794
03 декабря 2019 в 11:15
Испытание пенсией
С 1 января 2019 года работающим пенсионерам из числа малочисленных народов Севера отменили социальные пенсии по старости. По новым изменениям в законодательстве на них претендуют лишь неработающие пенсионеры. Кроме того, из-за правовых коллизий дополнительные социальные выплаты не могут получить рыбаки, кадровые охотники. Также многие не имеют возможности воспользоваться доплатами за «сельский стаж». Вопросы пенсионного обеспечения жителей арктических районов в свете принимаемых на федеральном уровне законопроектов рассмотрели на круглом столе, организованном профильным комитетом Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под председательством Елены Голомаревой.
Кадровые охотники оказались за бортом
Замглавы по сельскому хозяйству Оленекского национального эвенкийского района Марина Николаева сообщила, что соцвыплаты в размере 3335 рублей в районе получают 12 оленеводов. Средний размер пенсии в районе составляет 22025 рублей, всего пенсию в улусе получают 1256 пенсионеров. По словам Марины Христофоровны, ни один кадровый охотник в улусе не получает доплату к пенсии. Пусть и не работающий.
Проблема в правовой коллизии, отметила она. По действующему законодательству под категорию получателей данной выплаты подпадают промысловые охотники, а по трудовым книжкам люди числятся, как кадровые охотники. При этом разнорабочие вполне могут претендовать на получение доплат. «В списке получателей социальных выплат указана категория «разные рабочие». Означает ли это, что на доплаты претендуют люди, в трудовых книгах которых написано, что человек работал разнорабочим?», – спросила чиновник.
Охотники не имеют права претендовать и на прибавки к пенсии за сельский труд. Об этом сообщил заместитель управляющего Пенсионного фонда РФ по Якутии Марк Унаров. «В перечне должностей и профессий, которым положена прибавка к пенсии за сельский труд, охотник промысловик не указан. Другое дело чумработницы, которые указаны в перечне, соответственно, они имеют право на прибавку», – сказал Марк Николаевич.
Не всегда закон помеха
Печальная ситуация складывается в рыбодобывающих хозяйствах Булунского района. По словам начальника управления сельского хозяйства района Николая Корнилова, рыбаки в силу их сезонной занятости не имеют возможности выйти на пенсию по стажу. Однако, как оказалось, проблема в неграмотности руководства этих хозяйств. Марк Унаров пояснил, что пенсионные права формируются при своевременной и регулярной уплате страховых взносов и сдаче индивидуальных сведений работника. «Я так понял, что по рассматриваемой категории работников, никто этим не занимается. Соответственно люди относятся к категории неработающих и все права проходят мимо. Нужно решать этот вопрос. Когда будут выплачиваться страховые взносы и передаваться индивидуальные сведения, люди смогут в свое время выйти на пенсию», – сказал Унаров.
Руководитель клиентской службы отделения Пенсионного фонда в Жиганском национальном эвенкийском районе Таисия Татаринова сообщила, что у них социальную пенсию получают 36 оленеводов, в том числе три чумработницы. Надбавки за сельский стаж из 164 пенсионеров получают 19 сельчан, в том числе 15 оленеводов. 24 оленеводам не хватило требуемого стажа. Средний размер страховой пенсии в районе составляет 21800 рублей. У оленеводов – 19600 рублей. «У работающих пенсионеров пенсии совсем маленькие. Недавно мы назначили пенсию оленеводу в 15700 рублей. В настоящее время из 36 пенсионеров-оленеводов продолжают работу только семь», – добавила Татаринова.
Еще один правовой коллапс
Из-за несоответствия двух нормативно-правовых документов об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости и распоряжения правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» три наслега Якутии выпали из списка. Соответственно, граждане, которые проживают в этих наслегах, лишены права на определенные привилегии, которые предусмотрены федеральным законодательством в отношении коренных малочисленных народов Севера. Об этом сообщил заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Михаил Погодаев.
Кроме того, упорядочения требует распоряжение правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации». «Некоторые населенные пункты и межселенные территории, где КМНС ведут традиционную хозяйственную деятельность, не попали в этот перечень, соответственно представители КМНС не пользуются своими преференциями, льготами в местах своей деятельности, ущемлены их права», – пояснил Михаил Погодаев. «Для начала нам необходимо привести в соответствие населенные пункты в соответствии с республиканским законом о территориальном устройстве. Когда вопрос будет решен, мы будем направлять наши предложения в адрес федеральных органов власти», – добавил Погодаев.
Действовать в защиту
«Чтобы выработать эффективные предложения на федеральном уровне, нужны исследования и хороший анализ в сфере оленеводства, основанный на средней продолжительности жизни оленевода и условий его работы», – предложила Таисия Татаринова из Жиганского района.
Общественник Августа Марфусалова акцентировала внимание на расширении тарификации рабочих профессий. «Людям нужно помогать, они не разбираются в бюрократии. Этим должны заниматься пенсионщики, Минсельхоз и профком работников сельского хозяйства. Надо поработать с федералами по выходу на пенсию рыболовов и охотников», – сказала Августа Дмитриевна.
Парламентарий Виктор Губарев, соглашаясь с мнением участников круглого стола, отметил, что работа должна вестись в комплексе со всеми заинтересованными лицами.
«Работа по устранению правовых коллизий начата и будет продолжена», – подытожила Елена Голомарева.
Закон гласит
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступившим в силу с 1 января 2019 года, в пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми социальная пенсия по старости, назначенная гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
С 1 января 2019 года выплата социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера осуществляется только неработающим пенсионерам независимо от даты назначения пенсии (до 1 января 2019 года или после этой даты).
Татьяна ВАСИЛЬЕВА