1320

17 мая 2019 в 18:17

Разоблачение и наказание

 

Об административной ответственности за коррупционные правонарушения

 

В жизни России и её граждан проблема коррупции является одной из самых злободневных тем. В обыденном понимании определение коррупции связано, прежде всего, с государственной (муниципальной) службой. В то же время тенденция ее распространения просматривается и в иных сферах, включая коммерческую.

Одним из главных сдерживающих факторов проявления коррупции является риск разоблачения и наказания. Ответственность лиц за коррупционные правонарушения предусмотрена ст. 13 и ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». К таковым относятся уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность, налагаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применительно к сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) практике можно выделить административную ответственность как одну из наиболее встречаемых видов.
Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации является важнейшим элементов в механизме противодействия фактам коррупции, реализации политики государства, основанной на принципе неотвратимости наказания за их совершение.
Одной из ключевых мер противодействия фактам коррупции явилось введение норм, предусматривающих административную ответственность по ст. 19.28 и ст. 19.29 КоАП РФ. Возбуждение таких дел является исключительной компетенцией прокурора.
Так, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Целью данной статьи выступает обеспечение реализации требований федерального законодательства, определяющих правоограничения по соблюдению специальных правил при трудоустройстве на работу государственных (муниципальных) служащих или лиц, ранее замещавших названные должности, а также недопущение возникновения коллизии публичных и частных интересов.
Особую значимость в применении административной нормы играет размер штрафа, предусмотренный санкцией настоящей статьи – от 20 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, от 100 до 500 тысяч рублей – для юридических лиц, а также отсутствие законодательной возможности заменить административный штраф предупреждением.
Так, в период 2017 г.- первый квартал 2019 г. по постановлению прокуроров к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ привлечено 70 должностных и юридических лиц, в доход бюджета взыскан штраф на сумму более 3 млн. руб., в отношении двух лиц принято решение о досрочном прекращении полномочий.
Основной характер нарушений связан с не направлением уведомления о принятии на работу либо представлением такой информации с нарушением установленного законом срока. Однако имеет место и факт принятия на работу бывших государственных служащих в отсутствие согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Например, прокуратурой республики в ходе проверки акционерного общества установлено, что ее генеральный директор, ранее замещая руководящую должность в органах исполнительной власти республики, осуществлял в отношении организации функции государственного (административного) управления. После освобождения от занимаемой должности государственной гражданской службы он назначен руководителем юридического лица в отсутствие согласия Республиканской комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, что противоречило требованиям ч. 1 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

 

В период 2017 г.-
первый квартал 2019 г.
к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ привлечено
70 должностных и юридических лиц, в доход бюджета взыскан штраф на сумму
более 3 млн. руб.

 

По данному факту в адрес председателя Совета директоров компании внесено представление, по результатам его рассмотрения принято решение о прекращении полномочий генерального директора, трудовой договор с ним расторгнут.
Статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, выражающиеся в незаконной передаче, предложении или обещании от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица этими лицами действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Определяющую роль в борьбе с последствиями незаконных действий, подменяющими интересы общественного блага более узкими групповыми интересами, играет штраф, размер которого зависит от суммы денег, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Санкции каждой из частей рассматриваемой статьи предусматривают наложение штрафа только на юридических лиц в размере от 1 млн. руб. и выше с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Всего, в период с 2017 г. по 1 квартал 2019 г. органами прокуратуры республики по факту незаконного вознаграждения от имени юридического лица возбуждено 6 производств по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. Данные дела рассмотрены судами, виновным юридическим лицам наложен штраф на сумму более 12 млн. руб.
Например, прокурором г. Якутска возбуждено административное дело по ч.2 ст. 19.28 КоАП РФ в отношении ООО «Кластер».
Основанием послужила информация о возбуждении в отношении гр. В. уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ, по факту получения им взятки в особо крупном размере, за оказание содействия в заключении с ООО «Кластер» договоров на поставку компьютерного оборудования в ГАПОУ РС (Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» на общую сумму 2 675 751 руб.
Решением Мирового судьи судебного участка № 25 района Царицыно г. Москвы юридическому лицу назначен штраф в сумме 10 млн. руб. Решение судьи вступило в законную силу.
Немаловажным является и то обстоятельство, что установленный вступившим в законную силу судебным актом факт незаконного вознаграждения от имени юридического лица влечет негативные последствия для хозяйствующих субъектов в виде утраты возможности в течение двух лет принимать участие в заключении государственных и муниципальных заказов, что в конечном итоге может привести к банкротству или ликвидации организации.
Для исключения негативных последствий для представителей коммерческих структур, добровольно оказывающих содействие правоохранительным органам и участвующих в мероприятиях по изобличению коррумпированных чиновников, Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения.
В частности, статья 19.28 КоАП РФ дополнена примечанием, в соответствии с которым юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Это является действенной мерой в защите интересов бизнеса.
Например, решением Якутского городского суда от 12.10.2018 отменено постановление мирового судьи и прекращено производство в отношении ООО «Сахастройсервис-2000» по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ.
Суд, исследовав материалы дела, и, не оспаривая виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, пришел к выводу, что юридическое лицо способствовало выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с передачей денежных средств в размере 400 000 руб. директору одного из обществ с ограниченной ответственностью за отказ от участия в электронном аукционе на право заключения контракта, предметом которого являлось выполнение работ по поставке и монтажу покрытия для многофункциональных площадок образовательных организаций на территории Республики Саха (Якутия) на общую сумму 8 750 000 руб.
К иным составам административных наказуемых деяний, сопряженных с нарушением требований антикоррупционного законодательства, можно отнести требования ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
К примеру, в 2018 году за неисполнение обязанности по размещению на официальных сайтах органов местного самоуправления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих к административной ответственности привлечено 26 лиц, общая сумма штрафа составила 78 тыс. руб.
Подводя итог работы органов прокуратуры по привлечению к административной ответственности лиц, преступивших нормы законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, следует учесть, что нормы публичного права способны действовать эффективно лишь в условиях устоявшейся системы морально-нравственных принципов, направленных на решение возникающих в процессе жизни проблем легитимными способами без проявления фактов коррупции.

Отдел по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции

Поделиться