976

03 июля 2015 в 09:27

«Арктического законодательства в Российской Федерации на деле не существует»

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков отметил, что создававшаяся десятилетиями начиная с 20-х годов прошлого века система арктического законодательства, основанная на плановой схеме регулирования экономических и социальных процессов, в последующие годы была упразднена и разрушена. В итоге остались некоторые фрагментарные, мало увязанные друг с другом правовые акты, регулирующие отдельные аспекты арктической сферы.

«Приступая к разработке Федерального закона «Об арктической зоне Российской Федерации», мы должны исходить из целесообразности и необходимости создания новой системы российского арктического законодательства, а не совершенствования, внесения изменений, дополнений в существующие, к тому же мало увязанные между собой законы», – подчеркнул он.

Спикер Ил Тумэна пояснил, что закон об арктической зоне РФ концептуально и по содержанию изначально должен разрабатываться как базовый закон для создаваемой в России новой системы арктического законодательства. Спикер Ил Тумэна выразил уверенность, что принятие данного базового закона потребует внесения отдельных и принципиальных изменений в существующее федеральное законодательство.
С другой стороны, по мнению А.Жиркова, разрабатываемые сегодня другие законы по арктической зоне, например о Северном морском пути, о ТОРах, должны стать или составной частью закона об арктической зоне, или содержать отсылочные нормы к закону об арктической зоне как базовому.

А. Жирков напомнил, что в прошлом году широко обсуждался проект федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Накануне проект федерального закона был обсужден на общем собрании Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». «Конечно, эти два проекта законов значительно отличаются. По Арктике условия жестче, там нужны другие механизмы и инструментарии. Однако в них много общего в концептуальной и содержательной частях. Во-первых, оба законопроекта основываются на соответствующей стратегии развития и государственных программах. Во-вторых, оба законопроекта востребованы особыми условиями жизнедеятельности в этих макрорегионах, не учитывая которые поднять эти громадные территории абсолютно невозможно. В-третьих, оба законопроекта призваны выравнивать условия для развития двух крупнейших макрорегионов, занимающих более 63% территории РФ. Таким образом, оба законопроекта устанавливают комплекс мер стимулирования экономики и заинтересованности населения с целью превращения этих территорий в привлекательные для жизнедеятельности. Как для бизнеса, так и для населения», – подчеркнул А. Жирков.

В своем выступлении докладчик остановился на определении понятия «арктическая зона». По его мнению, это понятие пока еще не устойчиво. Причины неустойчивости понятия он видит в спорах о территориях, включаемых в арктическую зону, а причиной этих споров является определение критериев, на основе которых должны быть определены эти территории. «Закладывать данные критерии в проект закона нет необходимости, так как они должны быть основой для определения территорий арктической зоны. Конечно, критерии должны быть отработаны и методологически выверены, обоснованы. Но в сам закон следует включить только исчерпывающий перечень территорий, составляющих арктическую зону», – выразил мнение А. Жирков, так как, прописав критерии в закон, законодатели столкнутся с бесконечными попытками внесения изменений в данные критерии. При этом парламентарий подчеркнул, что закон не должен иметь отсылочных норм.

А. Жирков озвучил два предложения. Первое предложение касается проекта федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», рассмотренного на общем собрании Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» с участием 11 субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона, поддерживающих этот законопроект. «Буквально год назад, когда мы здесь же обсуждали этот законопроект, параллельно разрабатывался законопроект о территориях опережающего развития (ТОР), который был принят. Время показало, что закон о ТОРах по своему содержанию и концепции был, есть и будет некоторой составной частью базового для Дальнего Востока и Байкальского региона закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», они не противоречат друг другу», – сказал А. Жирков и обратился к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентине Матвиенко с предложением рассмотреть возможность оформления законопроекта «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» в виде консолидированной законодательной инициативы Совета Федерации и законодательных (представительных) органов субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона и внести его в Государственную Думу. «Предложение о консолидированной законодательной инициативе – это хорошая идея. Это подчеркнет важность этого закона», – ответила В. Матвиенко.

Кроме того, А. Жирков отметил, что проблемами Арктики занимается Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, само название которого говорит о загруженности Комитета. В этой связи обратился с предложением рассмотреть возможность создания в Совете Федерации отдельного подразделения, которое бы занималось вопросами арктических территорий. Позже во время обсуждения данное предложение спикера якутского парламента поддержал президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, член Общественной палаты РФ Игорь Шпектор.

Поделиться