808

09 сентября 2019 в 15:43

На опасных виражах

Что нужно подрегулировать в федеральном законодательстве, чтобы на дорогах России перестали, наконец, гибнуть люди?

Мнение регионов

Вопрос не праздный, особенно, если учесть, что только в прошлом году в ДТП погибло около 18 тысяч россиян. В Якутии всего за 7 месяцев года было зарегистрировано 450 ДТП, в которых погиб 41 человек, а 612 получили травмы. Цифры внушительные даже на фоне того, что в целом, как говорят в ГИБДД, удалось добиться некоторого снижения (на 17%) этой печальной статистики по сравнению с прошлым годом.
Этой осенью в Госдуме на новый виток обсуждения планируют вынести проект федерального закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ» и внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ», который был принят первом чтении в декабре 2018 года. В частности, он предлагает ужесточить ответственность таксистов-нелегалов, ввести понятие «операторской службы» как информационного центра и т.д. Однако прежде, чем к обсуждению приступит нижняя палата российского парламента, сказал депутат Госдумы Федот Тумусов, открывая «круглый стол», посвященный обсуждению аспектов законодательного обеспечения безопасности движения на федеральных дорогах Якутии, есть необходимость послушать регионы. При этом, понимая многогранность этой темы, он предложил сосредоточиться на федеральных трассах и такси. А спикер Госсобрания РС(Я) Петр Гоголев заметил по этому поводу:
— Наша задача – выслушать позицию экспертов, органов исполнительной власти, общественности: какие есть риски и как их устранять, какое нужно выстраивать взаимодействие между разными уровнями власти…

Дороги все лучше, а ДТП все больше

Между тем, ситуация на дорогах с каждым годом и впрямь все сложней. И дело не только в том, что машин у населения все больше, а еще и в том, что качество федеральных трасс все лучше. В Якутии их три: «Вилюй», «Колыма» и «Лена».
— С одной стороны, с улучшением дорожного полотна сокращается время в пути и износ машин, а с другой, последствия ДТП, связанные с нарушением скоростного режима, все тяжелее. На хороших дорогах водители начинают лихачить и со скоростью справляются не все, — сказал начальник Управления ГИБДД МВД по РС(Я) Александр Архипов.
Он констатировал: сегодня основная причина многих ДТП – это недисциплинированность водителей. Причем, очень часто виноваты, как ни странно, водители автобусов.
Чтобы держать ситуацию под контролем, сообщил он, на федеральные трассы были выведены передвижные посты ДПС, что помогло выявить более 3 тысяч административных правонарушений, из которых 170 были совершены в состоянии алкогольного опьянения. При этом на участке трассы «Вилюй» в окрестностях Якутска наряды ДПС дежурят ежедневно. В районах, по которым пролегают автотрассы федерального значения, также обязаны обеспечить на них посменные дежурства.
Неплохо помогают новые технологии, и в частности, комплексы фото— и видеофиксации правонарушений. С начала года 6 таких установлены на автотрассе «Лена», а в сентябре этого года еще 18 комплексов появятся на федеральных дорогах «Вилюй» и «Колыма».
— В 2018 году вместе с собственниками автодорог «Вилюй» и «Лена» мы обследовали все их потенциально опасные участки: затяжные и опасные повороты, заниженные обочины, обрывы и т.д. В итоге в 2019 году ответственными за эти трассы были запрошены дополнительные средства на установку там дополнительных знаков, камер видеофиксации и т.д., — сказал он.
Однако не все острые ситуации на дорогах можно отрегулировать только на местном уровне. Есть проблемы, с которыми необходимо разбираться на уровне законов и внесения корректив в постановления федерального и республиканского правительства.
— Федеральные дороги Якутии отнесены к 3-4 категории. На таких трассах не устанавливаются разделительные барьеры между потоками машин. Однако это можно было бы сделать нам самим на некоторых особо опасных участках, тем более, что количество автотранспорта в республике с каждым годом все больше: как местного, так и транзитного, — считает Александр Архипов.
Обратил он внимание и на обустройство автотрасс.
— Почему-то при создании дорожной инфраструктуры мы забываем, что нужно организовывать условия для отдыха водителей. Согласно требованиям от одного обустроенного места отдыха до другого должно быть не более 150 км. У нас этого нет. Станциями ремонта машин и мотелями республика обеспечена только на 49%, — заметил он.
При этом особое внимание, по мнению начальника ГИБДД, должно быть акцентировано на такси.
— Сегодня в республике нет единой организации, которая бы координировала и контролировала их работу. Необходимо, чтобы была единая диспетчерская служба, которая фиксировала бы все, а работодатель нес ответственность за нерадивых водителей, — сказал Александр Архипов, добавив, что его ведомство настаивает также на ужесточении административной ответственности за незаконную перевозку пассажиров. Размер штрафов за это, по мнению инспекторов, пора увеличивать.

Штраф для нарушителя

С тем, что контроль за работой такси, особенно, междугородними, надо ужесточать, сегодня согласны многие. Особенно те, кому хоть раз «повезло» оказаться в машине, которая давно нуждается в ремонте, и с водителем, который о правилах дорожного движения узнал, вероятно, только вчера.
На первом месте в любом ДТП все же человеческий фактор. Между тем, культура вождения и уровень подготовки водителей сегодня в целом одинаково низки.
— Сегодня они работают, как могут, зачастую выстраивая свой рабочий режим на свой страх и риск. Многие совершают дальние рейсы, не отдыхая, торопятся вернуться домой, и тем самым подвергают угрозе жизнь пассажиров. Нет никаких технических стандартов, которые бы хоть как-то регламентировали работоспособность водителей, но необходимость в них есть, и значит, их пора создавать, — считает министр транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Александр Тарасов.
Более того, в адрес законодателей звучали предложения ввести ежегодную индексацию штрафов за нарушения правил дорожного движения, а также обратить внимание на высокую коррупционную составляющую при техосмотрах.

Почему проседают дороги?

Несмотря на то, что состояние федеральных автотрасс за последнее время стало лучше, огрехов при проведении ремонтных работ по-прежнему много. И это, конечно, не может не осложнять ситуацию на дорогах.
Как сообщила Главный государственный инспектор территориального отдела Госавтодорнадзора по РС(Я) Татьяна Алексеева, в ходе ежегодного обследования федеральных трасс «Лена», «Колыма», «Вилюй» было выявлено 123 нарушения федерального законодательства, выдано более 30 предписаний подрядным организациям. Общая сумма штрафов составила около 1 млн рублей.
Самое частое нарушение – не соблюдение технического регламента и использование при ремонте дорог не сертифицированных материалов, дорожных знаков и пр. Этим, по ее словам, грешат почти все подрядные организации.
— Например, может использоваться щебень из местных карьеров, но он не имеет декларации соответствия, что нарушает техрегламент. А главное, дорога не отвечает требованиям. К примеру, у нас есть недавно построенные участки трассы «Лена», где уже появились большие просадки, — сказала она. – Между тем, ситуация осложняется тем, что эти участки на гарантийном обслуживании. Однако фирмы-исполнители на сегодня либо обанкротились, либо покинули республику, и никто ничего не может с этим сделать. Этот вопрос стоит очень остро…
Во время дискуссии было затронуто немало острых тем. В итоге ее участники приняли резолюцию, в которой рекомендовали Госдуме РФ принять уже упоминавшийся федеральный закон, а правительству Якутии, в частности, рассмотреть возможность организации единой государственной диспетчерской службы межпоселенческого такси и т.д.

Елена ЕЛЕНИНА

Поделиться