915

17 июля 2015 в 11:36

Консолидация усилий для продвижения социальных законопроектов

В Государственной Думе ФС РФ на рассмотрении находится законодательная инициатива Республики Саха (Якутия) и членов Совета Федерации ФС РФ № 357089-6 «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части оказания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях первичной медико-санитарной помощи в стационарных условиях и формирования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом плотности населения и особенностей региона.

Основная цель законопроекта – обеспечение доступности стационарной помощи в труднодоступных малонаселенных пунктах субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Предусматривает  законодательное закрепление возможности реализации права субъектов Российской Федерации, территории которых расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по организации оказания первичной медицинской помощи в стационарных условиях в труднодоступных и отдалённых малонаселённых пунктах, также возможности при формировании Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи учитывать не только климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, но и плотность и особенности расселения населения в регионе.

Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации дано отрицательное заключение на указанный проект федерального закона, парламентарии Якутии прилагают все усилия для решения особо значимого для республики вопроса.

На стадии подготовки законопроекта Республикой Саха (Якутия) проблема оказания первичной медико-санитарной помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ставилась перед органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

В этом вопросе республику поддерживают не только субъекты Дальнего Востока и Забайкалья, но также ряд регионов центральной России. Таким образом, актуальность вопроса не вызывает сомнений и требует своего решения.

По решению Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 ноября 2013 года проект федерального закона готовился к рассмотрению в первом чтении в феврале 2014 года, но его рассмотрение было перенесено на неопределенное время.

Министерство здравоохранения Российской Федерации отмечает, что для решения проблемы низкой доступности медицинской помощи Республика Саха (Якутия) включена в пилотный проект на 2014-2015 годы по развитию санитарной авиации, что позволит частично решить указанную проблему. Согласно действующему законодательству финансирование данных затрат осуществляется за счет средств субъекта. По расчетам, расходы бюджета Республики Саха (Якутия) в связи с реализацией проекта увеличатся только на перевозку на 5 487 млн рублей, тогда как содержание круглосуточных коек в труднодоступной местности обходится в 1 133,8 млн рублей, 835 млн рублей – на санитарную авиацию.
11 марта 2015 года в г. Якутске по инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) состоялся выездной «круглый стол» Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья на тему «Особенности организации медицинской помощи в условиях низкой плотности населения и ограниченной транспортной доступности на примере Республики Саха (Якутия)» с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти Дальневосточного федерального округа, депутатского корпуса республики, представителей министерств и ведомств республики, медицинской общественности.

Обсудив особенности организации медицинской помощи в условиях низкой плотности населения и ограниченной транспортной доступности на примере Якутии, участники «круглого стола» приняли рекомендации в адрес Минздрава, Минфина Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по охране здоровья, где рекомендовано с учетом состоявшегося обсуждения внести проект федерального закона № 357089-6 «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на рассмотрение Государственной Думы во время осенней сессии 2015 года.

Решение проблемы невозможно без внесения изменений в действующее законодательство. По мнению Республики Саха (Якутия), предлагаемые меры сегодня являются недостаточными для решения вопроса. Необходимо еще раз вернуться к законодательному закреплению возможности реализации права субъектов Российской Федерации, территории которых расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по организации оказания первичной медицинской помощи в стационарных условиях в труднодоступных и отдаленных малонаселенных пунктах. Республика Саха (Якутия) вынуждена искать пути выхода из сложившейся ситуации, когда больше трети населения республики оказались вне системы оказания полноценной медицинской помощи.

Поделиться