867

16 октября 2015 в 10:06

Музей для инвалида. Готовы?

Целый блок важнейших социальных законопроектов, по сути, стал «гвоздем» на сессии парламента 14 октября. И прежде всего, поправки в законы, которые так или иначе касаются инвалидов.

Будут ли инвалиды Якутии жить так же, как живут люди с ограниченными возможностями где-нибудь в Испании или Бельгии? Во всяком случае, должны. С ратификацией же в 2012 году Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов у них появился дополнительный шанс. Ведь Конвенция категорически отрицает любые проявления дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями – в лечении, образовании, трудоустройстве и т.д.
13_20151019055526_57906
Рассмотренный на сессии парламента проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РС(Я) по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» был подготовлен как раз в связи с этим. В итоге в процессе приведения в соответствие федеральному законодательству изменения были внесены в семь республиканских законов: «О республиканском референдуме», «О библиотечном деле», «Об охране здоровья населения в РС(Я)» и т.д. В каждом конкретном случае детально прописано все, на что теперь инвалиды имеют полное право.

К примеру, после внесения соответствующих изменений в республиканский Закон «О референдуме» все избирательные участки республики должны обязательно быть обеспечены «условиями для беспрепятственного доступа» инвалидов, которые хотят проголосовать. Аналогичное требование заложено и в поправках в республиканский Закон «О реализации отдельных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов (памятников истории и культуры) РФ в РС(Я)». Это значит, что при желании даже люди, прикованные к инвалидным коляскам, должны иметь возможность посетить любой музей Якутии, где бы он ни находился. И музеи (а также библиотеки, поликлиники, участки голосования и т.д.) обязаны быть к этому готовы.

Готовы ли они? Собственно, именно об этом интересовалась у министра труда и социального развития республики Александра Дружинина депутат Алена Атласова, когда в ходе обсуждения спросила о том, насколько все эти объекты доступны для инвалидов сегодня. «А если нет, то планируете ли вы в будущем вносить изменения в республиканский закон о градостроительной политике?» – уточнила депутат.
13_20151019055631_87881
Министр ответил, что сейчас его ведомство проводит ревизию всех нормативных республиканских документов в этой сфере. «И если нужно будет внести изменения в закон о градостроении, то мы это сделаем», – пообещал он.

Впрочем, музеи музеями, а наиболее остро инвалиды чувствуют дискриминацию, когда им под любыми предлогами отказывают в приеме на работу. Поэтому вопрос Алены Атласовой о том, как в Якутии с этим дела, был вполне правомерен.
13_20151019055043_98219
– В статье 24 Конвенции о правах инвалидов говорится о том, что государства, ратифицировавшие ее, признают право инвалидов на труд наравне с другими. Это значит, что всякая дискриминация тут отныне исключается. Должны расширяться возможности для предпринимательства, стимулирование найма этих людей в частном секторе, обеспечение их рабочими местами и т.д. А сколько инвалидов у нас работают в государственном секторе и есть ли какие-то республиканские программы, которые развивают это? – спросила она.

Точную цифру работающих в госсекторе министр назвать не смог, заметив, что на государственно-гражданскую службу в России вообще-то поступают на конкурсной основе: и инвалиды, и не инвалиды. Кто прошел по конкурсу, тот и поступил.

В то же время он заметил, что для трудоустройства людей с ограниченными возможностями сегодня действуют сразу два закона о квотировании рабочих мест для инвалидов – федеральный и республиканский. Первый, сообщил А. Дружинин, определил, что 1% численности учреждения, где работают свыше 100 человек, должны составлять как раз люди с ограниченными возможностями.

– Кроме того, в Якутии принят республиканский закон о квотировании рабочих мест для некоторых категорий населения, в том числе инвалидов. Там тоже определены процентные соотношения по трудоустройству инвалидов в городах и селах. В Департаменте занятости есть программы по их трудоустройству, которые подразумевают выделение средств на первоначальный капитал, создание собственного дела и т.д., – перечислил он.

Еще один вопрос касался образования, что особенно важно для детей-инвалидов. «Наше государство ратифицировало закон, которым признает право инвалидов на образование. Цель – исключить дискриминацию и в этой сфере, что предполагается сделать за счет внедрения инклюзивного образования на всех уровнях. Сегодня на сессии мы приняли бюджет, где учтены 104 млн федеральных средств на эти цели. Хотелось бы знать, на что пойдут деньги?» – поинтересовалась А. Атласова.
13_20151019055957_81772
По информации, которую дала министр образования Якутии Феодосья Габышева, они должны быть направлены на покупку соответствующего оборудования, инвентарь и прочее, что, как предполагается, поможет создать условия для полноценного обучения детей-инвалидов.

Кроме того, сообщила министр, речь уже идет не только о школах.

– По закону об образовании – а такие законы приняты как в России, так и в нашей республике – гарантируется инклюзивное образование для всех детей с особыми потребностями в образовании. А потому эти деньги заложены не только в системе общего и среднего образования. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы они были и для системы среднего профессионального образования, – сказала она.

И это, безусловно, очень важно, потому что учеба ребенка не должна заканчиваться с последним школьным звонком.

Впрочем, без проблем с обучением таких детей, конечно, не обходится. Особенно если говорить не о каких-то там специальных условиях, например, образовательных учреждениях коррекционного типа, а учебе в самых обычных школах, куда, как подразумевается, должны ходить такие дети. Посещать их, чтобы чувствовать себя на равных со сверстниками, а не ощущать себя «белыми воронами».

Депутат Алена Атласова верно подметила: сегодня практически все школы в Якутске (и не только в нем) переполнены. Работают в две смены, дети там учатся по 38-40 человек в классах… Как в таких условиях выдерживать требования инклюзивного образования?
– Сколько школ у нас предполагается переоборудовать на средства федеральной субсидии? – поинтересовалась она. Министр сообщила, что эти деньги поступили на 74 образовательные организации, включая школу №35 в Якутске. Что получится в ходе их освоения? Поживем – поглядим.

Депутат Ирина Енторова поинтересовалась нюансами оплаты проезда детей-инвалидов на лечение. «Как это обеспечивается и кто за это отвечает? У нас есть избиратели с детьми-инвалидами, которые не могут получить плату за проезд», – сообщила она. Министр труда и соцразвития А. Дружинин ответил, что этими вопросами сегодня занимается Фонд социального страхования. Помимо этого, республика дополнительно установила свои меры поддержки. «Принят республиканский закон, благодаря которому инвалиду, независимо от группы, оплачивают проезд один раз в год на лечение либо в санаторий», – сказал он.

…Принятый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РС(Я) по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», безусловно, важен.

Впрочем, законы законами, а жизнь жизнью. Можно не сомневаться: и сегодня далеко не всех инвалидов работодатели встречают с распростертыми объятиями. Радует одно: в России все больше нормативных документов, которые помогают таким людям в борьбе за достойное существование. И Конвенция о правах инвалидов – один из них.

Поделиться