комплекс. «В том виде, в котором сегодня органы госстатистики оценивают бедность – по доходам, многих можно причислить к бедным. А если оценивать имущественный комплекс, доходы от этого, то показатели бедности можно было бы уменьшить на 5-6%», – сказала эксперт. В целом проект бюджет получился социально-ориентированным и направленным на повышение качества и уровня жизни населения и сокращения бедности, добавила она.

Обсуждая проблемные вопросы
В ходе «Открытого парламента» по видеоконференцсвязи прозвучали вопросы из Мирнинского, Булунского, Амгинского, Момского районов. Замглавы Мирнинского района Георгий Башарин обратил внимание на то, что с 1 января 2020 года изменяется принцип зачисления штрафов в уровни бюджетной системы РФ. Ввиду того, что уполномоченными органами являются органы госвласти, все штрафы будут поступать или в федеральный, или республиканский бюджеты. При этом органы муниципальной власти осуществляют ряд высокозатратных полномочий, например, по содержанию и ремонту автомобильных дорог. В связи с этим мирнинцы предлагают передать на уровень муниципалитетов штрафы в области дорожного движения, которые стали бы источниками муниципальных дорожных фондов.
Глава Булунского улуса Игорь Кудряшов поставил вопрос об эффективности различных проектов по развитию Арктики. «Нас интересует, как эти проекты скажутся на снижении уровня бедности сельских жителей арктических районов?», – спросил глава.
Первый вице-премьер Алексей Стручков ответил, что проект новой госпрограммы развития арктических районов направлен на социально-экономическое развитие 13 арктических районов. В рамках этой программы будут реализованы не только социальные проекты, но и проекты, направленные на создание рабочих мест в северных районах, прежде всего, в сфере предпринимательства, малого и среднего бизнеса. «Есть инвесторы, которые готовы реализовать инвестпроекты на территории арктических районов. Все это в совокупности и будет формировать будущее нашей Арктики», – сказал А.Стручков.
Председатель районного совета депутатов Сунтарского улуса Ульяна Попова подняла вопрос пересмотра методики расчета оплаты проезда в отпуск. Дело в том, что сегодня методика предполагает оплату проездных расходов с Сунтар до Якутска только наземным путем. Ульяна Попова отметила, что Сунтарский улус находится от столицы республики в тысячах км. Круглогодичного сообщения нет. В этой связи она просила пересмотреть возможность компенсации расходов оплаты проезда в отпуск и воздушным путем.
Председатель районного совета депутатов Амгинского улуса Софья Александрова спросила, сколько будет составлять субсидия и закупочная цена за 1 литр молока в 2020 году и какие меры господдержки для личных подсобных хозяйств будут предприняты в целях сохранения поголовья скота и лошадей.
Зампред правительства Денис Белозеров ответил, что нынешний объем будет сохранен на уровне. Он отметил, что закупочная цена на молоко состоит из двух частей – 35 рублей за литр молока выделяется из госбюджета, и не менее 10 рублей – закупочная цена переработчиков. Важно понять, что закупочную цену устанавливают учредители, пайщики кооператива, поэтому целесообразно вести работу на местах, сказал он.
Что касается господдержки личных подсобных хозяйств, то зампред сообщил, что с текущего года специально для личных хозяйств, желающих сохранить и увеличить поголовье, реализуется проект «Агростартапы».
Народный депутат Якутии Валерий Лютый акцентировал внимание на проблему обеспечения многодетных семей земельными участками с необходимой инфраструктурой. Общественник, руководитель общественной организации «Союз родителей Туймаады» Вилюяна Никитина подняла вопрос нехватки школ в Якутске. Министр экономики Майя Данилова ответила, что в ближайшее время будет построен пристрой к 31-й школе, а в течение трех лет в Якутске введут восемь новых школ.
Председатель Нюрбинского районного совета депутатов Сергей Евсеев выразил беспокойство по поводу сокращения расходов на содержание органов МСУ. «По сравнению с прошлым годом сокращение составит 50%, при этом сокращению подлежат младший обслуживающий персонал и водители. И это в то время, когда мы говорим о снижении уровня бедности?», – спросил С.Евсеев. Правительство в лице Владимира Солодова и министерства экономики обещало разобраться в вопросе индивидуально. «Это не нормально сокращать расходы в два раза за один год», – сказал Солодов.
Председатель Молодежного парламента Ил Тумэна Алексей Иннокентьев спросил про сокращение финансирования госпрограммы по патриотическому воспитанию граждан и подпрограммы снижения уровня потребления алкогольной продукции на 40% и 80% соответственно. Зампред правительства Ольга Балабкина пояснила, что в данном случае речь идет не о физическом сокращении, а о перераспределении средств по другим программам. Например, часть средств ушла в мероприятия по профилактике правонарушений, а средства на патриотическое воспитание сконцентрировались в программе празднования 75-летия Победы.
В конце слушаний председатель профильного комитета Ил Тумэн Юрий Николаев высказался насчет пересмотра методики субсидирования госпрограмм. «Например, госпрограмма по развитию Арктики состоит из фонда оплаты труда министерства по Арктике. Это неправильно, когда 70% госпрограммы состоит из заработной платы. Это не программа по развитию Арктики. Есть предложение вытащить фонд оплаты труда из любых госпрограмм. Вместо этого целесообразнее было бы консолидировать все мероприятия, касающиеся развития Арктики, в одну госпрограмму», – сказал парламентарий. Юрий Михайлович также предложил правительству пересмотреть в 2020 году методику субсидирования коммунальных объектов.
Председатель Госсобрания Петр Гоголев предупредил членов правительства, что при обсуждении законопроекта о госбюджете на пленарном заседании парламента народными депутатами республики будут заданы острые вопросы. Говоря об Инвестпрограмме, спикер попросил обратить внимание на строительство, ремонт или реконструкцию объектов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне. Он также предложил кабинету министров раскрыть информацию о той работе, которая ведется по участию республики в федеральных программах. Петр Гоголев также подчеркнул, что парламент будет добиваться увеличения субсидии и цены на молоко, увеличения объемов финансирования программы «Дороги Арктики». Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) поблагодарил всех организаторов и участников публичных слушаний за конструктивный разговор.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА


Подробнее читайте в свежем номере газеты по указанной ссылке:

Парламентская газета № 44 (2089) от 8 ноября 2019 года

Уважаемые читатели!

  1. Покупая электронную версию Издания, вы осознаете, что покупаете ее исключительно для личного (семейного) пользования. Перепродажа или любая другая передача купленного вами номера газеты третьим лицам запрещается и может преследоваться по закону.
  2. Обязанности продавца, в качестве которого выступает Издание, считаются выполненными с момента отправки Покупателю ссылка на скачивание купленного и оплаченного им номера газеты.
  3. Стоимость газеты в розницу 30 руб.

ВАЖНО! Иногда, по независящим от Издания причинам, спам-фильтры Покупателя перебрасывают письмо с заказанной вами ссылкой в папку «Спам». Поэтому если вы не получили от нас автоматически сгенерированного письма со ссылкой, для начала проверьте папку «Спам». Если его нет и там — обращайтесь в нашу редакцию.

Поделиться