776

27 мая 2019 в 13:53

Во сколько лет выходят на пенсию спасатели?

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председателя суда Александра Ким-Кимэн, судей Юрия Бацева, Егора Винокурова, Гаврила Кононова, Игоря Николаева 22 мая рассмотрел дело по обращению профсоюзной организации «Служба спасения РС(Я)» и заслуженного спасателя РС(Я) Андрея Юргина. Судьей-докладчиком по делу выступил Егор Винокуров.

Заявители оспаривают конституционность части 6 статьи 25 закона от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV «Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях РС(Я)», согласно которому спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как выяснилось в ходе судебного заседания, данное положение носит только «ссылочный» характер, более ничем законодательно не подкрепленный. Из-за этого республиканские спасатели оказались в несправедливой ситуации, когда им при достижении положенного федеральным законодательством стажа работы в 15 лет отказывают в праве на досрочный выход на пенсию, которым беспрепятственно пользуются их коллеги из федеральных служб спасения МЧС РФ, работающие вместе с ними бок о бок в равных условиях при осуществлении работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Якутии.
Согласно представленным заявителями материалам Андрей Юргин с 1993 года по 2003 год работал спасателем Якутской республиканской поисково-спасательной службы МЧС РФ. С 2003 года по настоящее время он продолжает работать спасателем, но уже в различных республиканских службах спасения. В 2009 году в связи с достижением 15 лет стажа работы в качестве спасателя Юргин обратился с заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ, но ему было отказано в этом, так как в специальный стаж был включен только период его работы с 1993 года по 2003 года спасателем МЧС РФ и не включены периоды работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах Республики Саха (Якутия). Для защиты своих прав далее Андрей Юргин обратился в Якутский городской суд, но судом в итоге был сделан вывод о том, «что лишь работа в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС РФ дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
«Поставленные в жалобе заявителей вопросы и представленные материалы означают, что в правилах нормативного регулирования пенсионного обеспечения спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований РС(Я) имеет неопределенность, приводящая к неоднозначности и противоречивости их официального истолкования и применения в конкретной правовой ситуации, вытекающей из правоприменительной практики, связанной с реализацией статуса спасателей, закрепляемого федеральным законодательством и правовыми нормами Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV «Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)», в том числе положением части 6 статьи 25 настоящего закона, которое непосредственно затрагивает конституционные права граждан, обладающих статусом спасателя», – отметил в своем докладе Егор Винокуров. Он также добавил, что вопрос об устранении подобной нормативной неопределенности приобретает конституционный аспект, так как существующая неоднозначность и противоречивость касается конституционных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Якутии.
Отвечая на вопрос судей о различиях между республиканскими и федеральными спасателями, Андрей Юргин сообщил, что Якутская поисково-спасательная служба находится в оперативном подчинении МЧС России. «Спасатели МЧС России и республиканские спасатели всегда работают вместе, выполняют одни и те же задачи по спасению и оказанию помощи населению республики, одинаково рискуют жизнью, спят в одних палатках и едят из одного котелка», – сказал Андрей Юргин. Но он также отметил, что между ними существуют огромные различия в части пенсионного обеспечения и выплат за проведенную работу.
По информации председателя профсоюзной организации «Службы спасения РС(Я)» Нюргустана Андреева, в республике на сегодняшний день работает 120 спасателей, из которых аттестовано 80 человек. Он сообщил, что на пенсии находится только 1 человек, который ушел на пенсию по старости лет, а работающих пенсионеров 12 человек. Нюргустан Андреев сказал, что вопрос, рассматриваемый в Конституционном суде, ранее безуспешно ставился перед Госкомитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии и министром МЧС.
Представитель Госсобрания (Ил Тумэн) Василий Иванов отметил, что данное положение закона «Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях РС(Я)» не ущемляет права спасателей служб в части права на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, в котором установлено разграничение между республиканскими и федеральными спасателями. Представитель главы РС(Я) и правительства РС(Я) Ольга Романова поддержала позицию представителя Госсобрания, добавив, что в соответствии с федеральным законодательством компетенции спасателей двух уровней власти разграничены – к компетенциям и полномочиям спасателей аварийно-спасительных служб субъектов РФ отнесены вопросы предупреждения ЧС, в соответствии с чем к региональным спасателям применяется закон о трудовых пенсиях.
Представитель ГоскомОБЖ Якутии Татьяна Гермогенова также высказала свое мнение, что рассматриваемое положение не противоречит Конституции РС(Я) и не нарушает права граждан. «Действительно, статус спасателей РС(Я) и спасателей РФ одинаков. На сегодняшний день необходимо внести законодательную инициативу о внесении изменений в федеральный закон. Такую работу необходимо провести нашему комитету, у нас уже было совещание по этому поводу», – сообщила Татьяна Гермогенова.
В своем отзыве представитель прокуратуры Якутии Вячеслав Никифоров отметил, что действующее федеральное законодательство проводит дифференциацию в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей субъектов РФ и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан. Он также подчеркнул, что согласно федеральному закону №151 субъекты РФ, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения. Вячеслав Никифоров заключил, что Госсобрание (Ил Тумэн) правомочно внести соответствующие изменения в республиканское законодательство.
Итоговое решение Конституционного суда по данному делу будет оглашено 18 июня 2019 года.

Дьулус БОРОЧКОВ

Поделиться