796
08 августа 2019 в 14:25
10 тысяч раз о Крыме
Людей, еще не побывавших здесь, все меньше и меньше. Если вы работаете в бюджетной организации (особенно относится к невыездным гражданам – представителям силовых структур), то, вероятнее всего, уже составили за прошедшие пять лет свое мнение о самом новом регионе Российской Федерации. Но список отдохнувших за пятилетку в реальности еще больше – почему бы не побывать в местах, о которых столько говорят и пишут? Вот, к примеру, небезызвестный Илья Варламов год назад опубликовал ряд youtube-роликов с перечислением 10 причин, согласно которым он любит и ненавидит (именно это видео наделало много шума) Крым. Проведя две недели в теплых краях, напишу свои 10 тысяч субъективных знаков.
Природа. Вот главная причина, ради которой однозначно стоит купить билет в Симферополь и отправиться изучать полуостров. Здесь фантастически красивые пейзажи на самый разный вкус – от пустынь Тарханкута до скалистых гор Судака, от теплых пляжей Нового Света до горных ручьев Мангуп Кале. Тот, кто раздает сверху красоты, не поскупился и одарил щедрейшим образом этот участок земли, не побоюсь обозначить как клочок – по сравнению с масштабами родных просторов Якутии. И, разумеется, именно в виду ограниченного пространства (республику при желании можно проехать за день вдоль и поперек) эту красоту можно посмотреть хотя бы одним глазком за короткое время. Ну а за две недели – тем более. Попробуйте изучить за этот же период Якутию – сие де-факто невозможно хотя бы из-за многодневных ожиданий нужного рейса. Ну и, собственно, разница в турпотоке – от рекордных 6,8 миллионов, что Крым «отметил» в прошлом году до нескольких тысяч, пожелавших посетить далекую Якутию.
Дороги. Они, товарищи, оставляют желать лучшего. И ощутить эту «прелесть» придется сполна, если вы остановитесь за десятки километров от таких густонаселенных пунктов, как столица региона, или Алушта, или город федерального значения Севастополь. Мы базировались в поселке Новофедоровка (порядка 20 км от Евпатории) и каждый день выезжали согласно расписанному 10-дневному графику по всему Южному берегу Крыма. В среднем дорога занимала два часа в одну сторону и большая часть по так называемой «стиральной доске». Но строительство дорог идет, и вероятно, еще через пять лет, без претензии на хайвэи, дороги будут облагоустроены получше, чем трасса за Мохсоголлохом и далее на Ленские столбы, куда едут в основном туристы в наших краях. Думается, как нам стыдно за эту основную турдорогу, примерно так и крымчанам за свои «стиралки».
История. Она здесь богатейшая: от развалин Херсонеса до площади близ республиканского парламента в Симферополе, где весной 2014 года разворачивались события новейшей истории региона. От Екатерины II, уделявшей большое внимание, как говорят в наши дни, инфраструктуре региона до Ялтинской конференции в феврале 1945 года, в ходе которой которой Черчилль, Сталин и Рузвельт «поделили» карту мира… Древние города и легендарные советские санатории. Множество памятных мест, где побывали культурные светила государства – от Пушкина до Высоцкого, снявшегося в нескольких фильмах на фоне живописных гор, вспомним, к примеру, «Вертикаль» – «тут вам не равнина, тут климат иной»… Словом, изучать историю Крыма можно бесконечно, причем, круг этих исторических интересов будет очерчен лично вами.
Море. Про курортную систему ничего сказать не смогу, ибо такой отдых не приемлю (но пенсия, к счастью или сожалению – не за горами). А вот про пляжный отдых, который, в общем-то, тоже особо не жалую – несколько строк можно. Море, а точнее моря – Черное и Азовское, что омывают полуостров – очень разные по местам, так сказать, омывания. Если в Алуште оно приятное, то в районе Судака или Нового Света просто чудесное, а вот в Новофедоровке довольно волнистое. Песчаного берега в общепринятом понимании вы нигде не найдете – есть мелкая или средняя галька, кое-где вперемешку с серым песком. Но степень спокойности моря выбирайте на свое усмотрение – кто-то предпочитает серфинг и другие активности, кто-то дайвинг, а большинство, конечно, по возможности штиль. В соответствии с массовостью будет и выделенная пляжная площадь на единицу отдыхающего.
Еда. Она здесь вкусная и наисвежайшая – только что сорванный виноград (на прилавках или прямо у дороги на лотках) или дикорастущая алыча (практически бесплатно), на которую покушаются мимопроходящие северяне, не привыкшие к подобному изобилию. Персики и абрикосы, дыни и арбузы, миндаль и грецкие орехи. Вино из массандровских и инкермановских виноделен. Свежая рыба и морепродукты на разный вкус. Мясо, вобравшее вкус местных лугов и полей. Ешь не хочу. Конечно же, побывать здесь и не распробовать все и вся практически преступление для неизбалованного свежими вкусностями якутянина. Но вот что может остановить – цены на перечисленное изобилие. Виноград – 350 рублей за килограмм, на арбуз цены за время нашего пребывания упали с 30 до 20 рублей, чебурек, который готовится за одну минуту – от 70 рублей, стакан свежевыжатого сока – 200 руб, средний чек в столовой – 400-500 рублей. Цены, конечно же, ниже, чем в нашей столице, но каждый день тратить по тысяче на человека минимум – в Якутске мы себе такого не позволяем. Хотя за всех горожан отвечать не буду.
Сервис. А потому, просчитав предстоящие расходы вместе с культурной программой, мы записались на полупансионное обслуживание – проживание в гостевом доме, ежедневные экскурсии (10 дней и 1 выходной), завтрак и ужин. Все это обходится в 33 тысячи с человека за 11 дней. Не дешево, но и не дорого – экскурсии на очень хорошем уровне (разве что переезды довольно утомительны), проживание в двухкомнатных апартаментах (это на троих) общей площадью метров 50, вкусное, практически домашнее питание по утрам и вечерам. Из минусов – плохие дороги и жизнь по расписанию с ограниченным количеством людей. В целом я довольна, в отличие от Варламова, таким сервисом по-крымски. Что касается первых трех «диких» дней, проведенных в Алуште и свободного времени в Новофедоровке, то цены на еду в столовой и различные развлечения, на мой взгляд, явно завышены.
В архитектурные особенности вдаваться не буду (образование, скажем так, не позволяет), но, пожалуй, Илья Варламов прав – много бардачного строительства и мусора. Облагораживание территорий идет, но, очевидно, за первую «пятилетку» крымские благоустроители рекордов явно не побили. И еще немного «антиварламовщины» – уж не знаю, в каких отелях он там останавливался за 8-10 тысяч рублей в сутки с неприветливым персоналом, в нашем гостевом доме и окрестностях на руках, может, нас и не носили, но и грубого слова в свой адрес не услышали. Кстати, в Новофедоровке в «культурно-бытовом» плане мне понравилось больше, чем в поселковом «собрате» Лазаревском, что находится в Краснодарском крае и где также любят проводить отпуск земляки.
Санкции. Они делают свое дело – здесь мы днем с огнем не найдем привычные банки, связь и интернет явно не на том уровне, к которым мы привыкли дома. Нет и сетевых «кормушек» навроде KFC и др. И тут Варламов прав, нет конкуренции с гамбургером за 50 рублей – будут чебуреки от 70 и выше. Везде в почете наличные. Словом, будьте морально и материально готовы.
Транспорт. А вот где строительство идет стахановскими темпами, якутяне итак в курсе. Крымский мост сразу начал оправдывать свою логистическую функцию, открывая дорогу на полуостров 4-5 миллионам туристам и отдыхающим, которые предпочитают въезжать именно наземным способом. В Симферополе построен и в апреле прошлого года введен в строй современнейший аэропорт «Крымская волна», способный принимать и отправлять 7 миллионов пассажиров в год. Строительство вела южнокорейская фирма, дизайн, удобство по праву сразу же внесли здание аэропорта в один из лучших во всем мире(!). Не сравнить со старым зданием, который я застала в январе 2016 года в стремлении изучить зимний Крым.
А вот крымское любопытство в прошлом году привело меня на введенный в строй мост еще летом прошлого года, от поселка Голубицкая со стороны Краснодарского края он находится в километрах 70, и сбросившись на такси с коллегами по всероссийскому шашечному турниру, в свободное время успели съездить на новенький мост и запечатлеться под его конструкциями. Он действительно шикарный. Как известно, железнодорожное сообщение по мосту намерены открыть в конце 2019 года. И тогда, скорее теоретически, чем практически, сев в один из нечетных дней на станции «Нижний Бестях» где-то через полторы недели, когда будет неважно, какой день наступил, можно очутиться в Керчи и далее куда душа пожелает. Нужен ли вам такой длительный маршрут, как говорится, личное дело каждого. А вот увидеть Крым, если вы по каким-то причинам еще не сделали этого – настоятельно советую.
Александра БУРНАШЕВА.
Фото автора.